Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:51, реферат
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав) , уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.
I. Вступление.
II. Основная часть:
1. Понятие административного правоотношения.
2. Основные черты административного правоотношения.
3. Структура административного правоотношения.
4. Юридические факты в административном праве.
5. Виды административных правоотношений:
а) основные и неосновные административные правоотношения;
б) субординационные и координационные административные правоотношения;
в) вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве;
г) внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.
III. Заключение.
Административно правовые отношения
Содержание:
I. Вступление.
II. Основная часть:
1. Понятие административного правоотношения.
2. Основные черты
3. Структура административного правоотношения.
4. Юридические факты в административном праве.
5. Виды административных правоотношений:
а) основные и неосновные административные правоотношения;
б) субординационные и координационные административные правоотношения;
в) вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве;
г) внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношения.
III. Заключение.
Любая отрасль российского
права регулирует определенные правоотношения,
т.е. отношения урегулированные
Административно-правовые отношения
- это урегулированные нормами
административного права
Административно-правовые отношения
представляют собой разновидность
правовых отношений, разнообразных
по своему характеру, юридическому содержанию,
по их участникам. Им свойственны все
основные признаки любого правоотношения,
как-то: первичность правовых норм,
вследствие чего правоотношение есть
результат регулирующего
Однако следует выделить
некоторые особенности, дополняющие
эту общую характеристику и способные
служить основой для
административные
Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовых отношений; их обязанности и права непременно связаны с практической реализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другого рода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у них имеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни - в сфере государственного управления.
Стоит отметить также, что
административные правоотношения характеризуются
определенным субъектом. Всегда одной
из сторон является официальный или
полномочный субъект
Иначе говоря, несмотря на то,
что в административно-правовых
отношениях практически могут участвовать
различные стороны, в них всегда
имеется обязательная сторона, без
которой такого рода отношения не
возникают. Такой признак наблюдается
в административных отношениях как
прямое действие властной природы государственно-
Административные
Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.
Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.
В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности) .
Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния.
Нормами административного права точно определяется между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.
Существующие в
Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.
В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.
Следует также подчеркнуть,
что для гражданско-правовых отношений
характерна ответственность одной
стороны перед другой. Административным
правом установлен иной порядок ответственности
сторон административно-правовых отношений
в случае нарушения ими требований
административно-правовых норм. В этом
случае ответственность одной стороны
не перед другой стороной правоотношения,
а непосредственно перед
Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основе квалификации административных правоотношений на виды. В зависимости от особенностей участников административных отношений выделяются наиболее типичные их виды: а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру, вышестоящие и нижестоящие органы) ; б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2 областей) ; в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.) , предприятиями и учреждениями; г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.) ; д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.) ; ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.
Для любого правоотношения
характерно возникновение его вследствие
определенных юридических фактов, исходя
из того, что под юридическими фактами
понимаются действия или события, вследствие
которых происходит возникновение,
изменение или прекращение
Административно-правовые отношения
возникают при наличии условий,
предусмотренных
Действия являются результатом
активного волеизъявления субъекта.
По характеру различаются
Правомерные действия всегда
соответствуют требованиям
Особенностью юридических
фактов по административному праву
является то, что основным видом
правомерных действий служат правовые
акты субъектов исполнительной власти,
имеющие индивидуальный, т.е. относящийся
к конкретному адресату и делу,
характер. Прямое их юридическое последствие
возникновение, изменение или прекращение
административно-правового
Например, приказ о назначении
на должность влечет за собой возникновение
государственно-служебных
Под неправомерными действиями
понимаются те, которые не соответствуют
требованиям административно-
Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека (смерть, стихийное бедствие) .
Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.
Первоначально выделяются две
группы административных правоотношений:
а) отношения, непосредственно выражающие
основную формулу управляющего воздействия
(субъект-объект) , в которой отчетливо
проявляется властная природа государственно-управленческой
деятельности, их можно обозначить как
властеотношения; иногда они именуются
как основные; б) отношения, складывающиеся
за рамками непосредственно управляющего
воздействия на тот или иной объект, но
органически связанные с его осуществлением;
характеризующиеся как неосновные правоотношения;
Первые из названных выражают сущность
управления, вторые связаны с этой сущностью,
но прямо ее не выражают. К первым можно
отнести отношения между вышестоящими
и нижестоящими звеньями механизма исполнительной
власти, между должностными лицами-руководителями
и подчиненными им по службе работниками
административно-
Вторая группа характеризуется
тем, что такие отношения хотя
и возникают непосредственно
в сфере государственного управления,
однако не преследуют целью непосредственное
управляющее воздействие
Иногда выделяют субординационные
и координационные