Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:55, курсовая работа
Итак, целями моей работы являются:
Исследование взаимоотношения между государством и церковью в современной России;
Установление характера взаимоотношений государства и церкви в Российской Федерации;
Особенности их взаимоотношений;
Распределение функций между государством и церковью.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… С.3
Глава I. История развития взаимоотношений государства и церкви…... С.5
Глава II. Церковь и государство в современной России………………... С.10
§1. Их взаимоотношение в наши дни……………………………………. С.10
§2. Опрос: «Россия – светское государство?»…………………………... С.15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. С.18
Список использованной литературы……………………………………... С.20
Министерство
образования и науки РФ
Удмуртский Государственный Университет
Институт
права, социального управления и
безопасности
Кафедра
теории и истории государства
и права
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема:
«Государство и церковь в РФ: основы взаимоотношений
»
Город
Ижевск 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава I. История развития взаимоотношений государства и церкви…... С.5
Глава II. Церковь и государство в современной России………………... С.10
§1. Их взаимоотношение в наши дни……………………………………. С.10
§2.
Опрос: «Россия – светское государство?»…………………………... С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………... С.
Введение
Государство и церковь в наши дни имеют свой аспект деятельности. У каждого элемента взаимоотношений свой круг прав и обязанностей. По Конституции 1993 года церковь отделена от государства. Но так ли это?
Выбрав данную тему, я бы хотела коснуться актуальной на сегодняшний день проблемы. Является ли действительно Российское государство светским? Каковы пределы взаимоотношений церкви и государства в нашей стране?
В последнее десятилетие наблюдается резкий подъем интереса к религии. Всё больше людей обращаются в православную веру, хотя вчера еще могли быть атеистами.
Одной из причин является экономический кризис. Появляется все больше религиозных сект. Также есть люди, которые верят в запредельное, недостижимое, запредельное. Но религиозность ли это?
Я считаю, что религия пронизывает все сферы человеческого бытия. Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы, высшего существа и поклонение ему.
Православие ассоциируется с национальным образом жизни; это символ национального своеобразия.
Не возможно без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса. Сотрудничество государственных структур и Православной церкви стало привычным фактом.
Объектом в моей работе являются государство и церковь.
Предметом – их взаимоотношение.
Итак, целями моей работы являются:
Задачами моей работы являются:
Взаимоотношения
государства и церкви не могут не повлиять
на состояние и общества в целом.
Глава
I. История развития
взаимоотношений государства
и церкви.
Для начала я бы хотела дать определения, а что же такое государство, церковь и какое государство является светским.
Государство – это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Понятие церкви может быть растолковано двояко:
А что же такое светский характер государства?
Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.
Коснемся истории нашей Православной церкви и взаимоотношений государства с древнейших времен.
История Русской Православной Церкви имеет периодизацию в тысячелетия. Распространению христианства способствовало ее соседство с Византией. Так, в 954 году приняла крещение княгиня Ольга, что положило корни к крещению всей Руси в 988 году князем Владимиром. Стоит упомянуть о том, почему именно христианство выбрал князь. Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”,- так, якобы, ответил он на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил своих послов в разные страны. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу - самыми красивыми.
В 1051 году впервые на первосвятительский престол был поставлен русский митрополит Илларион. В этом же году началось широкомасштабное строительство монастырей, где велись летописи, которые сохранились и до наших дней, развивались иконопись и искусство книжного писания.
В эпоху феодальной раздробленности Церковь была единственным носителем идеи целостности русского народа. Уже в XII веке мы видим, что Церковь старается помочь сохраниться государству, не допустить большего развала.
Так, в XIV веке Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
В 1448 году Русская Православная церковь стала независимой от Византии.
Вырос авторитет Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом.
Отличительной
чертой управления Московской Церкви
по сравнению с прочими
При правлении Михаила Федоровича Патриархом на Руси был его отец Филарет. Это тоже показывает, что взаимодействие государства и Церкви были очень сильными.
В 1654 году произошел раскол. Царь поддержал нововведения: крещение тремя перстами, исправление богослужебных книг.
В 1721 году Петр I учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
Велось строительство новых и восстановление старых храмов.
Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
В 1917 году взаимоотношения государства и Церкви резко изменились. Для большевиков, пришедшим к власти, она явилась главным врагом. Многие священнослужители были подвергнуты репрессиям, а кто-то и расстрелян.
К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. Но война показала, что без поддержки церкви не поднять дух армии и народа. Тогда Сталин открыл храмы для богослужений и вернул многих епископов из лагерей.
Прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) можно считать кульминацией процесса сближения государства и Церкви.
Но все же, Церковь находилась под контролем государства. Расширение ее деятельности встречало сильный отпор со стороны власти, хотя период в истории государства знаменовался как «оттепель». Были закрыты тысячи церквей.
В 1988 году состоялось празднование Тысячелетия Крещения Руси. Начался новый этап государственно-церковных взаимоотношений. Власть признала огромную роль Церкви и ее вклад в развитие нации.
Все трудности за последний период времени не сломали служителей Богу. Народ потянулся в Церкви.
Предстояло восстановить множество храмов, возродить многие традиции.
10 июня 1990 года
состоялась интронизация
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 года принял особое определение «О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время», в котором подтвердил «непредпочтительность» для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины и так далее, недопустимость поддержки церковной Полнотой политических партий, а также запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти. Собор также постановил приступить к разработке «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 - 23 февраля 1997 года. Собор подтвердил незыблемость церковной позиции по вопросу недопустимости участия Церкви и ее служителей в политической борьбе.
Из этого можно сделать вывод, что сама Церковь поняла, что не нужно вмешиваться в дела государства, что народ сам должен решить исповедовать ли ему какую-либо религию.
История взаимоотношений показала, что в зависимости от того, кто пришел к власти, зависят и взаимоотношения государства и Церкви.
Но, также и
то, что государство нуждается
в теплых взаимоотношениях, так как
Церковь может повлиять и на состояние
общества в целом, как и само государство.
Глава II. Церковь и государство в современной России
§1.Их взаимоотношение
в наши дни
Взаимоотношения государства и Церкви в наши дни взаимосвязаны, но они имеют строгие рамки.
Церковь призывает молиться за государство, чтобы «жить тихо и безмятежно».
Целью Церкви является вечное спасение людей, цель же государства является обеспечение благополучия людей.
Информация о работе Государство и церковь в РФ: основы взаимоотношений