Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:13, реферат
В зависимости от вида трудового спора и его характера определяется порядок его разрешения. Для индивидуальных трудовых споров о применении законодательства о труде предусмотрены два способа разрешения: 1) общий порядок, когда спор вначале рассматривается в комиссии по трудовым спорам, а в случае несогласия работника или собственника с решением КТС — в судебном порядке; 2) непосредственно в районном (городском) суде.
Введение 1
Понятие трудовых споров, их виды и причины возникновения. 1
2. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров 3
3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров 4
4. Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия законной и незаконной забастовки 7
Список литературы 9
Оглавление
Введение 1
Понятие трудовых споров, их виды и причины возникновения. 1
2. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров 3
3. Порядок разрешения коллективных трудовых споров 4
4. Право на забастовку и его реализация. Правовые последствия законной и незаконной забастовки 7
Список литературы 9
Условия возникновения трудовых
споров делятся на два вида: организационно-
Трудовые споры — это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником (коллективом работников) и собственником предприятия (уполномоченным им органом) по поводу применения норм трудового законодательства, а также установления новых или изменения существующих условий труда. Моментом возникновения индивидуального трудового спора является обращение с заявлением работника или собственника в соответствующий орган, рассматривающий трудовые споры. Коллективный трудовой спор (конфликт) возникает с момента, когда уполномоченный представительный орган наемных работников, категории наемных работников, коллектива работников либо профсоюза получил от собственника или уполномоченного им органа уведомление о полном или частичном отказе в удовлетворении коллективных требований и принял решение о несогласии с решением собственника или уполномоченного им органа (представителя), либо когда сроки рассмотрения требований, предусмотренных Законом, истекли, а ответ от собственника не поступил.
Классифицировать трудовые
споры на виды можно по следующим
основаниям: по субъектам; содержанию;
характеру и порядку
— на производственном уровне
— наемные работники (отдельные
категории наемных работников) предприятия,
учреждения, организации или их структурных
подразделений либо профсоюзная
или иная уполномоченная наемными работниками
организация и собственник
— на отраслевом, территориальных
уровнях — наемные работники
предприятий, учреждений, организаций
одной или нескольких отраслей (профессий)
либо административно-
— на национальном уровне — наемные работники одной или нескольких отраслей (профессий) или профсоюзы либо их объединения или иные уполномоченные этими наемными работниками органы и собственники, объединения собственников либо уполномоченные ими органы или представители;
— на национальном уровне —
наемные работники одной или
нескольких отраслей (профессий) или
профсоюзы либо их объединения или
иные уполномоченные наемными работниками
органы и собственники, объединения
собственников либо уполномоченные
ими органы (представители на территории
большинства административно-
По характеру индивидуальные трудовые споры делятся на споры о применении норм трудового законодательства, а также споры об установлении новых или изменении существующих условий труда.
В зависимости от вида трудового
спора и его характера
Индивидуальные трудовые споры о применении действующего законодательства о труде разрешаются в порядке, предусмотренном главой КЗоТ “Индивидуальные трудовые споры”.
По признаку подведомственности можно выделить три вида порядка разбирательства индивидуальных трудовых споров:
1. Общий порядок, который
включает в себя
2. Судебный порядок, при
котором рассмотрение
3. Особый порядок,
В общем порядке, начиная с КТС, рассматривается большинство споров, возникающих из трудовых правоотношений, вне зависимости от того, является ли работник штатным или нештатным, временным, совместителем, членом профсоюза.
Конституцией расширены
возможности судебной защиты прав и
свобод, в том числе и трудовых.
Согласно ст. 55 Конституции Украины
все права и свободы человека
и гражданина защищаются судом. Этой
статьей закреплена одна из важнейших
гарантий осуществления как
В соответствии со ст. 2 Закона
Украины “О порядке разрешения коллективных
трудовых споров (конфликтов)” от 3
марта 1998 года коллективный трудовой спор
(конфликт) — это разногласия, возникшие
между сторонами социально-
а) установлению новых или изменению существующих социально-экономических условий труда и производственного быта;
б) заключению или изменению коллективного договора, соглашения;
в) выполнению коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;
г) невыполнению требований законодательства о труде.
Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляется по вопросам, предусмотренным:
— пунктами “а” и “б” статьи 2 Закона — примирительной комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные статьей 9 Закона, — трудовым арбитражем;
— пунктами “в” и “г” статьи 2 Закона — трудовым арбитражем.
Примирительная комиссия
— орган, предназначенный для
выработки решения, которое может
удовлетворить стороны
Трудовой арбитраж — орган, который состоит из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по сути трудового спора (конфликта).
Трудовой арбитраж создается по инициативе одной из сторон либо независимого посредника в трехдневный срок.
Количественный и персональный состав трудового арбитраже определяется по соглашению сторон. Если стороны не достигнут соглашения, то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров (п. 2.2 Положения о трудовом арбитраже, утвержденного приказом Национальной службы посредничества и примирения от 4 мая 1999 г. №37). В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся представителями сторон коллективного трудового спора (конфликта), либо лица, которые в той или иной мере заинтересованы в его одностороннем решении (п.2.6 Положения).
С целью предупреждения возникновения коллективных трудовых споров, их прогнозирования и содействия своевременному их разрешению, осуществления посредничества для разрешения таких споров (конфликтов) Указом Президента Украины от 17 ноября 1998 года № 1258/98 создана Национальная служба посредничества и примирения (Праця 1 зарплата. — 1998.— № 23 (159). Согласно п. 1 Положения о Национальной службе посредничества и примирения национальная служба посредничества и примирения (далее — НСПП) является постоянно действующим органом, созданным Президентом Украины для содействия урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов).
Основными задачами НСПП являются:
— содействие взаимодействию сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов), возникших между ними;
— прогнозирование возникновения коллективных трудовых споров (конфликтов) и содействие своевременному их разрешению;
— осуществление посредничества и примирения во время разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
НСПП имеет право:
— принимать участие в разрешении коллективного трудового спора на всех его стадиях;
— координировать работу трудового арбитража, направлять своих специалистов, экспертов для участия в работе примирительных органов;
— бесплатно получать от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, профсоюзов, работодателей и их объединений, сторон коллективного ,трудового спора (конфликта) информацию, необходимую для использования во время проведения примирительных процедур;
— предупреждать стороны о нарушениях ими требований действующего законодательства во время рассмотрения коллективного трудового спора (конфликта) и возможных последствиях таких нарушений;
— посылать органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендации по принятию мер для разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), реализация которых относится к их компетенции.
НСПП в пределах своих полномочий принимает решения, которые имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта), соответствующими центральными либо местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (п. 6 Положения).
В соответствии со ст. 44 Конституции
Украины работающие имеют право
на забастовку для защиты своих экономических
и социальных интересов. Порядок
осуществления права на забастовку
устанавливается Законом
Забастовка может быть начата, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) либо собственник или уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примирительных процедур либо не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Согласно ст. 17 Закона забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Запрещается проведение забастовки в условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде либо препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотии или ликвидации их последствий.
Запрещается проведение забастовки работников (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка.
В случае объявления чрезвычайного
положения Верховная Рада Украины
или Президент Украины могут
запретить проведение забастовок на
срок, не превышающий одного месяца.
Дальнейшее запрещение должно быть одобрено
совместным актом Верховной Рады
Украины и Президента Украины. В
случае объявления военного положения
автоматически наступает