Правовой статус арбитражного управляющего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:07, реферат

Описание

Согласно Закону 1992 г. одной из ключевых фигур в процедуре банкротства является арбитражный управляющий, наделенный большими полномочиями. При этом требования, предъявляемые к нему, были определены в Законе одним абзацем вторым 2 пункта 4 статьи 12, который гласил: "Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии". Вот и все требования.

Работа состоит из  1 файл

Законодательной основой деятельности арбитражных управляющих в настоящее время является Федеральный закон от 26.docx

— 24.70 Кб (Скачать документ)

Законодательной основой  деятельности арбитражных управляющих  в настоящее время является Федеральный  закон от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", уже 3-й по счёту  закон.

 Первая попытка урегулировать цивилизованным образом противоречия между должником, кредитором, обществом и государством была предпринята в начале 90-х годов XX века. Нормативно-правовой базой этого стал Закон РФ от 19.11.92 № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон 1992 г.), введенный в действие с 01.03.93.

Согласно Закону 1992 г. одной  из ключевых фигур в процедуре  банкротства является арбитражный  управляющий, наделенный большими полномочиями. При этом требования, предъявляемые  к нему, были определены в Законе одним абзацем вторым 2 пункта 4 статьи 12, который гласил: "Кандидат в  арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом  либо обладать опытом хозяйственной  работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие  не может быть должностное лицо администрации  предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие  представляет декларацию о своих  доходах и имущественном состоянии". Вот и все требования.

Из более 6000 арбитражных  управляющих, внесенных на сегодняшний  день в реестр Росрегистрации, стаж работы в качестве арбитражного управляющего до 1995 года имеют всего лишь единицы! Из этого следует вывод о том, что в период действия Закона 1992 г. сообщество арбитражных управляющих не было сформировано, данный вид деятельности не стал профессиональным и, естественно, в тот период ни о каком авторитете арбитражного управляющего говорить не приходилось.

Только через два года после вступления в силу Закона 1992 г. Правительство Российской Федерации  приняло постановление от 20.05.94 № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", которым  на Федеральное управление по делам  о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России возлагалась  организация подбора, подготовки и  аттестации лиц для назначения арбитражными управляющими в делах о банкротстве.

За прошедший с 1992 г. столь длительный период многое изменилось в экономической и общественно-политической жизни страны. Закон 1992 г. уже явно не вписывался в действующее законодательство. Поэтому остро встал вопрос о необходимости разработки и принятия нового закона о банкротстве. Новый Федеральный закон от 08.01.98 №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.) введен в действие с 01.03.98.

. Данный закон устанавливал, что арбитражным управляющим  может быть гражданин РФ, зарегистрированный  в качестве индивидуального предпринимателя,  обладающий специальными знаниями  в области антикризисного управления, получивший лицензию и зарегистрированный  в арбитражном суде, по поручению  которого он обязуется исполнять  обязанности арбитражного управляющего. 

Проведя краткое сравнение  положений Закона 1998 г. с Законом 1992 г. о лицах, назначаемых арбитражным  судом для проведения процедур банкротства, можно сделать  вывод  о том, что во-первых, в значительной степени изменены требования к лицу, претендующему на должность арбитражного управляющего: необходимо пройти обучение по программе подготовки специалистов по антикризисному управлению и аттестацию для получения аттестата специалиста по антикризисному управлению; зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; получить лицензию арбитражного управляющего; ) зарегистрироваться в качестве арбитражного управляющего как минимум в одном арбитражном суде.

Во-вторых, введена отдельная статья "Ответственность арбитражного управляющего", которая предусматривала: отзыв лицензии; отстранение от исполнения своих обязанностей; возмещение причиненного ущерба должнику, кредиторам.

Закон о банкротстве 1998 года также как и закон 1992 года имел массу недостатков и пробелов, однако российский законодатель, исключая возможность перенять опыт доработки  и совершенствования действующего закона у развитых европейских стран, решил пойти традиционным российским путем и принять новый законодательный  акт. Речь идет о вступившем в силу с 03.12.2002 Федеральном законе от 27.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 2002 г.). Этот Закон олицетворяет собой третий этап развития правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан (первый этап 1992-1998 г.г., второй этап 1998-2002 г.г.).

Практика применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) настоятельно требовала внесения в  него изменений, направленных на укрепление независимости (юридической, материальной, социальной и т.д.) арбитражных управляющих, вовлеченных в эту чрезвычайно  сложную профессию компетентных, грамотных, опытных специалистов.

С принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002г. №127-ФЗ требования к арбитражным  управляющим ужесточились: . во-первых, теперь четко определено, что арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, кандидат в арбитражные управляющие должен:  иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности, сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных     управляющих, пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, являться членом одной из саморегулируемых организаций.

        Законом  2002 г. расширены права и ответственность  арбитражного управляющего, который  теперь обязан заключить договор  страхования ответственности на  случай причинения убытков лицам,  участвующим в деле о банкротстве.  Данный договор признается формой  финансового обеспечения ответственности  арбитражного управляющего и  должен быть заключен на срок  не менее одного года с последующей  пролонгацией в случае необходимости.

          Закон о банкротстве 2002 г., отличается  от предыдущих законов значительно большим законодательным массивом. Если в Законе 1992 г. была 51 статья, а в Законе 1998 г. - 189 статей, то в новом Законе о банкротстве с учетом дополнений, внесенных в него, их более 260. Появились новые правовые институты и нормы, например институты финансового оздоровления, саморегулируемые организаций арбитражных управляющих, членство в которых является для арбитражных управляющих обязательным.

Применение норм закона вызвало  значительные трудности в практике арбитражных судов.

С целью их единообразного толкования неоднократно принимались  Постановления Пленумов ВАС ( 1998,2006,2009,2010,2011,2012 ) ,Информационные письма ВАС (1995,1997,1999,2001,2003,2004,2005,2006,2009,2010,2012).

Однако Закон 2002 г. еще не в полной мере охватил все тонкости процедуры банкротства. В связи с этим в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»вносились многочисленные изменения, направленные на совершенствование законодательного регулирования процедуры банкротства .Таким примером может служить ФЗ- от 30.12.2008 №-296-ФЗ . Федеральный закон направлен на совершенствование законодательного регулирования процедуры банкротства, устранение выявленных правоприменительной практикой пробелов и неточностей в Федеральном законе от 26 октября 2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Указанным законом уточняются правовое положение арбитражных  управляющих,предъявляемые к ним требования: наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год,в отличии от старой редакции где требовалось два года в совокупности ,отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью за совершение преступления ,отсутствие судимости за совершение умышленного преступления ,а также с января 2011 года арбитражные управляющие не обязаны быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок осуществления ими деятельности, размер вознаграждения, регулируются вопросы ответственности арбитражных управляющих за нарушения требований законодательства Российской Федерации и за убытки, причинённые третьим лицам,а также определяются порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, структура их органов управления, права и обязанности, порядок формирования компенсационного фонда этих организаций, а также порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих со стороны государства.

 Эти изменения ,прежде всего, связаны с необходимостью укрепления фигуры независимого арбитражного управляющего – в рамках процедуры банкротства фактически «единоличного руководителя предприятия». 

Сейчас арбитражным управляющим  предоставлен достаточно широкий круг прав. Они самостоятельно решаются вопросы управления организации-должника на стадии конкурсного производства: распоряжаются имуществом должника (проводят инвентаризацию, оценку и реализацию), увольняют или принимают на работу работников должника, привлекают для обеспечения своих полномочий на договорной основе иных лиц, заявляют отказ от исполнения договоров, препятствующих восстановлению платежеспособности должника, созывают собрание или комитет кредиторов, осуществляют иные права, предоставленные законом. Вследствие чего контроль за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется как со стороны саморегулируемой организации, членом которой он является, так и государственных органов. 

Актуальность избранной  темы обусловливается также наличием ряда спорных вопросов в теории права, а также в правоприменительной  практике.  Проблемы правоприменения и острые научные дискуссии последнего времени относительно правовой природы института арбитражного управляющего, а также места и роли этой фигуры в ходе ведения процедур банкротства подвигли законодателя к уточнению как самого понятия "арбитражный управляющий", так и характера его связей с иными участниками процедур банкротства,что и приводит к необходимости совершенствования правового статуса арбитражного управляющего.

             Актуальность исследования подтверждается  и степенью научной разработанности  темы. . Разработка положений данного исследования потребовала обращения к трудам представителей различных областей знания - теории права, гражданского права, административного права и других. Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых-правоведов таких, как B.C. Белых, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, С.И. Гальперин, В.В. Голубев, А.Х. Гольмстен, Е.Г. Дорохина, О.Э. Лейст, Н.С. Малеин, И.Ю. Мухачев, О.С. Иоффе, Е.А. Павлодский, И.С. Самощенко, В.В. Степанов, А.П. Сергеев, В.А. Тархов, М.В. Телюкина, Ю.К. Толстой, А.Н. Трайнин, М.Х. Фарукшин, Г.Ф. Шершеневич и другие.

Эмпирическую основу исследования составляют положения федеральных  законодательных и иных нормативных  правовых актов; судебные акты Высшего  Арбитражного Суда РФ, федеральных  арбитражных судов, арбитражных  судов субъектов РФ.

                Целью дипломной работы является  анализ современного состояния  правового регулирования положения  арбитражных управляющих и судебной практики, выявление их недостатков, разработка предложений по совершенствованию.

                 Задачами дипломной работы является:

      1. Охарактеризовать требования, предъявляемые к арбитражному управляющему.
      2. Рассмотреть права и обязанности арбитражного управляющего.
      3. Охарактеризовать ответственность арбитражного управляющего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Правовой статус арбитражного управляющего