Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:25, контрольная работа
Цель моей работы провести анализ форм и систем заработной платы как основной формы мотивации, рассмотреть сущность мотивации и стимулирования труда, определить мотивационную составляющую заработной платы, охарактеризовать формы и системы заработной платы.
Введение
3
1. Трудовые отношения
5
1.1. Трудовые отношения: понятие, стороны
5
1.2. Нормы, регулирующие трудовые отношения
7
2. Сущность заработной платы и ее формирование
9
2.1. Понятие заработной платы
9
2.2. Факторы формирования и заработной платы
13
2.3. Методы регулирования заработной платы
17
2.4. Функции, элементы и принципы организации заработной платы
19
2.5. Организации оплаты труда
25
Заключение
27
Список используемой литературы
28
Введение |
3 |
1. Трудовые отношения |
5 |
1.1. Трудовые отношения: понятие, стороны |
5 |
1.2. Нормы, регулирующие трудовые отношения |
7 |
2. Сущность заработной платы и ее формирование |
9 |
2.1. Понятие заработной платы |
9 |
2.2. Факторы формирования и заработной платы |
13 |
2.3. Методы регулирования заработной платы |
17 |
2.4. Функции, элементы
и принципы организации |
19 |
2.5. Организации оплаты труда |
25 |
Заключение |
27 |
Список используемой литературы |
28 |
Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально-экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. Высокий уровень заработной платы может оказать благотворное влияние на экономику в целом, обеспечивая высокий спрос на товары и услуги. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятий рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.
В настоящее время минимальная оплата труда не выполняет роли социальной гарантии, адекватно отражающей социально-экономические условия и сопоставимой с минимальным потребительским бюджетом. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат, штрафов и пени.
Специфика переходного периода состоит в том, что в условиях либерализации социально-трудовых отношений государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в полную силу. Это привело к тому, что процессы в этой области приобрели стихийный, бессистемный характер.
Для нынешней ситуации в области оплаты труда характерна возросшая дифференциация в уровне заработной платы между отраслями, регионами и предприятиями. Значительно выше средней по стране уровень заработной платы в топливо-энергетических отраслях, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях.
К числу важнейших
в настоящее время относится
также проблема устранения чрезмерной
дифференциации в оплате труда руководителей
предприятий и остальных
Организация оплаты труда является важной составляющей организации труда на предприятии. Из всего разнообразия существующих форм и систем оплаты труда каждое предприятие выбирает ту систему, которая в наибольшей степени соответствует конкретным условиям производства (характеру выпускаемой продукции, конкретному технологическому оборудованию, уровню управления, рынку сбыта, объему спроса и т.д.).
Изложенный взгляд, подтверждается актуальностью темы курсовой работы.
Цель моей работы провести анализ форм и систем заработной платы как основной формы мотивации, рассмотреть сущность мотивации и стимулирования труда, определить мотивационную составляющую заработной платы, охарактеризовать формы и системы заработной платы.
Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, выполнении определенного вида работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором называются трудовыми отношениями. Все работодатели, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства. Трудовое законодательство не распространяется на следующих лиц (если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
— военнослужащих при
исполнении ими обязанностей военной
службы;
— членов советов директоров и наблюдательных
советов (за исключением лиц, заключивших
с организацией трудовой договор);
— лиц, работающих по договорам
гражданско-правовою характера;
Если между сторонами заключен договор
гражданско-правового характера, но в
ходе судебного разбирательства установлено,
что это фактически трудовой договор,
то считается, что имеют место трудовые
отношения.
— других лиц, если это установлено федеральным законом.
Отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются нормами трудового законодательства в той части, которая не урегулирована специальным законом.
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник — это физическое лицо, вступившее
в трудовые отношения с работодателем.
Работниками считаются все лица наемного
труда, а также работающие участники акционерных
обществ, товариществ, производственных
кооперативов. Работающий собственник
предприятия может быть одновременно
и работодателем, и работником. В трудовые
отношения можно вступать с 16 лет. При
получении основного общего образования
либо прекращении учебы трудовой договор
можно заключать и с 15 лет. С согласия одного
из родителей (опекуна, попечителя) и органа
опеки и попечительства трудовые отношения
распространяются на 14-летних подростков.
Они могут выполнять легкий труд в свободное
время, если это не причиняет вреда их
здоровью и не нарушает процесса обучения.
Дети, занятые театральной, кинематографической,
цирковой деятельностью, могут вступать
в трудовые отношения до 14 лет, если это
происходит без ущерба их здоровью и нравственному
развитию, с согласия одного из родителей
(опекуна, попечителя) и органа опеки и
попечительства. На государственной службе,
на предприятиях с вредными или опасными
условиями труда, на подземных работах,
а также на работах, выполнение которых
может причинить вред их здоровью и нравственному
развитию (игорный бизнес, работа в ночных
кабаре и клубах, производство, перевозка
и торговля спиртными напитками, табачными
изделиями, наркотическими и иными токсическими
препаратами), человек может работать
только после 18 лет. Перечень работ,
на которых запрещается применение труда
работников в возрасте до восемнадцати
лет, утвержден Правительством РФ.
Возрастные нормы для работников строго обязательны. Нарушившие их предприниматели и администрация привлекаются к ответственности, а трудовые отношения с подростками прекращаются. Максимального возраста для вступления в трудовые отношения трудовым законодательством не предусмотрено, однако для пребывания на государственной службе он установлен — 65 лет. Трудовой договор не может быть заключен с человеком, признанным судом недееспособным вследствие душевного заболевания или слабоумия, поскольку он не в состоянии осмысленно выполнять возложенные на него трудовые обязанности. Способность трудиться для инвалидов определяется соответствующей медицинской комиссией. Судом может быть лишен права заниматься определенной деятельностью гражданин, совершивший преступление. Ограничение может быть только частичным и временным, полное лишение граждан права на труд не допускается. Работодателем может быть как юридическое, так и физическое лицо (любой гражданин вправе заключить трудовой договор с няней, домработницей и т.д.). Индивидуальные предприниматели после достижения 16 лет полностью дееспособны и выступают в качестве работодателей на равных правах с юридическими лицами.
1.2. Нормы регулирующие трудовые отношения.
Нормы трудового законодательства распространяются на всех работников и работодателей, заключивших трудовой договор. Они должны применяться всеми работодателями (и юридическими, и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права и, в свою очередь, подразделяются на федеральные и локальные. К федеральным нормативным актам трудового права относятся
1. Конституция Российской Федерации, которая являются юридической базой трудового законодательства;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
3. Федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
4. Указы Президента Российской Федерации, постановления Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения;
5. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.
Следует отметить, что
акты Пленума Верховного Суда Российской
Федерации сами по себе являются источниками
права. Они не могут вводить новые нормы
или изменять старые. Но в результате обобщения
судебной практики Верховный Суд Российской
Федерации может прийти к выводу о необходимости
внесения изменений в действующее законодательство.
К локальным нормативным актам трудового
права относятся:
2. Сущность заработной платы и ее формирование.
2.1. Понятие заработной платы.
Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов.
В то же время он выступает важным источником удовлетворения потребностей индивида и достаточным мотивообразующим фактором.
Одним из основных мотивов взаимоотношений человека, как носителя способностей к труду и организации, как института их реализации, являются отношения по поводу оплаты труда. В этом разрезе важными и равнозначными для понимания являются вопросы сущности, функций и принципов организации оплаты труда.
В условиях перехода к рыночной экономике предприятия ищут новые модели оплаты труда, ломающие уравниловку и дающие простор развитию личной материальной заинтересованности. Однако прежде чем сконструировать механизм оплаты труда в новых условиях, нужно определить, что же такое заработная плата, ибо многие экономисты и практики настойчиво доказывают, что вместо понятия «зарплата» следует употреблять понятие «трудовой доход».
Однако наиболее принципиальным является не искать новое в терминологии, а более обстоятельно выявить суть и свойства экономической категории «зарплата» в изменившихся условиях. Определение заработной платы как доли общественного продукта (совокупного общественного продукта, национального дохода и т.п.), распределяемого по труду между отдельными работниками, противоречит рынку.
Здесь доказывается только источник заработной платы, к тому же не совсем конкретно называется этот источник. Кроме того - заработная плата распределяется только по количеству и качеству труда. Но ее размеры зависят и от фактического трудового вклада работника, от конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия. И, наконец, определение заработной платы, как части совокупного общественного труда, национального дохода, которые формируются на уровне общества, затушевывает связь заработной платы с непосредственным источником ее формирования, с общими результатами работы трудового коллектива.
С учетом выше указанного,
рассматриваемую категорию
Определим сущность заработной платы. Большую часть доходов потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень их цен. В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы: