Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:58, реферат
Актуальность темы организация и проведение выборов в субъектах Р.Ф. состоит в том, что в свете предстоящих выборов, участнику активного права то есть избирателю необходимо знать, как происходит этот сложный и многоступенчатый процесс, как и для чего проводятся выборы, как он может реализовывать свое право избирать или быть избранным.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы организация и проведение выборов в субъектах Р.Ф. состоит в том, что в свете предстоящих выборов, участнику активного права то есть избирателю необходимо знать, как происходит этот сложный и многоступенчатый процесс, как и для чего проводятся выборы, как он может реализовывать свое право избирать или быть избранным.
Эти и другие вопросы каждый раз по – особому встают и с неизбежностью будут вставать перед каждым новым поколением людей. Каждый год количество избирателей возрастает и 13 марта 2011 года жителям Югры предстоит выбрать 370 депутатов окружного и муниципального уровней и глав трех сельских поселений.
Но прежде чем, состоятся выборы, будет проходить информирование избирателей и предвыборная агитация. Эти и другие важные аспекты будут раскрываться в данной курсовой работе.
Таким образом, неоднозначность восприятия выборов в субъектах РФ – представления о них, их роль и предназначение – обусловлена прежде всего самим временем, в рамках которого возникает и развивается избирательный процесс, а следовательно, уровнем развития общества его заинтересованности, естественного сознания и мышления.
Цель исследования – изучить процесс организации и проведения выборов в субъектах РФ.
Задача исследования – рассмотреть понятие и виды избирательных систем, правовое закрепление избирательных систем в субъектах РФ., стадии избирательного процесса в субъектах РФ., избирательные споры при проведении выборов в субъектах РФ.
Объект исследования – организация и проведение выборов в субъектах РФ.
Предмет исследования – Правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ.
Теоретическая основа исследования – при написании работы применялись научные труды: Бузина А.Ю., Гетьмана Л.С., Ерыгиной В.И., Кондрашева А.А., Нырковой Т.Ю., Охотникова Р.А.,Соловьевой С.Г.
Методологическая основа: при написании работы применялись исторические, всеобщие, общенаучные, частно – научные методы. Данные методы распространяются на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Одна из причин эффективности данных методов заключается в том, что с их помощью определяется теория и практика раскрываемого вопроса об организации и проведении выборов в субъектах РФ.
1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ РФ.
1.1 Понятие и виды избирательных систем в субъектах РФ.
Избирательная система – порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования.
Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе осуществления выборов между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и связанных с порядком избрания представительных органов власти.[1]
Избирательная система в узком смысле - это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.
Анализ действующего регионального избирательного законодательства и практики его применения указывает на необходимость совершенствования избирательных систем. При выборе той или иной модели избирательной системы следует руководствоваться в первую очередь теми задачами, которые необходимо решить на общегосударственном уровне и как следствие – на уровне субъектов государства.
Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти ст. 77 п.1, предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению.
Субъекты Российской Федерации при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем.
Мажоритарная избирательная система – представляет собой один из основных способов проведения парламентских выборов. При этой системе кандидат вступает в личном качестве, для того чтобы, быть избранным, он должен получить в избирательном округе, где баллотируется, необходимое большинство голосов.
Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.
В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос). Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием, как правило, используется при выборах единоличных органов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов.
Согласно правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.
Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.[2]
Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.
Достоинство пропорциональной избирательной системы заключается в том, что она позволяет свести к минимуму «потерю» голосов избирателей и обеспечить представительство в парламенте даже относительно мелким политическим партиям.
Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.
Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.[3]
Прошло более пяти лет с момента вступления в силу закона об обязательном избрании по партийным спискам не менее половины депутатов одной из палат законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Реформирование избирательного законодательства продолжается, и дискуссии по поводу выбора оптимальной избирательной системы не утихают.
На пример своеобразная, наиболее демократичная, модель выборов депутатов региональных парламентов применяется в Ханты – Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе. В данных субъектах каждый избиратель имеет право получить три избирательных бюллетеня для голосования – по единому избирательному округу за партийные списки; по одномандатному избирательному округу; по единому трехмандатному округу (т.е. в границах всего автономного округа), который образован специально в целях обеспечения представительства коренных малочисленных народов в законодательном (представительном) органе публичной власти. [4]
Вывод: Таким образом, в параграфе под названием понятие и виды избирательных систем в субъектах РФ, был подробно раскрыт термин избирательная система в широком и узком его значении. Изучили виды избирательных систем. В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами, от результатов голосования избирательные системы подразделяются на: 1) мажоритарную систему; 2) пропорциональную систему; 3) смешанную систему. Рассмотрели их особенности.
1.2 Правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ.
В данном параграфе будет рассмотрено правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ.
В первую очередь следует отметить, что правовое закрепление избирательной системы имеет отражение непосредственно в основном законе Российской Федерации – Конституции.
В статье 32 говориться « Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме…»[5]
Также правовое закрепление избирательной системы имеет место в Федеральном Законе « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В структуру данного Федерального Закона входят 11 глав и 84 статьи.
Статья 1 гласит, что «Настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.[6]
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В Федеральном законе № 67 подробно раскрыты гарантии избирательных прав граждан РФ. В статье 2 можно найти основные термины и понятия касающиеся избирательного процесса.
Вывод: Таким образом, в параграфе под названием правовое закрепление избирательной системы субъектов РФ мы выяснили, что правовое закрепление избирательной системы имеет место быть в Конституции РФ., Ф.З. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.».
2. СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУБЪЕКТАХ РФ.
2.1 Избирательные комиссии субъектов РФ.
Избирательная комиссия субъектов РФ – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, определенные законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов на территории соответствующего субъекта Федерации.
Она представляет собой государственный орган субъектов РФ, основными задачами которого являются организация подготовки и проведение выборов, референдумов в Р.Ф. в соответствии с компетенцией, установленной законами РФ и законами субъектов Российской Федерации.
Избирательная комиссия субъектов РФ действует на постоянной основе и является юридическим лицом.
Число членов избирательной комиссии субъектов РФ с правом решающего голоса устанавливается субъектом РФ самостоятельно, но не может быть менее 10 и более 14.
Формирование комиссии осуществляется законодательным представительным органом государственной власти субъекта РФ и высшим должностным лицом субъекта РФ на основе предложений представительных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта РФ предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии.[7]
Статус ИКС РФ аналогичен статусу Центральной избирательной комиссии России как государственного органа, действующего на постоянной основе. Документами, регулирующими статус указанных ИКС РФ, помимо федерального закона являются конституции (уставы), законы субъектов РФ. Особенность статуса ИКС РФ состоит в том, что они являются не только комиссиями, организующими выборы органов государственной власти субъектов РФ, но и комиссиями, которые в соответствии с федеральными законами о выборах принимают участие в подготовке и проведении федеральных выборов.
Срок полномочий ИКС РФ составляет четыре года. Данный срок позволяет надлежащим образом организовывать подготовку и проведение как федеральных, так и региональных выборов, обеспечивает стабильность избирательной системы РФ. ИКС РФ формируется следующим образом: половина членов назначается законодательным органом, другая половина – высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Члены ИКС РФ с правом решающего голоса назначаются на основе предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе государственной власти субъекта РФ, иных общественных объединений.
ИКС РФ формируются для подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, в случаях, установленных законами, могут принимать участие в организации выборов местного самоуправления.