Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:17, реферат
Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно начинать с Ивана IV. Классическими образцами самоуправляющихся городских общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица. Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI века, не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций.
1. Дореволюционный этап.
2. Местное самоуправление в советский период.
3. Местное самоуправление России в переходный период.
4. Местное самоуправление в современной Росси.
К концу декабря 1917 года отношение нового правительства к институтам старого самоуправления меняется: 27 декабря 1917 года декретом Советов Народных Комиссаров был распущен Земский союз. К весне 1918 г. завершилась ликвидация всех земских и городских органов местного самоуправления. До 20 марта 1918 года действовал Наркомат по местному самоуправлению, но после выхода из коалиционного (с левыми эсерами) правительства левых социалистов-революционеров, он был упразднен как самостоятельное учреждение.
Анализируя законодательство того периода, можно выделить три характерные черты присущие местным Советам. Во-первых, местные Советы являлись органами власти и управления, действующими в границах существующих тогда административных территорий. Во-вторых, существовала организационная взаимосвязь и соподчиненность по вертикали. И, наконец, при определении компетенции и пределов полномочий местных Советов, устанавливалась их самостоятельность в решении вопросов местного значения, но их деятельность допускалась лишь в соответствии с решениями центральной власти и вышестоящих Советов. В Конституции РСФСР 1918 года задачи местных Советов определялись следующим образом:
-проведение в жизнь
всех постановлений высших
-принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношении;
-разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
-объединение всей
советской деятельности в
Все доходы и расходы местных Советов были поставлены под контроль центра.
В конце 1919 года были определены единицы
местного самоуправления независимо от
размера (губернии, уезда, волости, города,
деревни). Они стали называться коммунами. В
Советах были созданы специальные органы
(коммунотделы) для руководства «коммунальным
хозяйством». Самостоятельная хозяйственная деятельность
Советов началась осенью 1924 года с выделения
самостоятельных городских бюджетов.
В целом же периоду деятельности Советов
были присущи:
-некоторая децентрализация
-расширение социально-
-попытки более или менее
-формирование самостоятельной
финансово-материальной базы
-создание нормативно-правовой основы, обеспечивавшей определенную «автономизацию» местных Советов.
Система местного самоуправления в
СССР, в том числе и в Российской
Федерации в 80-е гг. XX века характеризовалась
следующим образом. Местные Советы
должны были руководить на своей территории
государственным, хозяйственным и социально-культурным
строительством; утверждать планы экономического
и социального развития и местный бюджет;
осуществлять руководство подчиненными
им государственными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями; обеспечивать
соблюдение законов, охрану государственного
и общественного порядка, прав граждан;
содействовать укреплению обороноспособности
страны.
В пределах своих полномочий местные Советы
должны были обеспечивать комплексное
экономическое и социальное развитие
на их территории; осуществлять контроль
за соблюдением законодательства расположенными
на этой территории предприятиями, учреждениями
и организациями вышестоящего подчинения;
координировать и контролировать их деятельность
в области землепользования, охраны природы,
строительства, использования трудовых
ресурсов, производства товаров народного
потребления, социально-культурного, бытового
иного обслуживания населения. К исключительной
компетенцией местных Советов относится:
-избрание и изменение составов исполнительных комитетов;
-образование, избрание и
3. Местное самоуправление России в переходный период.
Во второй половине 80-х годах постепенно
стал утверждаться взгляд, что местное
самоуправление - это самостоятельный
уровень осуществления народом конституционно
принадлежащей ему власти, что демократическое
устройство общества возможно лишь при
отделении местного самоуправления от
государственной власти. Первым практическим
шагом на этом пути стало принятие 9 апреля
1990 года Закона СССР «Об общих началах
местного самоуправления и местного хозяйства
в СССР».
Согласно Закону система местного самоуправления
включала в себя местные Советы, органы
территориального общественного самоуправления
населения (советы и комитеты микрорайонов,
домовые, уличные, квартальные, сельские
комитеты и другие органы), а также местные
референдумы, собрания, сходы граждан,
иные формы непосредственной демократии.
Первичным территориальным уровнем местного
самоуправления признавался сельсовет,
поселок (район), город (район в городе).
Закон предоставил союзным и автономным
республикам право самостоятельно определять
и другие уровни (исходя из местных особенностей).
Первым практическим
шагом реформирования местного управления, внедрения нового
для современной России (но давно распространенного
в цивилизованных странах) подхода к нему
как к местному самоуправлению стали принятие
9 апреля 1990 года и реализация Закона СССР
«Об общих началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР».
Конституционное закрепление местного
самоуправления как управления, отделенного
от государственной власти, в российском
законодательстве происходило постепенно.
С реформой 24 мая 1991 года на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Но принципиальное новшество состояло в том, что местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета, в отличие от прежних исполкомов, которые хотя и были фактически независимы от Советов, но юридически считались их исполнительными и распорядительными органами.
Закон РСФСР от 6 июля
1991 года «О местном самоуправлении
в РСФСР» включил местную администрацию в систему местного самоуправления
и называл их представительными органами
власти без слова «государственной». Закон
предусматривал разграничение функций
между представительными и исполнительными
органами. Местный Совет определялся как
орган власти, а местная администрация
- как орган управления. При этом усиливалась
самостоятельность последней. И вместо
исполнительного комитета местного Совета
как коллегиального органа, подчиненного
и подотчетного Совету, учреждалась местная
администрация под единоначальным руководством
главы администрации, избираемым населением.
Устанавливалась собственная компетенция
администрации, которая ослабляла ее ответственность
перед вышестоящими исполнительно-
Формирование и становление
местного самоуправления востребовало
объединения усилий новых муниципальных
образований в целях создания
благоприятных условий для их
функционирования и развития. В этот
период возникают региональные и
федеральные объединения, союзы, ассоциации
органов местного самоуправления. Одним
из первых 13 марта 1991 года был учрежден
Союз российских городов и региональных
образований (СРГ).
Указом «О реформе местного самоуправления
в Российской Федерации» № 1760 от 26 октября
1993 года была прекращена деятельность
районных и городских Советов. Одновременно
было утверждено Положение об основах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации на период поэтапной
конституционной реформы.
Это Положение предусматривало такую систему местного самоуправления:
-в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления;
-в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации);
-в городах и других
поселениях с населением свыше
50 тыс. человек выборное
-в сельских районах
- глава местного самоуправления
(глава администрации) без
-на территории сельсоветов
- глава местного самоуправления
(глава администрации), тоже без
указания на то, избирается он
или назначается; может быть
образован орган местного
Новый этап становления и развития в России местного самоуправления, действительно современного муниципального управления, учитывающего российский опыт и эффективную зарубежную практику, начался в стране в 1993 году.
Процесс муниципальных
реформ в России, можно разбить
на два основных этапа, ссылаясь на
Федеральную программу
Значительная работа была проведена не
только в области законотворчества, но
и в организационной сфере. Подтверждение
тому - муниципальные выборы 1996-1997 гг.,
в результате которых в подавляющем большинстве
субъектов Российской Федерации назначенные
главы местных администраций сложили
свои полномочия, а им на смену пришли
новые (избранные населением) органы и
должностные лица местного самоуправления.
Выборы 2000-2001 гг. закрепили эти позиции
и подтвердили, что население в целом принимало
и продолжает принимать довольно активное
участие в формировании муниципальных
органов.
В 90-е гг. в основном организационно-правовые основы местного самоуправления в России были созданы. Однако, несмотря на это, функционирующая в стране система местного самоуправления все еще была далека от своей конституционной модели. Хотя нормативная база и комплекс проведенных организационных мероприятий подтверждают факт перехода России к автономной модели местного самоуправления, наследием ранее действовавшей системы «местных Советов» продолжает оставаться экономическая зависимость органов местного самоуправления от вышестоящих органов государственной власти.
4. Местное самоуправление в современной Росси.
В наши дни взаимоотношения
элементов системы органов
Структуру органов местного
самоуправления составляют представительный
орган муниципального образования (совет депутатов), глава муниципального
образования, местная администрация (исполнительно-
Федеральный закон № 131 – ФЗ устанавливает ряд ограничений на структуру органов местного самоуправления. В частности он вводит обязательность наличия органов местного самоуправления трех видов:
При этом в поселениях с численностью жителей. Обладающих избирательным правом, мене 100 человек представительный орган не формируется, а его функцию выполняет сход граждан (часть 3 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ). Глава такого малого поселения и исполнительно-распорядительный орган все равно являются обязательными.
Согласно части 3 статьи 34 наименования трех обязательных органов устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.
Существующие ограничения в структуре органов местного самоуправления связаны также с обязательностью разделения представительной и исполнительной власти. В Федеральном законе № 131-ФЗ местная администрация названа исполнительно – распорядительным органом, а для представительного установлена исключительная компетенция. Кроме того, в этом законе содержится запрет на совмещение одним лицом полномочий руководителя (председателя) представительного органа и главы местной администрации для муниципальных образований всех типов, кроме сельских поселений. Тем самым уже на федеральном уровне введено определенное разграничение полномочий между представительным и исполнительным органом.
Информация о работе История развития местного самоуправления в Росси