Контрольная работа по "Арбитражному процессуальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ.
Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по рассмотрению дел с участием иностранных лиц
Соглашение об определении компетенции арбитражных судов в Российской Федерации
Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по применению обеспечительных мер по делам с участием иностранных лиц
Судебный иммунитет
Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям
Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц
Процессуальные права и обязанности иностранных лиц
Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения
Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Арбитражному процессуальному праву, Иванова МВ, О-Ю3с.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

       В последние десятилетия в  мировом сообществе широко используется ограниченный иммунитет, который не распространяется на гражданско-правовые сделки, совершаемые иностранными государствами.

       Аналогичная тенденция наблюдается  во взглядах российских специалистов, когда они анализируют двусторонние международные договоры и судебную практику. Ограничение иммунитета иностранного государства при таком подходе может иметь место тогда, когда решается вопрос о его гражданско-правовой ответственности при совершении сделки не в целях обеспечения выполнения публичных функций, а для извлечения прибыли. Последний вывод всегда носит оценочный характер.

       Определенность в вопросе абсолютного  или относительного иммунитета  иностранного государства может  наступить только после присоединения  Российской Федерации к многосторонним международным договорам.

       Государства, их органы и обособленные  подразделения, принадлежащая им  собственность пользуются иммунитетом  в соответствии с названной  конвенцией только при осуществлении  суверенных функций. То есть  ограничения свидетельствуют об отсутствии абсолютного иммунитета, хотя в юридической доктрине такая концепция наряду с концепцией ограниченного иммунитета имеет место.

       Поэтому наличие у государства  иммунитета не является безусловным  основанием для освобождения его органов от ответственности по принятым на себя обязательствам.

       Если лицо, обладающее международным  иммунитетом, участвует в судебном  заседании, исследует доказательства, представляет суду отзыв и  при этом не ссылается на  наличие у него иммунитета, то оно добровольно ограничивает иммунитет, выражая свое согласие на разбирательство дела в российском суде конклюдентными действиями.

       Российская Федерация не участвует  в Европейской конвенции об  иммунитете от 16 мая 1972 г. с участием Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Швейцарии и других стран, но содержащиеся в ней критерии представляют интерес для судебной практики, поскольку она ориентирует на то, что сторона в заявленном споре не может ссылаться на принадлежащие ей льготы и привилегии, если выступает в суде в качестве истца, заявляет встречный иск, ссылается на иммунитет после принятия судом решения по существу спора.

       2. Международные организации являются  межправительственными, а потому  обладают некоторыми изъятиями,  которые имеют отношение к сфере действия национального законодательства, в том числе о судопроизводстве.

       Наделение международных организаций  судебным иммунитетом необходимо  для беспрепятственного осуществления  ими своих функций. Поэтому  иммунитет международных организаций является не суверенным, а функциональным.

       Если международные иммунитеты  государств основаны на их  суверенитете ("равный над равными  власти не имеет"), то международные  иммунитеты межправительственных  организаций возникают только  на договорной основе.

       Функциональная природа иммунитетов  иностранных организаций предопределяет  необходимость их защиты от  контроля со стороны отдельных  государств-участников, обеспечения  неподконтрольности их имущества  по месту нахождения международной организации и освобождения от налогов.

       Иммунитет межправительственных  организаций закрепляется, как правило,  в их уставах, иных учредительных  документах. Уточнение иммунитетов  имеет место в соглашениях  (международных договорах), положениях  уставов межправительственных организаций, в постановлениях их органов, которые, как правило, включают несколько видов иммунитетов. Среди них следует различать иммунитеты от применения национального законодательства, от судопроизводства, собственности.

       Иммунитет от применения национального законодательства имеет отношение к сделкам межправительственных организаций с юридическими и физическими лицами, к документам этих организаций и имеет значение для установления в спорных отношениях применимого права.

       3. Наряду с широким использованием права на иммунитеты международные организации могут в силу тех или иных обстоятельств отказаться от них.

       На отказ от иммунитета уполномочено  только высшее должностное лицо  международной организации или  его заместитель, действующий на основании специальной доверенности.

       Отказ от международных иммунитетов  производится в целях обеспечения  безупречной репутации международных  организаций, их готовности к  добросовестным действиям в тех  случаях, когда использование иммунитета являлось бы свидетельством негуманного отношения к пострадавшим людям, нуждающимся в возмещении вреда. В этих целях международным организациям рекомендовано заключать договоры страхования транспортных средств на случай причинения внедоговорного вреда. В случае возникновения вреда от источника повышенной опасности международные организации выражают готовность к рассмотрению гражданского спора в национальном суде. При других обстоятельствах международные организации тщательно оценивают обращение к ним по поводу отказа от международных иммунитетов и согласия на участие в судебном разбирательстве.

       Отказ от судебного иммунитета  как иностранного государства,  так и международной организации  влечет беспрепятственное рассмотрение  дела арбитражным судом в общеустановленном порядке. 

Процессуальные  последствия рассмотрения иностранным судом  дела по спору между  теми же лицами, о  том же предмете и  по тем же основаниям

В соответствии со ст.252 АПК последствия рассмотрения иностранным судом тождественного дела различаются следующим образом. При рассмотрении в иностранном суде тождественного дела иск следует оставлять без рассмотрения по основаниям гл.17 АПК. Ведь процесс в другом государстве по целому ряду причин может завершиться без результатов, например, иск может быть не рассмотрен вследствие правил о судебном залоге и т.д. При наличии решения иностранного суда, исполнение которого может быть возможным в Российской Федерации, следует прекращать производство по делу (гл.18 АПК).

Отметим, что процессуальные последствия, связанные  с оставлением иска без рассмотрения либо прекращением производства по делу, наступают только при условии  возможности придания судебному  решению, которое может быть вынесено за рубежом, равной юридической силы с российским судебным решением на основе двустороннего или международного договора о взаимном признании и исполнении судебных решений.

Хотя  в ч.2 ст.252 АПК прекращение производства по делу в российском арбитражном  процессе связывается с наличием оснований ст.244 АПК, при этом следует учитывать и правила ч.1 ст.241 АПК, согласно которой признание и приведение в исполнение решений иностранных судов возможно только в том случае, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом. Последнее положение имеет принципиальное значение, поскольку до настоящего времени Россия имеет не так много договоров о взаимном признании и исполнении решений государственных судов, в связи с чем норма ч.2 ст.252 АПК подлежит применению во взаимосвязи с соответствующим международным договором Российской Федерации об исполнении судебных актов.

Порядок рассмотрения дел  с участием иностранных  лиц

В соответствии со ст.253 АПК дела с участием иностранных  лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам АПК с особенностями, предусмотренными гл.33 АПК, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. При этом дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства, либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные АПК.

В случаях, если иностранные лица, участвующие  в деле, рассматриваемом арбитражным судом, находятся или проживают вне пределов России, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на шесть месяцев.

Как видно, разбирательство дел с участием иностранных лиц в арбитражных  судах ведется преимущественно  в соответствии с национальным процессуальным законодательством. Если международным  договором Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Поэтому возникает необходимость анализа правил судопроизводства с  точки зрения, во-первых, особенностей правового регулирования рассмотрения дел с иностранным элементом с точки зрения национального законодательства и, во-вторых, применения и в целом реализации положений международного и иностранного процессуального законодательства. 

Процессуальные  права и обязанности  иностранных лиц 

Согласно  ст. 398 ГПК РФ, отражающей в целом  принцип так называемого "национального  режима", иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее - иностранные лица) имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. 254 АПК РФ иностранные лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, имеют право обращаться в арбитражные суды в РФ.

Это означает, что такие лица наделены процессуальными  правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими  гражданами и организациями. Нормы  ст. 398 ГПК РФ и ст. 254 АПК РФ на такие  дела прежде всего распространяют принцип "национального режима". Согласно этому принципу иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации разного статуса внутри нашей страны пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами и организациями Российской Федерации. В общей форме он закреплен ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: "Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 19 апреля 2002 г. расшифровывает понятия "иностранные граждане" и "лица без гражданства". Иностранный  гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Статус иностранных организаций определяется по законодательству государств, где они учреждены.

Требования, предъявляемые к  документам иностранного происхождения

1. По  общему правилу арбитражный суд  принимает в качестве доказательств  официальные документы из другого  государства при условии их легализации дипломатическими или консульскими службами Российской Федерации. Под легализацией понимается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и - в надлежащем случае - подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Легализация иностранного документа необходима для его представления в качестве доказательства в арбитражном процессе, но она не исключает проверки со стороны суда с целью установления правильности содержащихся в нем сведений по существу.

В случаях, предусмотренных Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 г. (Гаагская конвенция 1961 г.), арбитражный суд принимает без легализации официальные документы из Австралии, Австрии, Антигуа и Барбуды, Аргентины, Армении, Багамских островов, Белиза, Бельгии, Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Ботсваны, Брунея, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Израиля, Испании, Италии, Кипра, Латвии, Лесото, Лихтенштейна, Люксембурга, Маврикия, Македонии, Малави, Мальты, Мавритании, Маршалловых островов, Мексики, Нидерландов, Норвегии, Панамы, Португалии, Сан-Марино, Сейшельских островов, Словении, США, Суринама, Тонги, Турции, Фиджи, Финляндии, Франции, Хорватии, Швейцарии, Югославии, Южно-Африканской Республики, Японии. На официальных документах (к их числу отнесены документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; административные документы; нотариальные акты; официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса), предназначенных для использования на территории другого государства, специально уполномоченным органом проставляется специальный штамп (апостиль), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Информация о работе Контрольная работа по "Арбитражному процессуальному праву"