Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:29, реферат
На рубеже XX и XXI веков Россия как и большинство развитых стран столкнулась со значительным сокращением численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости. В сравнении с другими странами сокращение численности населения России обостряется геополитическим противоречием между огромной государственной территорией, обладанием несметными природными богатствами и необходимостью сохранить эту уникальную территорию, население, другие материальные и духовные ресурсы.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1. Состояние миграционной ситуации в Российской Федерации ………………………….4
2 Оценки миграционной ситуации и перспективы миграционной политики Российской Федерации ……………………………………………………………………………………….6
3. Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики ………11
4. Механизмы регулирования миграционных процессов …………………………………..15
5. Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России ………...17
Заключение ……………………………………………………………………………………..18
Список литературы …………………………………………………………………………….19
Кроме
того, несмотря на активное декларирование
борьбы с незаконной миграцией, незначительно
выявлено преступлений, предусмотренных
ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной
миграции», что свидетельствует
о низкой эффективности работы правоохранительных
органов Российской Федерации по
пресечению деятельности организованных
преступных групп, занимающихся незаконным
ввозом и легализацией иммигрантов.
Это притом, что в стране действует
множество структур, оказывающих
незаконные, зачастую мошеннические
посреднические услуги по легализации
незаконно въехавших или
Кроме того, требует особого изучения деятельность Международной организации по миграции (МОМ), насчитывающей в своих рядах 116 государств-участников и которая активно пытается вовлечь Россию и Китай в их число. Несмотря на декларируемые задачи по регулированию международных миграционных процессов, основной деятельностью данной да и других международных организаций является перенастраивание миграционных потоков от перенасыщенных иммигрантами развитых западных стран на необъятные российские просторы. И при этом высказывается желание активно финансировать и развивать именно региональные российские проекты в области расселения и трудоустройства переселяемых иностранцев из стран Африканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов.
В то же время очевидно, что бить тревогу по поводу нехватки трудовых ресурсов для российской экономики представляется несколько преждевременным по ряду причин:
во-первых, значительная часть территорий Крайнего Севера, Сибири, а также степные природно-климатические зоны мало пригодны для массового проживания населения в силу высокой затратности на содержание промышленной, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;
во-вторых, более чем 144-миллионное население России, включая 90,4 миллиона россиян трудоспособного возраста (больше, чем когда-либо в нашей истории), является не катастрофой для страны, а активным двигателем экономического прогресса.
В качестве примера можно привести тот факт, что экономика Японии с ее 127-миллионным населением втрое превышает экономику России, по крайней мере «белую». При этом возрастная структура населения Японии ощутимо отличается от российской в худшую сторону с более низким коэффициентом рождаемости, что не мешает этому государству проводить жесткую политику ограничения въезда трудовых иммигрантов.
В этой связи интересен исторический факт, что в 1926 г. население РСФСР составляло 93,2 млн. чел., в т.ч. в трудоспособном возрасте 48,5 млн. чел., однако это не помешало мобилизовать силы на проведение индустриализации, а в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны 67,3 млн. чел. населения РСФСР в трудоспособном возрасте активно возводили «великие стройки коммунизма», создавали военно-промышленный комплекс и фундаментальную науку.
Отсюда вытекает мысль о том, что количество жителей не является определяющим фактором развития экономики, наоборот, во многих случаях создает дополнительную нагрузку на экономику страны. Эта мысль подтверждается множеством примеров из истории развития густонаселенных стран Африки и Азии, население которых, спасаясь от нищеты и голода, вынуждено эмигрировать в менее населенные, но экономически развитые страны Европы и Северной Америки.
Поэтому,
выстраивая экономическую политику
развития регионов, полагаем целесообразным
системно развивать требующие меньших
ресурсных затрат стратегически
важные и благоприятные в природно-
Необходимо разобраться, так ли привлекательна либеральная миграционная политика.
В этой связи необходимо обратить особое внимание на две основные проблемы:
1.
Такой подход не решает
2.
Возникнет стихийное движение
иммигрантов из менее «
Вышеизложенные
проблемы предполагают реализацию следующих
возможных направлений
3. Проблемы выработки эффективной государственной миграционной политики
Национальная и экономическая безопасность напрямую связаны с миграционными процессами. Нелегальная миграция, как и не контролируемая государством легальная миграция, является одним из факторов формирования новых вызовов и угроз национальной экономической безопасности.
Геополитическое и геостратегическое положение России в современном мире обусловливает особую остроту миграционных проблем для российского общества. В силу своего географического положения Россия является трансъевразийским мостом между Западом и Востоком, Севером и Югом, средоточием самых разнообразных трансграничных миграционных потоков. Они оказывают глубоко противоречивое воздействие на национальные экономические интересы, состояние экономики и рынков, демографическую ситуацию. Нелегальная миграция напрямую связана с криминологической обстановкой в стране, укоренением таких новых видов преступности, как экономическая, организованная, транснациональная, консолидацией внутри них этнопреступности на основе отдельных этнических сообществ. Нерегулируемая массовая миграция вносит свой вклад в разрастание коррупции в обществе.
Конечно,
в условиях демографического кризиса,
серьезных деформаций в профессионально-
Сегодня
требуется четко увязать
Пока
существуют различия, часто полярные,
в социально-экономическом
Для
выработки эффективных решений,
которые способны обеспечить тактическую
и стратегическую национальную экономическую
безопасность, наряду с непосредственным
регулированием миграционных процессов
необходимо воздействовать на весь комплекс
факторов развития экономики и социальной
сферы, которые являются основной причиной,
порождающей массовую миграцию и
ее социально, культурно и политически
неприемлемые формы. Также важно
выявление причинно-
Регулирование
миграционных процессов должно основываться
на серьезной научной основе, объективных
экспертно-аналитических
Существуют
три основные группы интересов в
отношении миграции, зачастую не совпадающие
и противоречащие друг другу: а) национально-государственные;
б) региональные и муниципальные; в)
производственно-корпоративные. На сегодняшний
день основные миграционные потоки являются
во многом следствием частных экономических
интересов отдельных бизнес-
Эти
интересы должны быть учтены в действующих
законах, правоприменительной практике,
облечены в регламентированные экономические,
политические и культурные формы. Комплекс
механизмов эффективного решения данной
проблемы заключается в согласовании
интересов страны, регионов и предприятий,
который должен быть переведен в
рамки оговоренных законом
4. Механизмы регулирования миграционных процессов
Комплекс мер регулирования миграции в целом должен включать: общегосударственную и региональную структурную политику с определением спроса на рабочую силу на рынках труда; систему федеральных целевых программ в области социально-трудовых отношений демографического регулирования; региональные целевые программы.
Только
на основе комплексного государственного
анализа динамики трудовых ресурсов,
кадровых проблем отраслей, предприятий
и регионов в целом, исследования
рынка труда можно говорить о
выявлении мотивации миграции, формировании
механизмов устранения причин миграции,
а не миграционных потоков как
следствия. Механизмы макроэкономического
регулирования легальной
Информация о работе Государственная миграционная политика Российской Федерации