Таможенное дело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:49, реферат

Описание

Таможенное право — это комплексная отрасль законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

таможенное реферат.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

     Таможенное  право — это комплексная отрасль законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.

     В системе отраслей таможенное право  тесно связано с другими отраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.

     Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.

     Административное  право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РБ об административных правонарушениях.

     Финансовое  право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финансового права.

     Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие общественно опасные деяния, именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения к ответственности данного рода. Основной источник данной отрасли Уголовный кодекс РБ содержит главу «Преступления в сфере экономической деятельности». В ней изложены составы неправомерных деяний, совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

     Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений. В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.

     Систему таможенного права составляют Общая  и Особенная части. В Общую часть входят положения, имеющие общее значение для данной отрасли таможенного законодательства. Они раскрывают предмет и метод права, его принципы, источники, правовой статус субъектов таможенных правоотношений, характеристику объектов таможенно-правового регулирования, содержание таможенной службы. Особенная часть посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь, дифференциации таможенных режимов, производству таможенного оформления, классификации таможенных платежей, формам таможенного контроля, а также материально-правовым и процессуальным правилам юридической ответственности в области таможенного дела.

     Таможенное  законодательство — одна из новых  и динамичных отраслей законодательного регулирования. Государство, регулируя общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, облачает свои решения в «правовые одежды», используя различные формы права. Что же является источником таможенного права? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо уяснить особенность, заключающуюся в том, что таможенная служба в Беларуси имеет федеральный статус. Управление областью таможенного дела осуществляется на уровне Республики Беларусь, поэтому источники данной отрасли представлены нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти. Они обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами на всей территории республики.

     Источниками таможенного права являются правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти, содержащие общеобязательные правила поведения в области таможенного дела.

     Законодательство  о таможенном деле представлено исключительно источниками общереспубликанского уровня. Источником таможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, который содержит общие правила о таможенном деле и его элементах. Таким образом, источник таможенного права должен носить нормативный характер. Акты, касающиеся конкретных вопросов, являются индивидуальными. Как правило, они направляются конкретным адресатам и связаны с единовременным применением (например, приказ о назначении на должность).

     Согласно  таможенному кодексу таможенное законодательство состоит из действующего Таможенного кодекса РБ и принятых в соответствии с ним иных законов. Они именуются актами таможенного законодательства. Однако круг источников таможенного права гораздо шире. Иерархия нормативных правовых актов, являющихся источниками таможенного права, представляет собой традиционную триаду: Конституция РБ, законы и подзаконные акты.

     Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь. В рамках таможенного права ключевым понятием является «перемещение», в соответствии с которым участник таможенных правоотношений либо уже переместил товары и транспортные средства через таможенную границу, либо перемещает их в настоящее время, либо имеет намерение переместить их в будущем. Кроме того, участник таможенных правоотношений может не осуществлять экспорт либо импорт груза, но все равно будет связан с перемещением товаров и транспортных средств каким-либо иным образом (например, таможенный перевозчик, таможенные органы). В соответствии таможенным кодексом перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств — это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики Беларусь либо вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом под незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу понимается совершение действий по ввозу и вывозу с таможенной территории Республики Беларусь товаров и транспортных средств с нарушением порядка, установленного законодательством о внешнеторговой деятельности.

     Предметом таможенного права являются общественные отношения, связанные с перемещением груза через таможенную границу Республики Беларусь в любых направлениях и любым способом, а именно две группы отношений: по ввозу и вывозу товаров и (или) транспортных средств. Ввоз груза на таможенную территорию Республики Беларусь — это фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Республики Беларусь и все последующие действия с этим грузом до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории Республики Беларусь — это подача декларации или совершение иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а также все последующие действия с грузом до фактического пересечения ими таможенной границы Республики Беларусь. При этом к действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров или транспортных средств с таможенной территории, относятся:

     - вход (въезд) физического лица, выезжающего за пределы Республики Беларусь, в зону таможенного контроля;

     - въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь в целях убытия его с таможенной территории Республики Беларусь;

     - сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Республики Беларусь;

     - действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и транспортными средствами внеустановленных в соответствии с законодательством РБ мест.

     В соответствии с  таможенного кодексом таможенное законодательство РБ регулирует отношения в области таможенного дела, которые можно подразделить на четыре группы (это предмет таможенного права):

     - отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;

     - отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля;

     - отношения в сфере обжалования актов, действий и бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

     - отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

     Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. В рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия:

     - императивный метод — это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения;

     - диапозитивный метод — это метод дозволений. Данный 
метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых 
договоров, например при регулировании договора перевозки).

     Основные  принципы перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь сформулированы в таможенном кодексе Республики Беларусь. Они также называются принципами таможенного права, среди которых отдельно выделяются:

     - принцип законности, который является общим для всех 
отраслей российского права. В рамках таможенного права принцип законности предполагает, что действия участников таможенных правоотношений соответствуют Конституции Республики Беларусь и республиканскому законодательству о внешнеторговой деятельности;

     - принцип  взаимности и суверенного равенства государств, согласно которому все иностранные государства, которые предоставляют Республике Беларусь максимально возможный доступ товаров на внутренний рынок страны, вправе рассчитывать на аналогичные условия поставки собственных товаров на внутренний рынок Республики Беларусь. Принцип взаимности является характерным для международных отношений в целом;

     - принцип равноправия, в соответствии с, которым все лица на равных основаниях имеют право на ввоз или вывоз товаров и (или) транспортных средств и право на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях,  не  противоречащих законодательству Республики Беларусь. Право лиц на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств реализуется в совокупности с обязанностью данных лиц пройти таможенное оформление и контроль, а также соблюдать условия пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами. Согласно статьям таможенного кодекса все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в соответствии с актами таможенного или иного законодательства Республики Беларусь,  при осуществлении которых таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения. При этом требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, нежели это минимально необходимо для проведения таможенного регулирования. В соответствии статьями таможенного кодекса никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска.

     Международное право и международные договоры Республики Беларусь являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законодательством РБ, то применяются правила международного договора.

Информация о работе Таможенное дело