Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:44, доклад
Реформация — движение, которое зародилось в Германии в 1517 году и во главе которого стоял Мартин Лютер, — достигло и Ливонии.
В 1521 году в Ригу прибыл Андрей Кнопкен, проповедовавший идеи Реформации, а несколько позднее — Сильвестр Тегетмейер. Их проповеди, направленные против католической церкви и папы римского” пользовались у жителей Риги огромным успехом.
Реформация — движение,
которое зародилось в Германии в 1517
году и во главе которого стоял Мартин
Лютер, — достигло и Ливонии.
В 1521 году в Ригу прибыл Андрей Кнопкен,
проповедовавший идеи Реформации, а несколько
позднее — Сильвестр Тегетмейер. Их проповеди,
направленные против католической церкви
и папы римского” пользовались у жителей
Риги огромным успехом. Свои религиозные
воззрения А. Кнопкен изложил в виде особых
тезисов, к которым он прибегал в своих
диспутах с католическими священниками.
Такой диспут (публичный ученый спор),
состоявшийся 12 июня 1522 года в церкви св.
Петра, и положил начало движению Реформации
в Ливонии. А. Кнопкен осудил роскошь, в
которой погрязли католические священники,
их ханжество, призывал создать скромную
церковь, которой чужды излишества. В своих
проповедях он поддерживал точку зрения
Мартина Лютера. о необходимости духовной
свободы человека. Тем не менее, он вполне
допускал существование неволи физической,
связанной с крепостным правом.
Деятельность А. Кнопкена и С. Тегетмейера
имела большой успех. Идеи Реформации
нашли поддержку не только у рижских бюргеров,
но и у большей части помещиков и даже
членов ордена, которые усматривали в
этом движении возможность освободиться
от господства епископов.
В 1523 году в Ригу приехал ремесленник Мельхиор
Гофман, проповедовавший равенство всех
людей перед богом и предсказывавший скорое
наступление тысячелетнего царства мира.
У М. Гофмана появилось много последователей
в Риге и Валмиере, где он выступал главным
образом среди ремесленников и плебеев.
Он был арестован и выслан из Ливонии.
В 1524 году по Риге прокатилась волна церковных
погромов. Толпы людей врывались в католические
церкви, громили их, сжигали иконы, прогоняли
из монастырей монахов. Церковные погромы
охватили также Тарту (Дерпт), Таллинн
(Ревель), Пярну и другие города.
В 1525 году в Германии началась крестьянская
война. Под влиянием народных волнений
в городах” в особенности на территории
Эстонии, Ливонию также охватило крестьянское
движение, направленное против феодального
гнета. Однако это движение не получило
широкого развития. Совместное выступление
горожан и крестьян было невозможным,
так как жители городов выступали не против
феодального строя, а только против католической
церкви. Кроме того, эстонские и латышские
крестьяне не выступили в поддержку реформаторов,
из-за того, что те были немцами.
Магистр Ливонского ордена Вальтер фон
Плеттенберг поддержал распространение
идей Лютера, поскольку наряду с горожанами
и помещиками он был заинтересован в ослаблении
власти епископа.
В 1525 году магистр провозгласил в Риге
свободу вероисповедания. Католическая
церковь противилась этому, однако, ее
влияние постепенно ослабевало.
В 1554 году на заседании ландтага в Валмиере
была провозглашена свобода вероисповедания
на всей территории Ливонии. В лютеранскую
веру перешло большинство горожан и помещиков.
Реформация в Ливонии отвечала интересам
правящих классов. Вероисповедание, которого
придерживались крепостные, зависело
от их господина. Смена вероисповедания
не отразилась на жизни крестьян, и они,
как и прежде, придерживались верований
своих предков. Хотя лютеранские богослужения
теперь проводились не на латыни, а на
немецком языке, они по-прежнему оставались
непонятными для латышей. Лютеранские
священники — пасторы, так же как и католическое
духовенство, не считали своим долгом
изучить местный язык.
Более ощутимое влияние Реформация оказала
на латышей, проживавших в Риге. Для того
чтобы завоевать более широкую поддержку
среди низших слоев городского населения,
лютеранские проповедники уже с самого
возникновения движения Реформации пытались
найти с ними общий язык. Андрей Кнопкен,
к примеру, вступил в Рижское братство
латышских грузчиков, а другой проповедник
— Иоахим Моллер — в братство поставщиков
пива. При поддержке этих проповедников
еще в 1524 году при церкви св. Иакова (Екаба)
возник первый латышский лютеранский
приход, причем богослужение в нем проводилось
на латышском языке, который освоили священники
этой общины.
В 1530 году появились первые церковные
песни на латышском языке, переведенные
с немецкого или сочиненные приходскими
священниками. Проповедники нередко служили
в качестве писарей в латышских братствах
ремесленников.
В 1532—1533 годах на латышском языке были
составлены списки членов братства носильщиков
и братства грузчиков. Эти списки представляют
собой самый старый из известных нам памятников
письменного латышского языка. Создание
латышского лютеранского прихода сыграло
важную роль в жизни рижских латышей. Оно
замедлило процесс онемечивания латышских
ремесленников. Кроме того, были заложены,
основы для дальнейшего развития латышской
письменности.