Реформация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:44, доклад

Описание

Реформация — движение, которое зародилось в Германии в 1517 году и во главе которого стоял Мартин Лютер, — достигло и Ливонии.

В 1521 году в Ригу прибыл Андрей Кнопкен, проповедовавший идеи Реформации, а несколько позднее — Сильвестр Тегетмейер. Их проповеди, направленные против католической церкви и папы римского” пользовались у жителей Риги огромным успехом.

Работа состоит из  1 файл

Реформация.docx

— 16.68 Кб (Скачать документ)

Реформация — движение, которое зародилось в Германии в 1517 году и во главе которого стоял Мартин Лютер, — достигло и Ливонии.  
 
В 1521 году в Ригу прибыл Андрей Кнопкен, проповедовавший идеи Реформации, а несколько позднее — Сильвестр Тегетмейер. Их проповеди, направленные против католической церкви и папы римского” пользовались у жителей Риги огромным успехом. Свои религиозные воззрения А. Кнопкен изложил в виде особых тезисов, к которым он прибегал в своих диспутах с католическими священниками. Такой диспут (публичный ученый спор), состоявшийся 12 июня 1522 года в церкви св. Петра, и положил начало движению Реформации в Ливонии. А. Кнопкен осудил роскошь, в которой погрязли католические священники, их ханжество, призывал создать скромную церковь, которой чужды излишества. В своих проповедях он поддерживал точку зрения Мартина Лютера. о необходимости духовной свободы человека. Тем не менее, он вполне допускал существование неволи физической, связанной с крепостным правом.  
 
Деятельность А. Кнопкена и С. Тегетмейера имела большой успех. Идеи Реформации нашли поддержку не только у рижских бюргеров, но и у большей части помещиков и даже членов ордена, которые усматривали в этом движении возможность освободиться от господства епископов.  
 
В 1523 году в Ригу приехал ремесленник Мельхиор Гофман, проповедовавший равенство всех людей перед богом и предсказывавший скорое наступление тысячелетнего царства мира. У М. Гофмана появилось много последователей в Риге и Валмиере, где он выступал главным образом среди ремесленников и плебеев. Он был арестован и выслан из Ливонии.  
 
В 1524 году по Риге прокатилась волна церковных погромов. Толпы людей врывались в католические церкви, громили их, сжигали иконы, прогоняли из монастырей монахов. Церковные погромы охватили также Тарту (Дерпт), Таллинн (Ревель), Пярну и другие города.  
 
В 1525 году в Германии началась крестьянская война. Под влиянием народных волнений в городах” в особенности на территории Эстонии, Ливонию также охватило крестьянское движение, направленное против феодального гнета. Однако это движение не получило широкого развития. Совместное выступление горожан и крестьян было невозможным, так как жители городов выступали не против феодального строя, а только против католической церкви. Кроме того, эстонские и латышские крестьяне не выступили в поддержку реформаторов, из-за того, что те были немцами.  
 
Магистр Ливонского ордена Вальтер фон Плеттенберг поддержал распространение идей Лютера, поскольку наряду с горожанами и помещиками он был заинтересован в ослаблении власти епископа.  
 
В 1525 году магистр провозгласил в Риге свободу вероисповедания. Католическая церковь противилась этому, однако, ее влияние постепенно ослабевало.  
 
В 1554 году на заседании ландтага в Валмиере была провозглашена свобода вероисповедания на всей территории Ливонии. В лютеранскую веру перешло большинство горожан и помещиков.  
 
Реформация в Ливонии отвечала интересам правящих классов. Вероисповедание, которого придерживались крепостные, зависело от их господина. Смена вероисповедания не отразилась на жизни крестьян, и они, как и прежде, придерживались верований своих предков. Хотя лютеранские богослужения теперь проводились не на латыни, а на немецком языке, они по-прежнему оставались непонятными для латышей. Лютеранские священники — пасторы, так же как и католическое духовенство, не считали своим долгом изучить местный язык.  
 
Более ощутимое влияние Реформация оказала на латышей, проживавших в Риге. Для того чтобы завоевать более широкую поддержку среди низших слоев городского населения, лютеранские проповедники уже с самого возникновения движения Реформации пытались найти с ними общий язык. Андрей Кнопкен, к примеру, вступил в Рижское братство латышских грузчиков, а другой проповедник — Иоахим Моллер — в братство поставщиков пива. При поддержке этих проповедников еще в 1524 году при церкви св. Иакова (Екаба) возник первый латышский лютеранский приход, причем богослужение в нем проводилось на латышском языке, который освоили священники этой общины.  
 
В 1530 году появились первые церковные песни на латышском языке, переведенные с немецкого или сочиненные приходскими священниками. Проповедники нередко служили в качестве писарей в латышских братствах ремесленников.  
 
В 1532—1533 годах на латышском языке были составлены списки членов братства носильщиков и братства грузчиков. Эти списки представляют собой самый старый из известных нам памятников письменного латышского языка. Создание латышского лютеранского прихода сыграло важную роль в жизни рижских латышей. Оно замедлило процесс онемечивания латышских ремесленников. Кроме того, были заложены, основы для дальнейшего развития латышской письменности. 


Информация о работе Реформация