Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:58, курсовая работа
Термин "президент" происходит от латинского "Praesidens", что буквально означает "сидящий впереди". В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. История появления института президента в России…………………….4
2. Президент РФ. Правовой статус, полномочия…………………………...6
3. Понятие избирательной системы в РФ…………………………………..14
4. Избирательный процесс в России………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....31
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. История появления
института президента в России…
2. Президент РФ. Правовой статус, полномочия…………………………...6
3. Понятие избирательной системы в РФ…………………………………..14
4. Избирательный
процесс в России……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………....31
ВВЕДЕНИЕ
Термин "президент" происходит от латинского "Praesidens", что буквально означает "сидящий впереди". В современном значении президент – это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Исторические корни института президентства уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства. В ХХ веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является президент.
Президентство
является относительно молодым, новым
и еще не полностью устоявшимся
юридическим институтом в российской
конституционно-политической практике,
особенно если рассматривать его
в сравнении с институтом Президента
ряда зарубежных стран (США, Франция
и т.п.), в которых он насчитывает
достаточно длительную и обширную историю
практической деятельности. В то же
время, несомненно, что он вызывает
к себе пристальный интерес, отчасти
обусловленный его новизной для
нашего государства. Появилось немало
посвященных ему исследований. Скорее
всего, данная тема претендует на то, чтобы
стать в России одной из "вечных".
Однако, от этого она не превратилась в
предельно раскрытую и исчерпанную. Проблем
достаточно, и они требуют дальнейших
аналитических разработок и детальных
исследований ученых, политологов, историков
и юристов. Некоторым аспектам данного
института и посвящена данная курсовая
работа. Рассматриваемая тема особенно
актуальна на пороге предстоящих президентских
выборов.
1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА
В РОССИИ
Впервые о введении поста президента в советской России говорили еще в 1936 году. При обсуждении Конституции СССР в одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР не Верховным Советом, а всем населением - наподобие выборов президента в США. Разумеется, И.В. Сталин категорически отверг это предложение, утверждая, что в СССР не должно быть единоличного президента, избираемого всем населением, - "Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетного Верховному Совету".
Следующая
попытка ввести институт президента
возникла в середине 60-х годов. В
1964 году Н.С. Хрущев внес на рассмотрение
комиссии по подготовке проекта новой
Конституции СССР предложение учредить
пост президента. Была даже разработана
соответствующая глава
Л.И. Брежнев совместил в одном лице высшие партийные и государственные должности, что в сумме дало больше властных полномочий, чем мог бы дать президентский пост. Поэтому в "эпоху застоя" вопросов о президентстве не возникало. Только в марте 1990 года внеочередной III съезд народных депутатов СССР принимает закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в конституцию (Основной закон) СССР" и избирает первого (и последнего) президента СССР Михаила Горбачева.
В марте 1991 года после долгих обсуждений и дискуссий на всероссийский референдум был вынесен вопрос о введении государственного института Президента России. Тогда 70% участников голосования высказались за введение президентства. IV съезд народных депутатов РСФСР 21-25 мая 1991 года утвердил законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР", а также внес соответствующие изменения в Конституцию РСФСР. В июне состоялись выборы первого президента России Бориса Ельцина.
В
декабре 1991 года распался Советский
Союз, и последовавшее вслед за
этим сложение с себя полномочий президентом
СССР создало благоприятные условия
для дальнейшего упрочения
Состоявшиеся
в 1993 году выборы в Государственную
Думу и Совет Федерации, принятие
на референдуме новой Конституции
России изменили расстановку политических
сил в стране. Если итог первых выборов
президента России в 1991 году фактически
был предопределен, то выборы 16 июня
(3 июля) 1996 года характеризовались ожесточенным
противостоянием с левой
Перед
новым 2000 годом Президент Борис
Ельцин заявил о своей отставке.
Эта новость стала мировой
сенсацией нового года. Согласно Конституции
и закону "О выборах Президента
РФ" выборы нового Президента были назначены
на 26 марта. В этот день граждане России
выбрали второго Президента страны
Владимира Путина.
2.
ПРЕЗИДЕНТ РФ. ПРАВОВОЙ
СТАТУС, ПОЛНОМОЧИЯ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент России является главой государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с представителями иностранных государств и международных организаций, но и руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.
Наделение Президента России такими обширными полномочиями прямо вытекает из конституционной нормы о том (п.2 ст.80), что он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В отличие от ранее действующего Основного Закона России Конституция РФ не называет Президента страны главой исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент России - это глава государства. Однако перечень полномочий Президента России и характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и органами власти, позволяют сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации оказывает самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной власти. Это проявляется, прежде всего, в праве Президента России определять в соответствии с Конституцией и Федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. Кроме того, Президент РФ активно участвует в определении персонального состава Правительства РФ и организации его работы. Так, согласно п. "а", "б", "в", "г", "и" й"к" ст.83 Конституции РФ Президент Российской Федерации:
-
назначает с согласия
- принимает решение об отставке Правительства РФ;
-
по предложению Председателя
Правительства РФ назначает на
должность и освобождает от
должности заместителей
-
имеет право
-
формирует Администрацию
- назначает и освобождает своих полномочных представителей в субъектах РФ.
Президент России обладает весьма значительными полномочиями учредительного характера в отношении других государственных органов:
-
представляет Государственной
-
ставит перед Государственной
Думой вопрос об освобождении
от должности Председателя
-
представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на
должность судей
-
вносит в Совет Федерации
-
назначает судей других
-
назначает и отзывает после
консультации с
Президент РФ осуществляет ряд функций, связанных с обеспечением деятельности парламента РФ и принятием федеральных законов. Так, в соответствии с положением ст.84 Конституции РФ, Президент РФ:
-
назначает выборы
-распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
-
вносит законопроекты в
-
подписывает и обнародует
-назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.
Президент России как должностное лицо, призванное обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, наделен Конституцией РФ (ст.85) правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Обращаться в судебные инстанции Президент может также в случае, если не достигнуто согласованное решение по спорам как между органами власти РФ и её субъектами, так и органами власти субъектов Федерации между собой.
Весьма значительными полномочиями обладает Президент РФ в сфере реализации внешнеполитических функций Российского государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст.86) Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций. Содержание полномочий Президента РФ в области организации обороны страны определяется тем, что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу Конституции РФ (ст.80, 82) и в соответствии с присягой принимать меры по охране суверенитета России, её независимости, безопасности и территориальной целостности государства. В связи с этим Президент наделяется Конституцией РФ и военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.
Как
было уже отмечено, Президент РФ
по предложению Правительства РФ
назначает на должности Федеральных
министров и руководителей