Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:07, реферат
Согласно Закону 1992 г. одной из ключевых фигур в процедуре банкротства является арбитражный управляющий, наделенный большими полномочиями. При этом требования, предъявляемые к нему, были определены в Законе одним абзацем вторым 2 пункта 4 статьи 12, который гласил: "Кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Кандидатом в арбитражные управляющие не может быть должностное лицо администрации предприятия-должника или кредитора. Кандидат в арбитражные управляющие представляет декларацию о своих доходах и имущественном состоянии". Вот и все требования.
Законодательной основой деятельности арбитражных управляющих в настоящее время является Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", уже 3-й по счёту закон.
Первая попытка урегулировать цивилизованным образом противоречия между должником, кредитором, обществом и государством была предпринята в начале 90-х годов XX века. Нормативно-правовой базой этого стал Закон РФ от 19.11.92 № 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закон 1992 г.), введенный в действие с 01.03.93.
Согласно Закону 1992 г. одной
из ключевых фигур в процедуре
банкротства является арбитражный
управляющий, наделенный большими полномочиями.
При этом требования, предъявляемые
к нему, были определены в Законе
одним абзацем вторым 2 пункта 4 статьи
12, который гласил: "Кандидат в
арбитражные управляющие должен
быть экономистом или юристом
либо обладать опытом хозяйственной
работы, а также не иметь судимостей.
Кандидатом в арбитражные управляющие
не может быть должностное лицо администрации
предприятия-должника или кредитора.
Кандидат в арбитражные управляющие
представляет декларацию о своих
доходах и имущественном
Из более 6000 арбитражных управляющих, внесенных на сегодняшний день в реестр Росрегистрации, стаж работы в качестве арбитражного управляющего до 1995 года имеют всего лишь единицы! Из этого следует вывод о том, что в период действия Закона 1992 г. сообщество арбитражных управляющих не было сформировано, данный вид деятельности не стал профессиональным и, естественно, в тот период ни о каком авторитете арбитражного управляющего говорить не приходилось.
Только через два года после вступления в силу Закона 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление от 20.05.94 № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий", которым на Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России возлагалась организация подбора, подготовки и аттестации лиц для назначения арбитражными управляющими в делах о банкротстве.
За прошедший с 1992 г. столь длительный период многое изменилось в экономической и общественно-политической жизни страны. Закон 1992 г. уже явно не вписывался в действующее законодательство. Поэтому остро встал вопрос о необходимости разработки и принятия нового закона о банкротстве. Новый Федеральный закон от 08.01.98 №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 г.) введен в действие с 01.03.98.
. Данный закон устанавливал,
что арбитражным управляющим
может быть гражданин РФ, зарегистрированный
в качестве индивидуального
Проведя краткое сравнение положений Закона 1998 г. с Законом 1992 г. о лицах, назначаемых арбитражным судом для проведения процедур банкротства, можно сделать вывод о том, что во-первых, в значительной степени изменены требования к лицу, претендующему на должность арбитражного управляющего: необходимо пройти обучение по программе подготовки специалистов по антикризисному управлению и аттестацию для получения аттестата специалиста по антикризисному управлению; зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; получить лицензию арбитражного управляющего; ) зарегистрироваться в качестве арбитражного управляющего как минимум в одном арбитражном суде.
Во-вторых, введена отдельная статья "Ответственность арбитражного управляющего", которая предусматривала: отзыв лицензии; отстранение от исполнения своих обязанностей; возмещение причиненного ущерба должнику, кредиторам.
Закон о банкротстве 1998 года
также как и закон 1992 года имел
массу недостатков и пробелов,
однако российский законодатель, исключая
возможность перенять опыт доработки
и совершенствования
Практика применения законодательства
о несостоятельности (банкротстве)
настоятельно требовала внесения в
него изменений, направленных на укрепление
независимости (юридической, материальной,
социальной и т.д.) арбитражных управляющих,
вовлеченных в эту чрезвычайно
сложную профессию
С принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 26.10.2002г. №127-ФЗ требования к арбитражным управляющим ужесточились: . во-первых, теперь четко определено, что арбитражным управляющим может быть гражданин Российской Федерации, кандидат в арбитражные управляющие должен: иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности, сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих, пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего, являться членом одной из саморегулируемых организаций.
Законом
2002 г. расширены права и
Закон о банкротстве 2002 г., отличается
от предыдущих законов
Применение норм закона вызвало значительные трудности в практике арбитражных судов.
С целью их единообразного
толкования неоднократно принимались
Постановления Пленумов ВАС ( 1998,2006,2009,2010,2011,2012
) ,Информационные письма ВАС (1995,1997,1999,2001,2003,
Однако Закон 2002 г. еще не в полной мере охватил все тонкости процедуры банкротства. В связи с этим в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»вносились многочисленные изменения, направленные на совершенствование законодательного регулирования процедуры банкротства .Таким примером может служить ФЗ- от 30.12.2008 №-296-ФЗ . Федеральный закон направлен на совершенствование законодательного регулирования процедуры банкротства, устранение выявленных правоприменительной практикой пробелов и неточностей в Федеральном законе от 26 октября 2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Указанным законом уточняются правовое положение арбитражных управляющих,предъявляемые к ним требования: наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год,в отличии от старой редакции где требовалось два года в совокупности ,отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью за совершение преступления ,отсутствие судимости за совершение умышленного преступления ,а также с января 2011 года арбитражные управляющие не обязаны быть зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, порядок осуществления ими деятельности, размер вознаграждения, регулируются вопросы ответственности арбитражных управляющих за нарушения требований законодательства Российской Федерации и за убытки, причинённые третьим лицам,а также определяются порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, структура их органов управления, права и обязанности, порядок формирования компенсационного фонда этих организаций, а также порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих со стороны государства.
Эти изменения ,прежде всего, связаны с необходимостью укрепления фигуры независимого арбитражного управляющего – в рамках процедуры банкротства фактически «единоличного руководителя предприятия».
Сейчас арбитражным
Актуальность избранной темы обусловливается также наличием ряда спорных вопросов в теории права, а также в правоприменительной практике. Проблемы правоприменения и острые научные дискуссии последнего времени относительно правовой природы института арбитражного управляющего, а также места и роли этой фигуры в ходе ведения процедур банкротства подвигли законодателя к уточнению как самого понятия "арбитражный управляющий", так и характера его связей с иными участниками процедур банкротства,что и приводит к необходимости совершенствования правового статуса арбитражного управляющего.
Актуальность исследования
Эмпирическую основу исследования составляют положения федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов; судебные акты Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов, арбитражных судов субъектов РФ.
Целью дипломной работы
Задачами дипломной работы
Информация о работе Правовой статус арбитражного управляющего