Районные суды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:53, контрольная работа

Описание

В современных условиях развития в Российской Федерации (далее – РФ) демократии, большую роль играет развитие и совершенствование судебной власти. Судебная власть должна стать одним из важнейших элементов структуры государственной власти наряду с законодательной и исполнительной.
Конституция, как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной власти. Районные суды образуют основное звено системы судов общей юрисдикции РФ. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» (№1 – ФКЗ) принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996г.. Среди действующих федеральных конституционных законов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов судебной власти в стране

Работа состоит из  1 файл

правоохр текст.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

     - о назначении предварительного слушания;

     - о назначении судебного заседания.

     2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:

     - дата и место вынесения постановления;

     - наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;

     - основания принятого решения.

     3. Решение принимается в срок  не позднее 30 суток со дня  поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ).

     4. Копия постановления судьи направляется  обвиняемому, потерпевшему и прокурору  (ст. 227 УПК).

       Полномочия  судьи  районных судов осуществляют в отношении оперативно-розыскной деятельности.  Согласно ч. 2  ст. 8  Федерального  закона «Об  оперативно-розыскной  деятельности» проведение  оперативно-розыскных  мероприятий,  которые  ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не иначе как на основании  судебного решения10.

       Отмеченные законодательные новеллы способствуют приближению правосудия России к международным стандартам в области соблюдения прав человека, хотя, очевидно, значительно увеличивают нагрузку на основное звено судов общей юрисдикции. Теперь, по истечении 48 часов, без санкции суда на арест любого задержанного начальник места содержания подозреваемого немедленно его освобождает. Только благодаря этой норме (п. 3 ст. 94 УПК) число заключенных в следственных изоляторах страны за полгода ее действия сократилось почти на треть, в небезызвестных «Крестах» уменьшилось с 9 тыс. до 5 тыс. человек. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей. Жалоба должна быть рассмотрена в судебном заседании не позднее пяти суток со дня ее поступления (ст. 125, 126 УПК).

       В районном суде гражданские  и уголовные дела рассматриваются  как судьей единолично, так и  судом в составе трех профессиональных  судей, один из которых председательствует в судебном заседании. До 1 января 2004 г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, — коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. После указанной даты предполагается, рассмотрение уголовных дел о преступлениях указанных категорий в районном суде коллегией из трех судей, образуемой тоже только по ходатайству подсудимого (п. 3 ч. 2 ст. 30 УПК в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г.).

       Постановление о возбуждении  ходатайства об избрании в  качестве меры пресечения заключения  под стражу подлежит рассмотрению  единолично судьей районного  суда или военного суда соответствующего  уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Закон запрещает возложение указанных полномочий на одного и того же судью на постоянной основе. Они должны распределяться между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.

       Согласно УПК суд на любом этапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения):

1) откладывает  судебное разбирательство (ч. 1 ст. 253, ч. 2 ст. 258 УПК);

2) приостанавливает  производство в отношении подсудимого или все производство по делу (ч. 3 ст. 253 УПК);

3) принимает  решение о розыске скрывшегося  подсудимого (ч. 3 ст. 253 УПК);

4) прекращает  в судебном заседании уголовное дело (ст. 254 УПК);

5) предоставляет  вновь вступившему в судебное  разбирательство прокурору и  защитнику время для ознакомления  с материалами уголовного дела  и подготовки к участию в  судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК);

6) избирает, изменяет или отменяет меру  пресечения в отношении подсудимого  (ст. 255 УПК);

7) продлить  срок содержания подсудимого  под стражей до вынесения судебного  решения по существу дела, но  не более чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК)11.

       Определения или постановления  о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого, о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы должны быть вынесены в совещательной комнате. Должны излагаться в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально12. 
 

3.2. Полномочия районного суда по рассмотрению гражданских  дел

       Гражданские дела в судах первой инстанции, в том числе районным судом, рассматриваются судьями этих судов единолично. Коллегиальное рассмотрение этих дел возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 7 ГПК).

       Как определено Федеральным конституционным законом. «О судебной системе Российской Федерации», районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного участка (п. 2 ст. 21).   К компетенции федеральных районных судов относится также рассмотрение в апелляционном порядке жалоб и протестов на решения мировых судей. Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов (ч. 4 ст. 7 ГПК, ч. 3 ст. 30 УПК).

       Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими решения по гражданским делам, приговоры по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные приставы-исполнители. Районные суды обращают к исполнению вынесенные ими приговоры, которые вступили в законную силу.

       Районный суд рассматривает гражданские дела, за исключением дел, которые рассматриваются мировыми судьями, военными и другими судами (статьи 113, 114_1 – 116 ГПК РСФСР). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично. В случае, когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные – мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде; гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое значение;  гражданские дела из административно-правовых отношений.  
 

     3.3 Полномочия районного суда по  рассмотрению дел об административных  правонарушениях

       Полномочия судей районных (городских)  судов по новому Кодексу Российской  Федерации об административных  правонарушениях (далее – КоАП), вступившему в действие 1 июля 2002 г.  имеют две стороны: компетенционную и административно-процессуальную.

       Часть 1 ст. 23.1 КоАП РФ приводит  перечень 124 статей, дела по которым  подведомственны районному судье.  Часть 2 ст. 23.1 дает список еще  55 статей, дела по которым могут  быть переданы ему на рассмотрение соответствующим органом или должностным лицом. Много это или мало, но несомненно, что по мере развития и совершенствования российской судебной системы судейская компетенция по делам об административных правонарушениях будет расширяться: судебное производство – безусловно, наиболее квалифицированное и является самым надежным способом обеспечения прав человека – высшей государственной ценности (ст. 2 Конституции РФ). Речь идет и о реализации предусмотренного ст. 46 Конституции РФ конституционного права на судебную защиту.

       Особенность, можно даже сказать  особость, административно-процессуального  статуса судьи проявляется и  в том, что только он вправе  назначать наиболее строгие административные  наказания, такие, как возмездное  или безвозмездное изъятие орудия или предмета совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация (соответственно ст. ст. 3.6 – 3.11 КоАП).

       Среди приведенных "судебных" административных наказаний действительно  новым является только дисквалификация  – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица (ст. 3.11 КоАП). Часть 3 ст. 23.1 КоАП устанавливает исключительную подсудность дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Административное расследование проводится только по наиболее сложным категориям дел – о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей и др. (ч. 1 ст. 28.7 КоАП). Продление месячного, по общему правилу, срока административного расследования еще до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил – до шести месяцев (ч. 5 ст. 28.7 КоАП), естественно, не прерывает сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП.

       Частью 1 ст. 29.6 КоАП13 установлен 15-дневный срок рассмотрения судьями дел об административных правонарушениях.  КоАП  не предполагает ведения протокола судебного рассмотрения дела об административном правонарушении. По крайней мере, по наиболее сложным делам ведение протокола судебного заседания было бы, безусловно, целесообразно хотя бы уже потому, что в одном только постановлении невозможно полноценно выразить позиции всех участников сложного судебного разбирательства, с участием многих лиц: одного или нескольких подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков14. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      

       В результате проведённой работы становиться понятно, что основная работа по осуществлению правосудия и одной из направлений государственной власти ложится на суды районного масштаба. Это составляет до 90% всех рассматриваемых дел.

       Отрицательным моментом главы 7 Конституции является то, что в систему органов судебной власти оказалась включена прокуратура (статья 129), что конечно не соответствует роли прокуратуры и ведет к необоснованному расширению и размыванию содержания дефиниции "судебная власть".

       Несомненно, что положительным моментом  является то, что суды учреждаются  Конституцией и федеральным конституционным  законом. Система судов, осуществляющих  в государстве судебную власть, имеет важное политическое и  правовое значение и, как правило, определяется на конституционном уровне. Причем, если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.

        Также, положительным моментом  является возрождение в России на новой основе института мировых судей, находящихся в непосредственной близости от населения, позволит усилить гарантии доступности правосудия, защиты прав и свобод граждан, освободить районные суды от рассмотрения многих менее значительных уголовных и гражданских дел.

        Повышается улучшение стабильности  приговоров, продолжается снижение остатка нерассмотренных дел и дел рассмотренных районными судами с нарушением установленного законом срока, что подтверждается проверкой дел поданных в кассационном порядке.

Информация о работе Районные суды в России