Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:57, доклад
Целью моей работы является изучение системы прокурорского надзора в целом и в России в частности. В ходе исследования я постараюсь решить следующие задачи:
Понять сущность прокурорского надзора;
Определить основные понятия прокурорского надзора;
Определить объект и субъект надзора прокуратуры;
Узнать цели, задачи и принципы прокурорского надзора;
Определить основные направления надзора прокуратуры;
Изучить некоторые и наиболее главные из направлений прокурорского надзора.
Введение
Часть 1: Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
1.1. Сущность прокурорского надзора
1.2. Основные понятия прокурорского надзора
1.3. Цели и задачи, а также принципы организации и деятельности прокуратуры
Часть 2: Понятие отрасли прокурорского надзора
2.1. Надзор за исполнением законов
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека
2.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Байкальский Государственный Университет Экономики и Права
Кафедра
правовых дисциплин
Доклад на тему
Прокурорский
надзор в Российской
Федерации
Выполнила:
Саттарова А.Х.
МЭК-10-1
Проверила:
Старший
преподаватель правовых дисциплин Самойлова
Ж.В.
Иркутск,
2011год
Содержание
Введение | 3 |
Часть 1: Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора | 4 |
1.1. Сущность прокурорского надзора | 4 |
1.2. Основные понятия прокурорского надзора | 6 |
1.3. Цели и задачи, а также принципы организации и деятельности прокуратуры | 11 |
Часть 2: Понятие отрасли прокурорского надзора | 18 |
2.1. Надзор за исполнением законов | 18 |
2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека | 19 |
2.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие | 20 |
Заключение | 25 |
Список использованной литературы | 27 |
Введение
Тема моего доклада: «Прокурорский надзор в Российской Федерации». Данное исследование мне интересно, так как я хочу разобраться в значении решений прокуратуры и надзора за их соблюдением. Я считаю, что эта тема актуальна в наше время, так как наиболее важным при исполнении государственными структурами своих обязанностей является законность, а также соблюдение прав и свобод человека.
Целью моей работы является изучение системы прокурорского надзора в целом и в России в частности. В ходе исследования я постараюсь решить следующие задачи:
В ходе написания доклада я руководствовалась следующими методами исследования: ознакомилась с множеством интересной литературы, учебных пособий, законов РФ о деятельности прокуратуры, указов и постановлений правительства и других источников информации, связанных с надзорной деятельностью прокуратуры.
Гипотеза: Существует мнение, что прокурорский надзор является четвертой ветвью власти в РФ наравне с законодательной, исполнительной и судебной.
В своём докладе я хочу разобраться, действительно ли можно это утверждать и почему.
Часть 1
Сущность, задачи, принципы и основные направления прокурорского надзора
1.1. Сущность прокурорского надзора
Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.
Из сказанного вытекают следующие принципиально важные положения.
Прокурорский надзор – самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.
Прокурорский надзор осуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.
Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.
Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.
Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься:
а)
специфический вид
б) самостоятельная отрасль
в) учебная дисциплина.1
Я рассматриваю только первое из названных значений. Однако множественность значений этого понятия, как и ряда других, употребляемых в теории и практике прокурорского надзора, требуют самостоятельного рассмотрения вопроса о понятиях прокурорского надзора.
1.2. Основные понятия прокурорского надзора
Теория и практика прокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности.
Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» – собирательное, так как охватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры.
Помимо
прокуроров в системе прокуратуры
работают прокурорские работники. К
ним относятся работники
Прокуратура - как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, в правотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор за исполнением законов.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина – часть образовательных программ высших и средних учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части2. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т.д. Содержанием особенной части может быть информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфика реагирования прокурора на различные виды правонарушений.3
Предметом прокурорского надзора, как специфического вида государственной деятельности следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Из самой сущности прокурорского надзора вытекает, что деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требований законов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических и физических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнение законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Перечень этих лиц определен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует, что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной и исполнительной власти РФ, а также судебные органы.4
Объекты и субъекты прокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя и существенно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридической литературе не редки случаи неправильного применения каждого из них, когда объект называют субъектом и – наоборот. Под объектом прокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора. Так, в том же федеральном министерстве может проводиться проверка исполнения законов в счетно-бухгалтерской службе, в контрольных и иных подразделениях (объекты надзора) и законность актов, принятых должностными лицами (субъектами надзора).
Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре. Для осуществления различных видов деятельности или осуществления надзора в различных направлениях законом определяются различные по объему и содержанию полномочия прокурора. Так, для осуществления надзора за исполнением законов в ст. 22 Закона о прокуратуре определены такие полномочия, как требование от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений и др. Для осуществления надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, прокурору предоставлено полномочие отмены незаконных решений названных органов и ряд других. Эти полномочия определяются не только ст. 30 Закона о прокуратуре, но и уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Правовые средства прокурорского надзора. Это понятие тесно связано с предыдущим понятием полномочий прокурора. Нередко и в литературе и на практике они понимаются как однозначные. Различие между ними состоит в том, что в Законе о прокуратуре определяются полномочия прокурора при осуществлении надзора, однако прокурор не только осуществляет надзор, но и выполняет иные функции. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности осуществляется путем проведения различного рода действий, в числе которых есть предусмотренные законом, но есть и законом не регулируемые (организационные и некоторые другие).
Информация о работе Прокурорский надзор в Российской Федерации