Контрольная работа по "Арбитражному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:19, контрольная работа

Описание

Конституция как основополагающий закон государства прямо и непосредственно влияет на российское правосудие, а правосудие, в свою очередь, определяет развитие конституционализма в нашей стране. В настоящее время арбитражные суды - это самостоятельная часть судебной системы России, структурный элемент механизма современного Российского государства, который занимает одно из ключевых мест в системе обеспечения законных прав и интересов участников экономического оборота.

Содержание

Конституционно-правовой статус арбитражного суда. Система, структура, компетенция арбитражного суда………………………………………………3
Судопроизводство в арбитражных судах: задачи, виды судопроизводства (исковое судопроизводство; производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; по установлению фактов, имеющих юридическое значение; производство по делам о несостоятельности (банкротстве))……………………………………………..8
Задача №1……………………………………………………………………….14
Задача №2……………………………………………………………………….17
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы………20

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

 

 

  1. Конституционно-правовой статус арбитражного суда. Система, структура, компетенция арбитражного суда………………………………………………3
  2. Судопроизводство в арбитражных судах: задачи, виды судопроизводства (исковое судопроизводство; производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; по установлению фактов, имеющих юридическое значение; производство по делам о несостоятельности (банкротстве))……………………………………………..8

Задача №1……………………………………………………………………….14

Задача №2……………………………………………………………………….17

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы………20

 

  1. Конституционно-правовой статус арбитражного суда. Система, структура, компетенция арбитражного суда

Конституция как основополагающий закон государства прямо и непосредственно влияет на российское правосудие, а правосудие, в свою очередь, определяет развитие конституционализма в нашей стране.

В настоящее время арбитражные  суды - это самостоятельная часть судебной системы России, структурный элемент механизма современного Российского государства, который занимает одно из ключевых мест в системе обеспечения законных прав и интересов участников экономического оборота.

Официальное закрепление принципа единства судебной системы на уровне Основного Закона страны не исключает фактической обособленности нескольких подсистем в судебной системе России. Так, на основе анализа положений ст. ст. 125 - 127 Конституции Российской Федерации учеными правоведами был сделан вывод о том, что в настоящее время отечественная судебная система состоит из двух самостоятельных систем (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) и одной совокупности судебных органов (конституционно-уставных судебных органов), систему не образующих, при этом сформированные системы входят в судебную систему страны в качестве подсистем.

Определяя место арбитражных  судов в системе органов государственной  власти Российской Федерации и анализируя ст. 1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в юридической литературе высказывается мнение о том, что, во-первых, арбитражные суды являются особой, специализированной ветвью российской системы органов судебной власти1 (есть и противоположные точки зрения Т.К. Андреевой и Т.Е. Абовой, которые не считают арбитражные суды специализированными2), во-вторых, в силу подведомственности дел арбитражные суды не связаны с другими ветвями судебной системы - общими и военными судами и Конституционным Судом Российской Федерации, в-третьих, исторический анализ возникновения и развития арбитражных судов в России свидетельствует о том, что на протяжении двух веков органы, разрешающие хозяйственные споры в России, существовали отдельно от ее системы органов судебной власти3.

Ведущим субъектом регулирования  публично-правовых отношений в единой федеральной системе арбитражных  судов выступает государство в лице Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выполняющего целый ряд важных полномочий.

Существенное изменение  роли высших судебных инстанций в  проводимых в государстве реформах обусловило необходимость общетеоретического осмысления проблем организации и функционирования судебной власти в целом и отдельных ее составляющих, в частности определения той уникальной роли и места, которое занимает Высший Арбитражный Суд в механизме современного Российского государства.

Конституционный статус Арбитражного Суда представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления полномочий названного органа судебной власти, и является целостной системой, которая состоит из взаимосвязанных структурных элементов.

По мнению Н.А. Богдановой, необходимо отличать нормативный конституционно-правовой статус от фактического статуса, под  которым понимается реальное положение  субъекта конституционно-правовых отношений  в связи с действием норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях4. Данное утверждение является справедливым, поскольку специфика конституционного статуса обусловлена назначением и самой природой Конституции Российской Федерации, которая призвана закреплять основополагающие, руководящие начала организации государства и общества и регулировать наиболее существенные общественные отношения. Нормы Конституции Российской Федерации являются исходными, при определении статуса того или иного субъекта конституционных отношений, его ядром.

Конституционно-правовой статус Арбитражного Суда РФ закреплен в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации.

Применительно к Арбитражному Суду РФ можно констатировать полное совпадение нормативного конституционно-правового  статуса со статусом фактическим.

Совокупность законодательно закрепленных элементов образует конституционно-правовой статус Арбитражного Суда РФ как составной части судебной системы России и федерального органа государственной власти5.

Арбитражные суды - это особая разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Система арбитражных  судов установлена Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», основывается на общих принципах и положениях судоустройства и судопроизводства, которые в равной степени действуют и для Конституционного Суда, и для судов общей юрисдикции.

В настоящее  время судебную арбитражную систему  в РФ составляют:

1) Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации;

2) федеральные  арбитражные суды округов (арбитражные  кассационные суды);

3) арбитражные  апелляционные суды;

4) арбитражные  суды первой инстанции в республиках,  краях, областях, городах федерального  значения, автономной области, автономных  округах (далее - арбитражные суды  субъектов РФ).

Под устройством  любого арбитражного суда понимается его внутренняя структура.

Состав Высшего  Арбитражного Суда РФ:

- Пленум Высшего  Арбитражного Суда РФ;

- Президиум  Высшего Арбитражного Суда РФ;

- судебная коллегия  по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия  по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав федерального арбитражного суда округа:

- президиум федерального  арбитражного суда округа;

- судебная коллегия по  рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Состав арбитражного апелляционного суда:

- президиум арбитражного  апелляционного суда;

- судебная коллегия по  рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

- судебная коллегия по  рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений.

Состав арбитражного суда субъекта РФ представлен президиумом. В арбитражном суде субъекта РФ также  могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражных  судов РФ могут быть образованы и  иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта РФ.

Полномочия арбитражных  судов.

В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

1) защита нарушенных  или оспариваемых прав и законных  интересов лиц, осуществляющих  предпринимательскую и иную экономическую  деятельность, а также прав и  законных интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение  доступности правосудия в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности;

3) справедливое  публичное судебное разбирательство  в установленный законом срок  независимым и беспристрастным  судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование  уважительного отношения к закону  и суду;

6) содействие  становлению и развитию партнерских  деловых отношений, формированию  обычаев и этики делового оборота.

Приведенные задачи осуществляются арбитражными судами присущими  им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью  полномочий, указанных в арбитражном  процессуальном законодательстве. Для  осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями.

 

  1. Судопроизводство в арбитражных судах: задачи, виды судопроизводства (исковое судопроизводство; производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; по установлению фактов, имеющих юридическое значение; производство по делам о несостоятельности (банкротстве))

Формулируя  задачи судопроизводства в арбитражных  судах, законодатель в статье 2 АПК закрепил цели, стоящие перед всем арбитражным процессом.

Комплексный анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что у арбитражного процесса имеется  два вида целей.

Непосредственные цели:

а) обеспечение доступности  правосудия в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

б) защита нарушенных или  оспариваемых прав и законных интересов  лиц, осуществляющих предпринимательскую  и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

Цели, совпадающие с целью  всего государства и общества, то есть более высокого уровня:

а) укрепление законности;

б) предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

в) формирование уважительного  отношения к закону и суду;

г) содействие становлению  и развитию партнерских деловых  отношений, формированию обычаев и  этики делового оборота.

Задачей арбитражного процесса является справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом6.

Законодательство  о судопроизводстве в арбитражных  судах устанавливает порядок  рассмотрения дел по экономическим  спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Несмотря на разнообразие характера дел, АПК РФ 1995 г. предусматривал единый исковой порядок рассмотрения дел в арбитражном суде. В нем отсутствовало деление судопроизводства на отдельные виды.

О делении судопроизводства в арбитражных судах на отдельные  виды можно сделать вывод также  из содержания ст. ст. 28 - 33 АПК РФ. Согласно ст. 28 арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

К ведению арбитражного суда отнесены также дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов, об административных нарушениях, о взыскании обязательных платежей и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства (ст. 29 АПК РФ).

Арбитражные суды рассматривают  в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК РФ).

Таким образом, судопроизводство в арбитражном суде первой инстанции  легально состоит из трех видов: исковое  производство, производство по делам, возникающим из административных и  иных публичных правоотношений, а также особое (бесспорное) производство7.

Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела.

1. Об оспаривании нормативных  правовых актов, затрагивающих  права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл. 23 АПК РФ).

Информация о работе Контрольная работа по "Арбитражному процессу"