Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:00, контрольная работа
Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Виды подведомственности дел арбитражным судам. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.
Введение
1. Понятие подведомственности дел арбитражным судам и разграничение подведомственности гражданских дел между различными юридическими органами
1.1 Понятие подведомственности дел арбитражным судам
1.2 Разграничение подведомственности гражданских дел между различными юридическими органами
1.3 Подведомственность споров арбитражным судам российской федерации в АПК-1995 и АПК-2002
2. Круг дел, подведомственных арбитражным судам
2.1 Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений
2.2 Экономические споры, возникающие из административных правоотношений
2.3 Споры с участием иностранных юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы
Введение 1. Понятие
подведомственности дел 1.1 Понятие подведомственности дел арбитражным судам 1.2 Разграничение подведомственности гражданских дел между различными юридическими органами 1.3 Подведомственность споров арбитражным судам российской федерации в АПК-1995 и АПК-2002 2. Круг
дел, подведомственных 2.1 Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений 2.2 Экономические споры, возникающие из административных правоотношений2.3 Споры с участием иностранных юридических лиц Заключение Список использованной литературы |
Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов.
Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Виды подведомственности дел арбитражным судам. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.
К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении которых субъектный состав не имеет значения, в силу закона отнесены споры, указанные в п. п. 1 - 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ:
- о несостоятельности (банкротстве);
- по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
- по спорам
об отказе в государственной
регистрации, уклонении от
- по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
- о защите
деловой репутации в сфере
предпринимательской и иной
- другие дела,
возникающие при осуществлении
предпринимательской и иной
Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может подразделяться на договорную, императивную и альтернативную.
Договорная подведомственность - определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивная подведомственность - дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.
Императивной
подведомственностью
- дело до
передачи в арбитражный суд
подлежит рассмотрению в
- когда федеральным
законом предусмотрен
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав.
Заинтересованное в разрешении спора лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из органов, названных в законе; при обращении за разрешением спора во внесудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо не лишается права на обращение в суд.
Несоблюдение
правил подведомственности. В АПК
РФ нет оснований для отказа в
принятии искового заявления (в том
числе и в связи с
1. Понятие
подведомственности дел
1.1 Понятие подведомственности дел арбитражным судам
Каждый орган государства, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий и не вторгаться в компетенцию других органов. Такое строгое разграничение компетенции является важным условием, обеспечивающим нормальную, правомерную работу всего государственного аппарата, в том числе и суда.
Арбитражный суд выполняет особую государственную функцию: он осуществляет правосудие в сфере экономических отношений. Никакой другой орган государственной власти и никакой другой суд не может принять на себя функции по разрешению экономических споров, отнесенных законом к ведению арбитражных судов.
В юридической литературе под подведомственностью понимают как разграничение компетенции между различными органами, так и круг дел к ней отнесенных (ее составляющих).
Термин «подведомственность» происходит от слова «ведомство», т. е. система (совокупность) учреждений, обслуживающих какую-либо область (отрасль) государственного управления.
Существительное «подведомственность» соответствует прилагательному «подведомственный», которое в справочной литературе толкуется как находящийся в чьем-либо ведении или подчиненный в порядке управления.
В юридической литературе правовой институт «подведомственность» означает разграничение круга дел между судом, арбитражным судом и административными органами.
Совокупность юридических норм, которые образуют институт подведомственности, определяет свойства дел (характер правоотношений, в силу которых их разрешение отнесено к компетенции того или иного государственного органа).
Отсюда вытекает, что, принимая дело к производству, арбитражный суд должен прежде всего проверить, может ли данное дело вообще рассматриваться арбитражным судом. Арбитражный суд должен убедиться в том, что поступившее на его рассмотрение дело действительно подведомственно арбитражному суду, а не суду общей юрисдикции.
Подведомственностью называется институт, устанавливающий пределы компетенции судебных органов в области разрешения дел.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации арбитражные суды призваны рассматривать и разрешать дела, вытекающие из экономических правоотношений, складывающихся в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право судебных органов
рассматривать и разрешать в
установленном законом
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации"2 в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ст. 25 ГПК РСФСР судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. При этом к экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры о признании права собственности, о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. Поэтому очевидно, что арбитражный суд не вправе будет отказать муниципальному образованию в принятии искового заявления. Представляется, однако, что споры муниципальных образований между собой, а также с Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации должны будут разрешаться не в Высшем Арбитражном Суде РФ, а в арбитражных судах субъектов Российской Федерации.
3. Подведомственность споров
В июле 2002 года законодательными органами РФ был принят и подписан Президентом РФ новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Анализ статей АПК-95 и АПК-2002, регулирующих вопросы подведомственности споров арбитражным судам, позволяет сделать следующие выводы:
К примеру, если в АПК-1995 подведомственность определялась в основном в двух статьях (22 и 212), то в АПК-2002 – в девяти. Выделены в отдельные статьи подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (статья 29) и подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (статья 30). Появились новые статьи – «Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» (статья 31), «Подведомственность арбитражным судам дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений» (статья 32), «Исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц» (статья 248).
Информация о работе Подведомственность в арбитражном процессе