Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:21, курсовая работа
Целью работы является исследование избирательной системы на муниципальных выборах, выявление эффективности, а также сильных и слабых сторон различных избирательных систем.
Исходя из цели, мною были определены основные задачи работы:
1. дать характеристику понятия избирательная система и изучить виды избирательных систем;
2. исследовать механизм действия муниципальных избирательных систем;
3. провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме.
I Введение………………………………………………………………….. …….. 2
II Избирательные системы в РФ.
1. Понятие избирательной системы…………………………………………... 3
2. Виды избирательных систем………………………………………...... …… 5
III Избирательные системы на муниципальных выборах.
1. Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы….. 9
IV Заключение…………………………………………………………………….. 15
V Список использованной литературы………………………………………. 16
План:
Введение
Актуальность данной работы объясняется тем, что исследование эффективности избирательных систем на муниципальных выборах представляет большой интерес, так как данная тема недостаточно разработана в отечественной литературе.
При организации и проведении выборов важное место отводится избирательным системам. В настоящее время в научной литературе отмечается повышенный интерес к проблеме совершенствования избирательных систем. Сам термин «избирательная система» трактуется противоречиво.
В отечественной науке вопрос о понятии избирательной системы является довольно дискуссионным, поэтому мне хотелось бы подробно остановится на этой проблеме.
Целью работы является исследование избирательной системы на муниципальных выборах, выявление эффективности, а также сильных и слабых сторон различных избирательных систем.
Исходя из цели, мною были определены основные задачи работы:
1. дать характеристику понятия избирательная система и изучить виды избирательных систем;
2. исследовать механизм действия муниципальных избирательных систем;
3. провести исследование нормативно правовой базы по выбранной теме.
Понятие избирательной системы
В отечественной
науке вопрос о понятии избирательной
системы является дискуссионным. Российская
юриспруденция традиционно разл
Отечественные ученые А. В. Зиновьев и И.С. Поляшова отмечают, что каждое понятие должно употребляться только в одном смысле, они предлагают отказаться от узкой трактовки термина «избирательная система» и рассматривать это понятие широко как совокупность юридических норм.1 С.В. Юсов предлагает комплексный подход к пониманию избирательной системы в широком смысле, в рамках которого имеет значение не только ее юридическая форма, но и социально-политическое содержание.
Я считаю, что такой подход к пониманию избирательной системы является наиболее правильным и оптимальным. Избирательная система, как явление государственно-правовой действительности, существует в неразрывном единстве социально-политических и юридических характеристик. Она представляет собой совокупность следующих элементов: избирательных правоотношений, избирательного процесса, избирательных технологий, избирательной практики, индивидуального и коллективного общественного «избирательного» сознания, правовой и политической культуры.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации2, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституциями (уставами) субъектов РФ избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления также уставами муниципальных образований).
В Российской Федерации детальные правила в отношении избирательной системы установлены конституцией только для выборов главы государства (президента). Таким образом, федеральный законодатель, равно как и органы власти субъектов РФ, муниципальных образований, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов всех уровней, глав исполнительной власти российских регионов, городов и т.д. Под избирательной системой понимается совокупность организационно-правовых мероприятий и иных элементов выборного процесса (правовых, иных регуляторов), объединяемых вокруг способов организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами, списками кандидатов.3
Виды избирательных систем
Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.4
Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат на мандат депутата или на иную выборную должность должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе (при выборах в парламент) или в масштабе всей страны (на президентских выборах). Эта система имеет несколько разновидностей. Наиболее распространены две разновидности – мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства.
Самая простая разновидность – это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов или даже меньше.
Мажоритарная
система абсолютного
К преимуществам этой системы относят то, что она дает меньше искажений по сравнению с другими системами, в частности, с мажоритарной системой относительного большинства. Недостаток этой системы связан с тем, что при наличии нескольких кандидатов, редко удается кому-нибудь из них получить более 50%, а, следовательно, возникает необходимость проведения второго тура выборов, что влечет дополнительные финансовые затраты.
Так в 1996 году выборы президента РФ проходили в два тура. В первом туре не один из 10 кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов. Было проведено повторное голосование, в результате которого Б.Н.Ельцин получил 53,8% голосов, а его соперник Г.А.Зюганов – 40,3%. В 2000 году выборы президента РФ прошли в один тур: уже в первом туре В.В.Путин получил 52,9% голосов, в 2008 году Д.А. Медведев получил 70,28% голосов.
При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке. В России по пропорциональной системе избираются депутаты Госдумы РФ.
К числу достоинств данной системы можно отнести следующие. Во-первых, эта система более точно отражает расстановку политических сил в обществе, дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Если, например, партия получает 20% голосов по стране, то она будет иметь 20% мест в парламенте. Однако, это достоинство не абсолютно: в тех странах (а к их числу принадлежит и Россия), где установлен высокий «заградительный барьер» (7% от общего числа избирателей, пришедших на избирательные участки) также происходит потеря голосов избирателей. Во-вторых, пропорциональная система позволяет организовываться новым партиям, быстро выходить на политическую сцену и завоевывать голоса избирателей. Другими словами, эта система способствует становлению развитых конкурентных партий, укрепляет многопартийность и развивает политический плюрализм. А, как известно, наличие таких партий - важный признак демократии.
Так к недостаткам пропорциональной избирательной системы относят: во-первых, то, что данная система дает слишком пеструю картину политических сил, представленных в парламенте. Многочисленные парламентские партии не могут договориться друг с другом, что приводит к нестабильности и частой смене правительства. Во-вторых, голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных членов. Зачастую избиратели судят о партии, ее программе только по лидеру. Такая ситуация сложилась на выборах в Государственную Думу РФ в 1999году. За избирательное объединение «Единство» российские избиратели проголосовали потому, что это объединение открыто, поддержал занимавший тогда пост премьер-министра В.В.Путин - политик с высоким рейтингом доверия. Значимым был фактор - поддержка со стороны популярного лидера.
Следующий вид
- смешанная избирательная
Также на избирательную систему в значительной степени влияет государственность и даже, в определенном смысле, формирует ее. Так, Российская Федерация — это государство, имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и самостоятельную систему органов местного самоуправления.5 Вследствие этого актуален вопрос о правомерности разграничения федеральной, региональных и муниципальных избирательных систем, который является дискуссионным в отечественной науке .
Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы
Местное самоуправление выступает основой процесса формирования и развития муниципального избирательного права, являющегося неотъемлемой частью избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации.
Местное самоуправление, составляя одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы власти народа, самостоятельного уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению и имеющего свои органы власти, предметы ведения и полномочия, собственную финансово-экономическую базу.
Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 16.09.2003г в соответствии с Конституцией устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Закон вносит существенные коррективы в организационно-территориальную структуру местного самоуправления. Это касается:
— принципов
территориальной организации
— структуры и компетенции органов местного самоуправления (по-новому решается вопрос об определении структуры органов местного самоуправления, о статусе главы муниципального образования, о численном составе представительных органов местного самоуправления, их исключительных полномочиях и т. д.);
Информация о работе Избирательные системы на муниципальных выборах