Инновационные технологии
подготовки и переподготовки специалистов
для муниципальной службы
Определяя
единство государственного и муниципального
уровней инновационного социального
управления, мы формируем представление
об информационно-коммуникативном
предназначении сопряженных в его реализации
государственной и муниципальной служб
определяет содержательное наполнение
программ инновационной профессиональной
подготовки соответствующих деятелей.
Прежде всего, это касается служащих, состоящих
в кадровом резерве, и других лиц, способных
в ходе своего карьерного продвижения
способствовать инновационному становлению
и развитию кадрового корпуса государственного
и муниципального управления.
Состоявшиеся в последние годы
структурно-функциональные изменения
в административном устройстве и законодательная
регламентация организации системы и
процесса государственной службы – это
только первый шаг на пути приведения
института государственного управления
в соответствие с потребностью радикально
трансформирующегося общества в эффективной
государственности. Успешность этих мер
зависима от профессиональных качеств
деятелей, реализующих эти меры. Как показывают
многочисленные исследования, уровень
готовности государственного кадрового
корпуса к деятельности в новых условиях
пока явно недостаточен.
Проблема в том, что обновление
знаний и умений государственных
служащих по содержанию и темпам
не согласуется с ускоренно
развивающимися в российском
обществе и его внешней среде
социальными инновационными изменениями.
Настоящие рекомендации относятся
к результатам проведенной в РАГС при
Президенте РФ разработке методологических
основ нового направления в науке, образовании
и социальной практике – инноватики государственного
управления как базисной составляющей
содержания инновационной подготовки
государственных служащих.
Решение этой проблемы целесообразно
начать с создания в государственном
кадровом корпусе ядра, состоящего
из иннова-ционно подготовленных
государственных служащих, которое
послужило бы источником диффузного
распространения соответствующих знаний
и умений в государственно-управленческой
среде [7,c.89].
Следует заметить, что в органах
местного самоуправления, как и
в любой другой сфере, должны
работать лишь профессионалы.
В настоящее время 91 % муниципальных
служащих Белгорода имеют высшее образование:
экономическое – 27,6 %, инженерно-техническое
– 34,8 %, естественно-гуманитарное – 12,9%,
юридическое – 8,1 %. Кроме того, 3 человека
являются кандидатами наук, 6 – соискателями
ученой степени, они проводят диссертационные
исследования по актуальным темам социально-экономических
отношений. Вместе с тем лишь 7,6% персонала
аппарата имеют специальность менеджера
государственной и муниципальной службы
[5,c.14].
В средствах массовой информации
в последнее время нередко
сообщается о том, что в системе муниципальной
службы около 70 % работников продолжают
трудиться еще с советских времен, и лишь
30 % – это молодое поколение, профессионально
более грамотное и перспективное. По состоянию
на 1 января 2009 г">2009 г. в органах местного
самоуправления Белгорода лица с опытом
работы до 1 года составляют 9%, 1–5 лет –
31%, 5–10 лет – 20 %, работающие 10 и более лет
– 40 %. Наблюдается тенденция роста числа
женщин среди муниципальных служащих
– 61 % (по состоянию на 1 января 2003 г. их
было 54 %) [5,c.15].
Следовательно, необходимо создать
такую систему кадровой работы,
которая позволит муниципальному
аппарату стать по-настоящему
профессиональным. Эта система должна
включать технологию качественного
отбора, подготовки и расстановки
кадров, организацию переподготовки и
повышения квалификации тех, кто уже работает
в системе муниципальной службы, объективную
оценку их профессиональных и личностных
качеств, планирование карьерного роста,
создание условий, необходимых для эффективной
деятельности.
Проводя наше исследование, мы
выявили ряд существенных проблем
в системе подготовки и переподготовки
кадров. Основная из них – откровенно
слабая организационная основа
кадровой работы. Там, где в
органах местного самоуправления
созданы управления персоналом (кадровые
службы), работа с сотрудниками ведется
на достаточно высоком уровне, используются
современные подходы и новые кадровые
технологии.
Практический интерес представляет
система управления персоналом
администрации Белгорода, которая
организована по четы-рем основным направлениям:
-разработка нормативной базы
по вопросам кадровой работы;
-формирование кадрового резерва
муниципальных служащих, руководителей
муниципальных унитарных предприятий
и учреждений, организация комплексной
работы его подготовки;
-мотивация эффективной деятельности
персонала;
-ежемесячное профессиональное обучение
муниципальных служащих и руководителей,
в том числе лиц, состоящих
в резерве на выдвижение.
Кроме того, организуются стажировки
муниципальных служащих в структурных
подразделениях аппарата администрации
Белгоро-да.
Вместе с тем нерешенной проблемой
остается формирование и подготовка
эффективного кадрового резерва.
Хотя формально он пересматривается
ежегодно практически во всех органах
местного самоуправления Белгородской
области, но в действительности при новых
назначениях о резервистах часто забывают.
Об этом говорит и статистика: за последние
4 года на должности муниципальной службы
в администрации Белгорода из резерва
назначено всего 42 человека, что составляет
чуть более 20 % от общего количества назначений
[7,c.116].
За период 2005–2009 гг. прошли профессиональную
переподготовку (6–8 месяцев) по
разным образовательным программам
(«Государственное и муниципальное управление»,
«Финансы и кредит», «Финансовый менеджмент»)
49 человек; повысили свою квалификацию
на курсах 137 человек и т. д. Всего, за прошедшие
4 года в администрации Белгорода обучены
по различным общеобразовательным программам
254 человека, что составляет более 60% среднесписочной
численности работников.
Таким образом, мы приходим
к выводу, что сегодня необходим
системный подход к оценке
кадрового потенциала муниципальной
службы, учет количественных и
качественных параметров, их взаимообусловленности,
закономерностей и тенденций развития
за относительно длительный период времени,
а также сравнительный анализ показателей
этого процесса.
В тактике реализации инновационной
кадровой политики можно рекомендовать
следующие основные меры:
-ориентация всех официально регламентированных
кадровых технологий (конкурс на
замещение вакантных должностей,
квалификационный экзамен, аттестация
и др.) на способности и опыт
творчески решать сложные служебные
задачи тестируемыми;
-регулярная служебная подготовка, направленная
на развитие у служащих инновационных
профессиональных качеств;
-формирование в подразделениях
органов государственной власти
ситуационно действующих групп
с целью решения реальных управленческих
задач, связанных с «не решаемыми»
проблемами. Такая практика актуализирует
творческий потенциал членов этих групп,
а гласное поощрение их успехов может
способствовать втягиванию в эту работу
расширенного состава служащих;
-планомерное направление государственных
служащих (прежде всего, состоящих в кадровом
резерве) на обучение по программам «Инновационное
государственное управление»;
-учет результатов этого обучения
(заключение учебного заведения)
при принятии решений о включении
выпускников в кадровый резерв
или о приоритетном должностном
продвижении служащих, состоящих в нем,
либо об исключении из кадрового резерва
тех, кто получил при выпуске низкие оценки.
В заключение следует обратить
внимание на особое значение
в практической реализации представленных
здесь рекомендаций действующих руководителей
в системе государственной службы. От
них зависит создание и поддержка инновационного
настроя в коллективе вверенных им подразделений
или, напротив, его сдерживание и даже
торможение. Мотивация выбора в этом отношении
не представляется сложной: современный
руководитель просто обязан опережать
подчиненных ему сотрудников в инновационном
развитии своих профессиональных качеств.
Литература
- Атаманчук
Г.В. Государственное управление и государственная
служба в трансформирующемся обществе.
– М., 2006.
- Буравлев
Ю.М. Проблемы реформирования и управления
системой государственной службы в России//
Государство и право – 2005. – №7. – С.11-20
- Иванов
В.Н., Латрушев В.И. Инновационные социальные
технологии государственного и муниципального
управления [Электронный ресурс] – Режим
доступа: http://society.polbu.ru/ivanov_gosupr/ch14_i.html
- Князева
Е.Н. Природа инноваций и некоторые проблемы
инновационного управления // Управление:
социально-философские проблемы методологии
и практики. – СПб.: «Книжный дом», 2005.
- Полухин
О.Н. Вступительная статья «Государственная
и муниципальная служба в Белгородской
области// Сборник нормативных правовых
актов. ГУ «Институт региональной политики
и законодательства». – Белгород, 2001.
- Егоров
В. Проблемы подготовки кадров государственной
службы// Проблемы теории и практики управления.
– 2002. – №3. – С. 29-36.
- Социальные
инновации в управлении: вопросы и ответы,
структурно-логические схемы: Учебное
пособие для вузов. – М., 2004.
- Янсен
Ф. Эпоха инноваций / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М,
2002.