Конкурсное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:02, реферат

Описание

Для тех, кто потерпел неудачу в бизнесе и поэтому не может рассчитаться по своим долгам, законом предусмотрена процедура банкротства. Смысл ее в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность, ну а если это невозможно — справедливо распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование процедуры банкротства позволяет одним получать передышку и с честью выходить из сложного положения, а другим — обворовывать кредиторов и захватывать чужие предприятия.

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………..3
1. Роль конкурного управляющего в принудительной ликвидации организации………………………………………………………………………..5
2. Определение конкурсной массы и требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс………………………………………7
3. Продажа имущества должника, расчеты с кредиторами и составление ликвидационного баланса……………………………….....................................11
Заключение………………………………………………………………………16
Библиографический список……………………………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

конкурсное производство.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………….……………………………………..3

  1. Роль конкурного управляющего в принудительной ликвидации организации………………………………………………………………………..5

2. Определение  конкурсной массы и требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс………………………………………7

3.  Продажа  имущества должника, расчеты с  кредиторами и составление ликвидационного  баланса……………………………….....................................11

Заключение………………………………………………………………………16

Библиографический список……………………………………………………..18

 

     Введение

     Для тех, кто потерпел неудачу в бизнесе и поэтому не может рассчитаться по своим долгам, законом предусмотрена процедура банкротства. Смысл ее в том, чтобы дать возможность должнику восстановить платежеспособность, ну а если это невозможно — справедливо распределить имеющиеся активы между кредиторами. Умелое использование процедуры банкротства позволяет одним получать передышку и с честью выходить из сложного положения, а другим — обворовывать кредиторов и захватывать чужие предприятия.

     В сложные для экономики времена от банкротства не застрахован никто. Такие испытания, как резкое падение спроса, массовый отказ расплачиваться в срок по долгам, сложность и дороговизна привлечения новых кредитов, способны превратить в банкрота еще не так давно успешное и устойчивое в финансовом отношении предприятие. Происходящее сейчас в отечественном бизнесе доказывает, что риск банкротства тем выше, чем агрессивнее была экспансия, чем больше заемных средств использовалось для развития и чем больше руководители и владельцы компании рассчитывали на рост рынков и своей доли на них. По мнению опытных юристов, несмотря на то, что формально механизм банкротства запустили пока единицы, признаки неплатежеспособности, описанные в законодательстве, сегодня налицо уже у многих.

     В отечественном праве главным документом, регулирующим процедуру банкротства, является федеральный закон N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года. С момента появления этого закона в него неоднократно вносились различные изменения и поправки, последние — в декабре 2008 года. Несмотря на это в действующем российском законодательстве о банкротстве до сих пор целые области все еще остаются белыми пятнами. Так, к примеру, установленная федеральным законом возможность банкротства физических лиц на практике пока не может быть реализована, так как для этого необходимо принятие ряда дополнительных документов. Таким образом, стать банкротом у нас пока могут лишь предприятия — юридические лица, а также обладатели статуса частного предпринимателя.

     Если  не вдаваться в частности, суть процедуры банкротства можно свести к избавлению от непосильных долгов. При этом государство, если оно, конечно, не является одной из сторон конфликта, выступает лишь в качестве арбитра. Главными сторонами в процессе банкротства являются сам банкрот и его кредиторы. А государство обычно представлено судом, выносящим решения по делам о банкротстве. В нашей стране банкротствами занимаются арбитражные суды.

     Сама  процедура упрощенно выглядит так. Сначала в суд обращается инициатор  банкротства. Что важно, банкротство может быть вызвано не только неспособностью погасить какой-либо долг (например, банковский кредит), но и невозможностью осуществлять текущие платежи — налоговые, арендные и т. п. По закону минимальная сумма неисполненных обязательств для банкротства предприятий составляет 100 тыс. руб., а минимальная просрочка — три месяца.

     После этого суд, рассмотрев аргументы  сторон, должен принять решение. Если судьи в принципе соглашаются  с необходимостью банкротства, то обычно в процессе появляется новое действующее лицо — арбитражный управляющий. На разных этапах процедуры банкротства должность этого человека может называться по-разному: временный, административный или конкурсный управляющий, но суть от этого не меняется — это назначенное судом должностное лицо берет в свои руки управление банкротящейся компании.

     После того как расчеты завершены, предприятие-банкрот  прекращает свое существование. А вместе с ним прекращают существования  и все его долги, которые выплатить  не удалось.  

  1. Роль  конкурного управляющего в принудительной ликвидации организации

     Конкурсное  производство – ликвидационная стадия развития конкурсных отношений, стадия, когда о спасении должника речи уже не идет. Мероприятия конкурсного производства направлены на достижение следующих целей:

     ● поиск и аккумулирование имущества  должника;

     ● реализацию этого имущества;

     ● распределение средств между  кредиторами;

     ● ликвидацию должника – юридического лица.

     На  осуществление всех мероприятий  конкурсного производства предоставляется один год. Этот срок может быть продлен судом на шесть месяцев. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд. В нем должна содержаться следующая информация:

     - о признании должника банкротом;

     - открытии конкурсного производства;

     - назначении конкурсного управляющего;

     - признании утратившей силу регистрации должника.

     Открытие  конкурсного производства влечет возникновение  для должника и кредиторов определенных последствий:

  1. Наступление срока исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей.
  2. Прекращение всех финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
  3. Прекращение режима конфиденциальности любых сведений, касающихся финансового состояния должника.
  4. Совершение определенных действий и сделок (включая предъявление требований) только в соответствии с нормами Закона о банкротстве, регулирующими проведение конкурсного производства.
  5. Отстранение руководителя и органов управления должника от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом, прекращение полномочий собственника имущества должника – унитарного предприятия.

     Конкурсный  управляющий действует с момента  его утверждения арбитражным  судом до даты завершения конкурсного  производства. К нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

     В течение месяца с даты введения конкурсного  производства управляющий должен предупредить всех работников должника о предстоящем  увольнении.

     После того как управляющий примет в ведение имущество должника, он должен провести инвентаризацию этого имущества и пригласить независимого оценщика для его оценки. В ходе конкурсного производства управляющий принимает меры  для сохранения имущества должника, а также для выявления и возврата его имущества, находящегося у третьих лиц. Кроме того, управляющий должен вести реестр требований кредиторов, настаивать на возврате третьими лицами задолженности организации-должника, а также в случае необходимости, возражать против требований кредиторов, предъявленных должнику.

     Когда расчеты с кредиторами завершены, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о  проведении конкурсного производства. К отчету конкурсный управляющий  должен приложить:

  • Документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  • Реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;
  • Документы, подтверждающие погашение требования кредиторов.

     Поскольку конкурсный управляющий обязан действовать  в интересах кредиторов, то контроль за его деятельностью осуществляют кредиторы и арбитражный суд. По требованию как кредиторов, так и суда управляющий обязан в любое время предоставить о ходе конкурсного производства. Особо регламентирован контроль за финансами должника. Отчеты об использовании денежных средств представляются управляющим по требованию, но не чаще чем раз в месяц.

     В ходе конкурсного производства полномочия управляющего складываются из двух составляющих:

     - полномочия отстраненного руководства, связанные с хозяйственной деятельностью и управлением юридического лица;

     - полномочия, свойственные только арбитражному управляющему, связанные с достижением цели конкурса. 

     2. Определение конкурсной массы и требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс

     Ликвидация  предприятия, т. е. прекращение деятельности юридического лица без правопреемника, - это длительный процесс, который состоит из двух этапов:

  1. формирования конкурсной массы предприятия-должника и определения всей совокупности предъявляемых к предприятию требований кредиторов;
  2. продажи имущества должника и погашения предъявленных претензий кредиторов за счет конкурсной массы предприятия-банкрота.

     Конкурсная  масса – понятие, в которое Закон вкладывает вполне определенный смысл: в соответствии с п. 1 ст. 131 Закона все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Между тем, представляется более целесообразным использовать другой термин – имущественная масса – для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом т открытия конкурсного производства. Далее производятся определенные добавления и изъятия из имущественной массы. Все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы.

     Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т. е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество. В формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляют определенные дополнения и изъятия. Выделим сначала виды имущества, добавляемые в имущественную массу:

  1. Имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц.
  2. Имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности.
  3. Денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности – имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства.
  4. Имущество, являющееся предметом залога, переданным кредитору-залогодержателю (заклад).
  5. Денежные средства, полученные в результате истребования управляющим средств на содержание определенных объектов, которые должны были, но не были приняты третьими лицами, названными в Законе.

     Из  имущественной  массы изымаются:

  1. Имущество, исключенное из гражданского оборота.
  2. Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе и права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности.
  3. Жилищный фонд социального использования,  а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные, лечебные учреждения и т. д.).
  4. Имущество третьих лиц, находящееся у должника бех правовых оснований.

     Одна  из обязанностей конкурсного управляющего, связанных формированием конкурсной массы и ее распределением между кредиторами, заключается в ведении реестра кредиторов. В настоящее время ведение реестра может осуществляться не только самим управляющим, но и реестродержателем, статус которого определен п. 1 ст. 16 Закона. Решение о привлечении реестродержателя принимается собранием кредиторов. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 134 Закона о банкротстве. Порядок уплаты налогов и сборов в период конкурсного производства установлен п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

     После того, как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный  ликвидационный баланс, а после погашения  предъявленных кредиторами требований – окончательный ликвидационный баланс.

     В промежуточном балансе отражается фактическая стоимость имущества должника, за счет которого будут погашены требования кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, а также собственный капитал предприятия (пассив). Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия служит бухгалтерский баланс на последнюю дату, которая предшествовала открытию конкурсного производства. Выделим основные особенности формирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными ликвидационными балансами:

Информация о работе Конкурсное производство