История муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание

Муниципальное право как динамичная отрасль российского права затрагивает ряд фундаментальных вопросов конституционно-правового развития современной России. Они касаются: разграничения полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями; территориальной организации местного самоуправления; муниципальных полномочий по решению вопросов местного значения; местных финансов; муниципальной собственности; земельных отношений; статуса органов и должностных лиц местного самоуправления; других проблем, требующих неотложного решения для успешного развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Муниципальная собственность в Российской Федерации................5
1.1 Понятие муниципальной собственности.........................................................5
1.2 Формирование муниципальной собственности..............................................8
ГЛАВА 2. Создание системы управления муниципальной собственностью: правовые аспекты проблемы................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................31

Работа состоит из  1 файл

МАРКИН.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)
 

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 
ГЛАВА 1. Муниципальная собственность в Российской Федерации................5 
1.1 Понятие муниципальной собственности.........................................................5 
1.2 Формирование муниципальной собственности..............................................8

ГЛАВА 2. Создание системы управления муниципальной собственностью: правовые аспекты проблемы................................................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................29 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 
            Муниципальное право как динамичная отрасль российского права затрагивает ряд фундаментальных вопросов конституционно-правового развития современной России. Они касаются: разграничения полномочий между Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями; территориальной организации местного самоуправления; муниципальных полномочий по решению вопросов местного значения; местных финансов; муниципальной собственности; земельных отношений; статуса органов и должностных лиц местного самоуправления; других проблем, требующих неотложного решения для успешного развития страны. 
            В данной работе поставлена цель исследовать правовые аспекты муниципальной собственности на основе действующего законодательства Российской Федерации, для чего необходимо рассмотреть следующие вопросы
- компетенция органов местного самоуправления и порядок образования муниципальной собственности; 
- принципы управления, учёта и приватизации муниципальной собственности; 
- законный режим хозяйственной деятельности органов местного самоуправления. 
Предметом данной курсовой работы является
полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственности
Объектом является изучение муниципальной собственности.

     Муниципальная собственность - это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

     Распоряжение  муниципальной собственностью от имени  муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

     В собственности города находятся  объекты, имеющие особо важное значение для жизнеобеспечения города, удовлетворения потребностей населения и городского хозяйства, а также сохранения историко-культурного наследия (городские парки, ценные природные ландшафты, памятники архитектуры, городские системы водоснабжения и энергообеспечения, городские дороги и площади, инженерные сети и сооружения, полезные ископаемые, имеющие общегородское значение).

     К объектам муниципальной собственности  города относятся объекты социально-культурного  назначения (школы и другие учебные  заведения, библиотеки, дома и дворцы культуры, детские сады и ясли, детские дома, дома престарелых и инвалидов, больницы и поликлиники, спортивные сооружения общегородского значения, здания, используемые для нужд управления городом), объекты муниципального городского жилого фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. Муниципальная собственность в Российской Федерации. 

     1.1 Понятие муниципальной  собственности

     Муниципальная собственность – это собственность  муниципального образования, то есть имущество  городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

     На  территории муниципального образования  проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это «деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций».

     Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются Гражданским кодексом РФ1.

     Главным субъектом владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население  муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной  собственностью». И на этом основании  являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

  1. глава муниципального образования;
  2. представительный орган муниципального образования;
  3. структурные органы и подразделения местной администрации;
  4. орган управления муниципальным хозяйством;
  5. муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  6. другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

     К муниципальной собственности Закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» относит:

     - средства местного бюджета, муниципальные  внебюджетные фонды;

     - имущество органов местного самоуправления;

     - муниципальные земли, местные  природные ресурсы;

     - муниципальные хозяйствующие субъекты;

     - муниципальные банки и кредитно-кассовые  учреждения;

     - муниципальный жилищный фонд  и нежилые помещения;

     - муниципальные социально-культурные  учреждения;

     - другое движимое и недвижимое  имущество.

     Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

     Стоит отметить, что в исключительной собственности  муниципальных образований находятся  те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

     В собственности муниципальных образований  может находиться:

     1) имущество, предназначенное для  решения установленных настоящим  Федеральным законом вопросов  местного значения;

     2)имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

     3) имущество, предназначенное для,  обеспечения деятельности органов  местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

     4) имущество, необходимое для решения  вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. 
 
 
 
 
 

     1.2 Формирование муниципальной  собственности 

     Право муниципальной собственности возникает  из оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти. Более отвечают интересам местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

     Право муниципальной собственности может  быть приобретено следующими способами:

     - путем изготовления (создания) новой  вещи (например, недвижимого имущества);

     - путем получения поступлений  (доходов, продукции, плодов) в результате использования уже имеющегося муниципального имущества;

     - на основании договора купли-продажи,  мены, дарения или иной сделки  об отчуждения этого имущества;

     - по наследству в соответствии  с завещанием или законом;

     - по решению суда (например, в отношении бесхозяйного недвижимого имущества);

     - в установленном порядке (к  примеру, как находка или как  клад).

     Приобретение  и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества  и имущественных прав осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

     Органы  местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

     Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

     Органы  местного самоуправления могут создавать  муниципальные предприятия и  учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

     Органы  местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и  учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Информация о работе История муниципального управления