Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 13:17, контрольная работа
Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр». История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков.
1. История возникновения и развития Арбитражных судов
2. Задачи арбитражных судов
3. Принципы организации и деятельности арбитражных судов
4. Структура и полномочия арбитражных судов РФ
5. Судебные акты арбитражного суда
Список использованных источников и литературы
Содержание
1. История возникновения и развития Арбитражных судов
2. Задачи арбитражных судов
3. Принципы организации
и деятельности арбитражных
4. Структура
и полномочия арбитражных
5. Судебные акты арбитражного суда
Список использованных
источников и литературы
1.
История возникновения
и развития Арбитражных
судов
Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр». История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков.
Издревле в Российском государстве существовали суды для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Первое упоминание о торговом суде на территории Руси в уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича встречается в 1135 году.
В судопроизводстве Древней Руси применялось только судоговорение, которое "было необыкновенно логично и просто, без всякого излишнего многословия и многоописания". В сельской местности преобладало третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по обычаям.
В Малороссии издавна существовали особые суды, назначение которых состояло в примирительном и, во всяком случае, сокращенном, чуждом всякого формализма, производстве спорных дел", - писал русский исследователь Г. Барац.
Впоследствии действия суда определялись судными статьями и грамотами. В качестве примера можно привести Уставную Белозерскую грамоту 1488 года, Уставную грамоту князя Александра, данную Смоленской земле в 1505 году, Уставную грамоту князя Сигизмунда 1509 года, данную Волынской земле, Псковскую судную грамоту 1397-1467 годов.
Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667г.), который постановил "выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать".
Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721г.). Он создал Главный магистрат, который судил торговые дела, ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу, но не допускал применения в торговых судах обычаев, признавая их чуждыми всему историческому прошлому России. Царь предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и Указами, то есть нормами права. В период царствования Императора Петра Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришедший на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате8. Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях. Суды, в ведении которых находились торговые дела, стали называться Судами Таможенными.
Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды, просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства.
Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав ( о подсудности, о призыве и явке в суд, об отводах, об отобрании показаний сторон и приведении дела в ясность и так далее ), включавших в себя 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.
Судебная реформа 1864 года в России коммерческих судов организационно не коснулась, однако произошли изменения в судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.
Судебные Уставы 1864 года, включавшие в себя процессуальные нормы, применительно к деятельности коммерческих судов, имели существенные недостатки при их издании, поскольку были опубликованы разбросано в разных частях Свода законов. Поэтому, после смерти императора Александра, судьи таких городов как Москва, Санкт-Петербург, Казань, обратились с всеподданнейшим ходатайством о "Высочайшем повелении издать Судебные Уставы 1864 года особой книгой с наименованием оной "Судебные Уставы Императора Александра Николаевича" по примеру древних исторических памятников Русского законодательства: Правды Ярославской, Судебников Иоанна Третьего и Четвертого, Уложения царя Алексея Михайловича, дабы таковое издание ныне разъединенных в Своде Законов Судебных Уставов 1864 года, украшенное Державиным Именем усопшего Государя, послужило к вечному воспоминанию, из рода в род и от поколения к поколению переходящему, об Александре Втором не только как о Царе-Освободителе, но и как о Царе-Законодателе, положившем в России основание Суду скорому, правому, милостивому и равному для всех".
Первый коммерческий суд был основан в Одессе в 1808 году. А спустя 24 года указом императора Николая I были утверждены учреждения коммерческих судов и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 года.
Советская власть упразднила коммерческие суды декретом №1 и с этого момента все споры между государственными организациями решались в административном порядке.
После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.
80 лет
назад, 21 сентября 1922 года Всероссийским
Центральным Исполнительным
Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями.
Новая история арбитража начинается в 1991 году, когда был принят Закон "Об арбитражном суде", создавший систему государственных арбитражных судов, которые действовали как самостоятельная ветвь судебной власти. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, легализации существования нескольких форм собственности.
Временем начала деятельности Высшего арбитражного суда Российской Федерации и нынешней системы арбитражных судов можно считать февраль 1992 года. В рамках судебной реформы, в частности в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", в стране создана единая судебная система.
Арбитражные суды создают гарантии защиты права в равной мере гражданам-предпринимателям и предприятиям, организациям и учреждениям. Принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, 1 части Гражданского кодекса и других основополагающих нормативных актов выявило потребность в разработке и принятии нового Закона "Об арбитражных судах в РФ" и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данные нормативные акты в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
В апреле 1995 года были приняты закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс РФ и закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 года ввёл в систему арбитражных судов третий уровень - окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между арбитражными судами субъектов РФ и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в Российской Федерации выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции.
На сегодняшний день арбитражные суды и их практика являются, по существу, точным индикатором экономики, зеркалом происходящих в ней процессов. Система арбитражных судов работает и выполняет свою немаловажную роль в механизме государства, и без неё представить современную российскую экономику и государство уже невозможно.
Сегодня система арбитражных судов работает и выполняет свою немаловажную роль в механизме государства, без которой представить современную российскую экономику и государство уже невозможно.
2. Задачи арбитражных судов
В отличие от судов общей юрисдикции арбитражные суды рассматривают, в основном, экономические споры.
В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита
нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов
лиц, осуществляющих
2) обеспечение
доступности правосудия в
3) справедливое
публичное судебное
4) укрепление
законности и предупреждение
правонарушений в сфере
5) формирование
уважительного отношения к
6) содействие
становлению и развитию
Следует отметить, что новейшее законодательство об организации и деятельности арбитражных судов расширило круг дел, подведомственных арбитражному суду, передав в ведение этой системы ряд новых категорий дел:
− с участием иностранных организаций и граждан;
− дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
− дел о банкротстве предприятий.
3. Принципы организации и деятельности арбитражных судов
Принципы организации и деятельности арбитражных судов весьма близки тем принципам, на которых строится система судов общей юрисдикции. При осуществлении своих полномочий судьи арбитражных судов обладают статусом, установленным Законом о статусе судей.
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:
− независимости судей арбитражных судов;
− законности;
− равенства всех перед законом и судом;
− равноправия сторон;
− состязательности;
− непосредственности судебного разбирательства;
− гласности судебного разбирательства;
− языка судопроизводства.
Изменены правила и о языке арбитражного судопроизводства. Они приведены в соответствие со ст. 68 Конституции, говорящей о том, что государственным языком Российской Федерации является русский язык. Из этого следует, что судопроизводство во всех арбитражных судах ведется только на русском языке. Участвующим же в деле лицам, если они не владеют русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела и участия в судебных действиях с помощью переводчика. Обеспечение перевода – обязанность арбитражного суда.
Изначальным организационным принципом
арбитражного процесса является принцип
выборности судей арбитражных судов. Закон
РФ "Об арбитражном суде", принятый
4 июля 1991 года (ст. 13), предусматривал образование
арбитражных судов на началах выборности.
Данное положение было закреплено также
в ст. 6 Закона "О статусе судей в РФ".
В настоящее время арбитражные суды формируются
иначе и судьи арбитражных судов не избираются,
а назначаются на должность. Существует
два пути назначения судей арбитражных
судов на должность. Одни судьи назначаются
на должность Советом Федерации Федерального
Собрания РФ, другие - Президентом РФ. Независимо
от того, в каком порядке происходит назначение
на должность арбитражного судьи, ни одно
лицо не может быть представлено к назначению
без соглашения соответствующей квалификационной
коллегии судей. Советом Федерации Федерального
Собрания РФ по представлению Президента
РФ назначается на должность Председатель
Высшего Арбитражного Суда РФ. По представлению
Президента РФ, основанному на представлении
Председателя Высшего Арбитражного Суда
РФ, Совет Федерации Федерального Собрания
РФ назначает на должность также заместителей
Председателя Высшего Арбитражного Суда
РФ и других судей Высшего Арбитражного
Суда РФ (п. 1 ст. 8 Федерального конституционного
закона РФ "Об арбитражных судах в РФ").
Председатели, заместители председателей
и судьи арбитражных судов субъектов РФ
назначаются на должность Президентом
РФ по представлению Председателя Высшего
арбитражного Суда РФ с учетом мнения
законодательных (представительных) органов
соответствующих субъектов РФ. Полномочия
судей арбитражных судов арбитражных
судов не ограничены каким-либо сроком
(ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в РФ").
Прекращение полномочий судьи допускается
только по решению соответствующей квалификационной
коллегии судей (ст. 8 Закона "Об арбитражных
судах в РФ"). Принцип сочетания единоличного
и коллегиального состава суда при рассмотрении
дел. Дела в первой инстанции рассматриваются
судьями арбитражного суда единолично.
При этом они действуют от имени суда.
По решению председателя арбитражного
суда любое дело может быть рассмотрено
в суде первой инстанции коллегиально.
При коллегиальном рассмотрении и разрешении
дела в состав суда должно входить трое
или другое нечетное количество судей.
Обязательный коллегиальный состав суда
предусмотрен при рассмотрении в суде
первой инстанции дел о признании недействительными
актов государственных органов, органов
местного самоуправления и иных органов,
а также дел о несостоятельности (банкротстве).
Все дела апелляционной, кассационной
и надзорной инстанции рассматриваются
только коллегиальным составом суда (ст.
14 АПК РФ). Вопросы, возникающие при рассмотрении
дел арбитражным судом в коллегиальном
составе, разрешаются судьями большинством
голосов. Никто из судей не вправе воздержаться
от голосования. Председательствующий
в заседании голосует последним. Судья,
не согласный с решением большинства,
обязан подписать это решение и вправе
изложить в письменном виде, свое особое
мнение, которое приобщается к делу, но
не объявляется. Лиц, участвующих в деле,
с особым мнением не знакомят. Оно может
учитываться судом при пересмотре решения
в случае его обжалования. Высший арбитражный
суд проводит в течение трех лет эксперимент
по рассмотрению дел с привлечение арбитражных
заседателей (ст. 8 Федерального закона
РФ "О введение в действие АПК РФ"
от 5 мая 1995 года). Принцип независимости
судей арбитражных судов отнесен к числу
основных принципов деятельности арбитражных
судов в РФ (ст. 6 Федерального конституционного
закона "Об арбитражных судах в РФ").
Этот принцип означает, что при осуществлении
правосудия судьи арбитражного суда независимы,
подчиняются только Конституции РФ и федеральному
закону. Какое бы то ни было построение
воздействия на судей, вмешательство в
их деятельность любых государственных
органов, органов местного самоуправления
и иных органов, организаций, должностных
лиц и граждан не допустимы и влекут за
собой ответственность, установленную
административным и уголовным законодательством.
Суждения о фактических обстоятельствах
дела, достоверности доказательств, о
правах и обязанностях сторон должны быть
убеждениями самих судей арбитражного
суда, а не суждениями, навязанными им
другими лицами извне. Судья арбитражного
суда при разрешении экономических и иных
споров обязан применять закон и вправе
подчинять свое решение усмотрению глав
местной администрации, органов власти,
должностных лиц. Существовавшее ранее
(до 1974 года) право органов государственного
управления пересматривать решения соответствующих
арбитражей в настоящее время, естественно
не действует. Независимость судей обеспечивается
политическими, экономическими, правовыми
гарантиями (ст. 1011 Закона "О статусе
судей в РФ"). Далее гарантий на три вида
условно, т. к. все гарантии закреплены
в различных нормах права. К политическим
гарантиям независимости судей арбитражного
суда относятся те положения, которые
запрещают судьям быть представителями
каких-либо государственных и иных организаций,
состоять в политических партиях, движениях,
представлять интересы должностных лиц,
государственных образований, территорий,
наций, народностей, социальных групп.
Решения арбитражного суда должны быть
свободными от соображений практической
целесообразности и политической склонности
судей. К экономическим гарантиям независимости
судей арбитражного суда относятся те
положения законодательства, которые
предоставляют судьям за счет государства
материальное и социальное обеспечение,
соответствующее высокому статусу судей,
бесплатное предоставление жилой площади
и другие социальные льготы. Высший Арбитражный
Суд РФ осуществляет меры по созданию
условий, необходимых для деятельности
арбитражных судов (п. 3 ст. 9 Закона "О
статусе судей в РФ"). К юридическим
гарантиям независимости судей арбитражных
судов относятся: установленный законом
порядок отправления правосудия, несменяемость,
установлены порядок отбора и наделения
судей арбитражных судов полномочиями,
право судьи на отставку, запрет вышестоящему
арбитражному суду давать в своих определениях
при отмене решения нижестоящего арбитражного
суда указания о достоверности или недостоверности
доказательств, о том, какую норму материального
права следует применять при новом рассмотрении
дела (ч. 2 ст. 178 АПК РФ). Судья, члены его
семьи и их имущество находится под особой
защитой государства. Органы внутренних
дел обязаны принимать необходимые меры
к обеспечению безопасности судьи и всех
членов его семьи, сохранности принадлежащего
им имущества. Судья арбитражного суда
не обязан давать каких-либо объяснений
по существу рассмотренных или находящихся
в производстве дел кому бы то ни было
для ознакомления, иначе как в случаях
и в порядке, предусмотренных процессуальным
законом. Средства массовой информации
не вправе предрешать в своих сообщениях
результаты рассмотрения и разрешения
конкретного спора до принятия арбитражным
судом решения. Независимость судей гарантирует
неприкосновенность личности судьи (ст.
16 Закона "О статусе судей в РФ"). Неприкосновенность
судьи распространяется также на его жилище
и служебное помещение, используемые им
транспорт и средства связи, его корреспонденцию,
принадлежащее ему имущество и документы.
Судья не может быть привлечен к административной
и дисциплинарной ответственности. Судья
арбитражного суда не может быть привлечен
к какой-либо ответственности за выраженное
им при осуществлении правосудия мнение
и принятое решение, если вступившим в
законную силу приговором суда не будет
установлена его виновность в преступном
злоупотреблении. В законе регламентирован
служебный прядок привлечения судей к
уголовной ответственности (п. п. 3 - 7 ст.
16 Закона "О статусе судей в РФ").