Формы участия граждан в местном самоуправлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание

Конституция РФ (п. 2 ст. 130) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены две основные группы форм осуществления населением местного самоуправления.

Работа состоит из  1 файл

вар 7.docx

— 73.44 Кб (Скачать документ)

Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых  отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях, с направлением письменного  ответа.

В ряде случаев полномочия собрания граждан может осуществлять конференция граждан, т.е. собрание делегатов. Проведение конференций  целесообразно в тех случаях, когда проведение собраний затруднено (например, для выявления мнения жителей городского микрорайона, в  котором может проживать несколько  тысяч жителей).

Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также  их полномочия определяются уставом  муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования, уставом  территориального общественного самоуправления.

 

 

8.Публичные слушания

 

Публичные слушания и правотворческая  инициатива - формы участия граждан  в нормотворческом процессе и  формировании муниципальной нормативной  базы. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной  инициативе или по инициативе населения  для обсуждения проектов муниципальных  правовых актов и иных решений, затрагивающих  интересы населения. Проведению публичных  слушаний должно предшествовать опубликование  проекта муниципального правового  акта и его обсуждение в средствах  массовой информации и на собраниях (конференциях) граждан. При этом выявляются различные точки зрения, аргументы  сторон, ведутся публичные дискуссии.

Федеральный закон 2003 года устанавливает  обязательность проведения публичных  слушаний по ряду вопросов жизнедеятельности  муниципального образования:

- проект устава, а также  правового акта о внесении  изменений в устав;

- проект развития муниципального  образования;

- проект преобразования  муниципального образования;

- проекты планов местного  бюджета и отчета о его исполнении;

- вопросы и программы  развития муниципального образования;

- генеральные планы поселений;

- проекты правил землепользования  и застройки, проекты планировки  и межевания территорий, отдельные  виды разрешений на использование  земельных участков и капитальное  строительств.

Для обеспечения участия  жителей в публичных слушаниях  население муниципального образования  заблаговременно оповещается о  времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию). Порядок  организации и проведения публичных  слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 

9. Правотворческая инициатива  граждан

 

Правотворческая инициатива граждан - право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных  проектов муниципальных правовых актов  или изменений к действующим  правовым актам по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой  может выступить группа граждан, обладающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышающая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Как правило, обращения граждан  по вопросам принятия муниципальных  правовых актов оформляются в  виде письменных коллективных обращений  к представительному органу муниципального образования (иногда их называют петициями). В них обосновывается необходимость  принятия того или иного правового  акта и предлагается его проект. В муниципальном образовании  может устанавливаться порядок  сбора подписей под петицией.

Проект муниципального правового  акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом  местного самоуправления, к компетенции  которого относится принятие соответствующего акта, в течение 3 месяцев со дня  его внесения. При этом представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность излагать свои позиции при рассмотрении внесенного проекта. Если принятие муниципального правового акта относится к компетенции  представительного органа местного самоуправления, указанный проект рассматривается  на его открытом заседании с участием представителей населения.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового  акта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей  его инициативной группы граждан. 

10. Обращения граждан

 

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный  закон устанавливают право граждан  на индивидуальные и коллективные обращения  в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным  лицам. Существует несколько видов  обращений: предложения, заявления, жалобы.

Предложение - обращение гражданина или группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности муниципальных органов и организаций, совершенствование правовой основы местной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности местного сообщества. Жалоба - обращение гражданина или группы граждан по поводу нарушения их прав или охраняемых законом интересов. Заявление - обращение гражданина или группы граждан по поводу реализации принадлежащих им или другим гражданам прав, свобод и законных интересов.

Органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями в течение месяца обязаны рассмотреть  обращение гражданина (граждан) и  дать на него письменный ответ. Для  этого они имеют право запрашивать  и получать от органов государственной  власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций сведения и материалы, необходимые для  рассмотрения обращений.

Порядок рассмотрения обращений  граждан в органы местного самоуправления устанавливается законом субъекта РФ. За нарушение должностным лицом  местного самоуправления порядка и  сроков ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

Таким образом, обращения  граждан в органы местного самоуправления, являясь одной из форм их участия  в осуществлении местного самоуправления, служат также гарантией защиты их прав и законных интересов. Умение местной  власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать  на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом  успеха на очередных выборах.

 

11.Мирные массовые акции населения

 

Специфическая форма участия  граждан в самоуправлении - мирные массовые акции: собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Их цель - привлечение  внимания к какой-либо проблеме, оказание влияния (давления) на органы местного самоуправления для принятия какого-то решения. Проведение таких акций, как  правило, свидетельствует о проблемах.

Конституцией РФ и федеральным  законодательством гарантируется  право граждан на проведение мирных массовых акций. Местные особенности  их проведения регулируются уставами муниципальных образований. В частности, для мирных массовых акций населения  города требуется предварительное  уведомление местной администрации. Требования, предъявляемые к уведомлению, и порядок его подачи определяются муниципальным правовым актом. Как  правило, в нем должно быть указано  место, время и продолжительность  акции, ее цель, предполагаемое количество участников, ответственные лица. Администрация, получив уведомление, обязана обеспечить общественный порядок. Администрация  вправе перенести место проведения акции, если ее проведение на заявленном месте может нарушить общественный порядок, например прервать движение общественного транспорта на важных магистралях. Организаторы массовой акции несут ответственность за ее соответствие заявленным целям и форме проведения. Никто не освобождается от ответственности за нарушение закона и общественного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты 

 

1.  Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» // Собрание законодательства РФ. 2004. №25. Ст. 2485.

2.  Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

3.  Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.)

4.  Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (в ред, от 21 июля 2005 г.).

5.  Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в ред. от 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. №49- Ст. 5497.

6.  Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "в" пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19, пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

 

Основная 

 

7.  Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право России. С. 288.

8.  Константиновский Б. Народ - как законодатель // Записки русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1973. Т. 7. С. 280.

9.  Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М., 2001. С. 371.

10.  Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. С.178

11.  Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 2002. С. 202, 203.

12.  Советская Сибирь. 2003. 7 окт.

13.  Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М-, 2004. С. 322.

14.  Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2002. С. 288.

15.  Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. -.М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.

 


Информация о работе Формы участия граждан в местном самоуправлении