Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:50, реферат

Описание

Контрольно-надзорная деятельность государственных органов в области охраны окружающей среды и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Экологический контроль………………………………………………….4
2 Экологическая экспертиза………………………………………………...5
3 Экологический мониторинг………………………………………………6
4 Виды экологического контроля…………………………………………..7
5 Порядок осуществления государственного экологического контроля...9
6 Задачи государственного экологического контроля…………………...10
7 Общественный контроль………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Экологический мониторинг.doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

1 Экологический контроль………………………………………………….4

2 Экологическая экспертиза………………………………………………...5

3 Экологический мониторинг………………………………………………6

4 Виды экологического контроля…………………………………………..7

5 Порядок осуществления  государственного экологического  контроля...9

6 Задачи государственного  экологического контроля…………………...10

7 Общественный контроль………………………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………15

Список использованной литературы……………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый гражданин нашей  страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; в свою очередь, он обязан охранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Контрольно-надзорная  деятельность государственных органов  в области охраны окружающей среды  и регулирования природопользования является одним из наиболее эффективных  инструментов реализации экологического права. Она охватывает три главных направления экологического контроля: предупредительный контроль (экологическая экспертиза проектов хозяйственно-технических решений), последующий контроль (инспектирование, проверка соблюдения экологического права в процессе различных видов производственной и непроизводственной деятельности) и мониторинг окружающей среды (слежение за состоянием природной среды физическими и другими научно-техническими методами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Экологический контроль

 

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства. Он заключается в проверке соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами экологических требований по использованию и охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества. Различают:

Информационный контроль - сбор и обеспечение информации для передачи ее соответствующим государственным органам в целях принятия предупредительных или карательных мер;

Предупредительный контроль - предотвращение вредных последствий, которые могут возникнуть из-за невыполнения необходимых мероприятий по охране окружающей среды, несоблюдения нормативных актов;

Карательный контроль - применение мер государственного принуждения к нарушителям.

Экологический контроль как способ организационно-правового обеспечения рационального экологопользования и сохранности экологической системы представляет собой активное вмешательство по фактам выявленных отклонений на предмет их устранения.

Экологический контроль осуществляется с целью обеспечения деятельности экологопользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

Экологическому контролю подлежит хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием отдельных видов природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, осуществляемая на территории РФ, а также в пределах территориальных вод континентального шельфа, исключительной экономической зоны под юрисдикцией РФ.

 

 

2 Экологическая экспертиза

 

Государственная экологическая  экспертиза проводится в целях проверки соответствия намечаемой хозяйственной  и иной деятельности требованиям  экологического права. Она состоит  в проверке содержания представляемой на экспертизу проектной документации силами специально создаваемых экспертных комиссий., состоящих из компетентных специалистов - ученых и практиков, определении экологической допустимости проектируемой деятельности. Результаты государственной экологической экспертизы в каждом случае оформляются в виде заключения, которому придается обязательная юридическая сила. Однако выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

Государственная экологическая  экспертиза является обязательной мерой  охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Экологический мониторинг

 

Экологический мониторинг - комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей среды и экологической безопасности.

Государственный экологический  мониторинг окружающей среды осуществляется в соответствии с законодательством  РФ и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Экологический мониторинг осуществляют: Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, специально уполномоченные в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов государственные органы РФ, другие федеральные органы исполнительной власти в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). ЕГСЭМ решает следующие задачи: разработка программ наблюдений за состоянием окружающей среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах; организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга и др.

 

 

 

4 Виды экологического контроля

 

Контроль за соблюдением  правил экологопользования бывает государственный, производственный, муниципальный и  общественный.

1. Государственный контроль  осуществляется федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  РФ (ст. 65 Закона). Под государственным  контролем понимают один из  видов государственной административной  деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Государственный экологический  контроль проводится в предупредительной  и текущей формах. Предупредительный  контроль осуществляется на стадиях  планирования или проектирования хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду, реализации проекта, ввода объекта в эксплуатацию; текущий - реализуется на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Названный контроль осуществляется в отношении соответствующих  объектов:

- в области использования  и охраны земель (постановление  Совета Министров - Правительства  Российской Федерации от 23 декабря 1993г. №1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель);

- в области использования  и охраны недр (постановление  Правительства Российской Федерации  от 2 февраля 1998г. №132 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»);

- в области обеспечения  карантина растений на территории - в форме государственного фитосанитарного  контроля (Федеральный закон РФ от 15 июля 2000г. «О карантине растений»);

- в области использования  и охраны водных ресурсов;

- в лесном хозяйстве;

- в сфере охраны  атмосферного воздуха (постановление  Правительства Российской Федерации  от 24 ноября 1999г. №1292 «О специально  уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха»);

- в сфере охраны  животного мира.

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие  полномочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (ст.70), они имеют право:

- принимать решения об ограничении,  приостановлении и прекращении  деятельности экологически вредных  объектов;

- налагать административный  штраф в установленном размере  за нарушение природоохранительного  законодательства;

- предъявлять иски  о возмещении вреда, причиненного  природной среде, и направлять  материалы для привлечения виновных  к уголовной ответственности;

- выдавать разрешения  на природопользование, устанавливать  государственную экологическую  экспертизу.

 

 

 

 

 

 

 

5 Порядок осуществления государственного экологического контроля

 

Государственный экологический  контроль осуществляют: федеральные  органы исполнительной власти РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы; органы Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ

Компетенция федеральных  органов санитарно-эпидемиологического надзора в области государственного экологического контроля определяется законодательством РФ и соответствующими нормативными правовыми актами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 Задачи государственного экологического контроля

 

Главными задачами государственного экологического контроля являются:

- проверка выполнения  программ, планов и мероприятий  по охране окружающей среды;

- выявление нарушений  экологических требований при  подготовке, принятии и реализации  решений о развитии хозяйственной  и иной деятельности;

- проверка выполнения экологопользователями норм (нормативов и правил) экологопользования и качества окружающей среды.

Государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов осуществляется с целью проверки соблюдения хозяйствующим субъектом нормативов использования отдельных видов природных ресурсов и природных объектов, а также выполнения мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Этот контроль осуществляется специально уполномоченными федеральными органами государственной власти в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов.

Производственный  контроль осуществляется экологической службой предприятий, учреждений, организаций в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды установленных законодательством (ст. 67 Закона).

Муниципальный контроль, т.е. контроль за выполнением правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды, ограниченный отраслевой сферой, осуществляется, например:

- Минсельхозом России (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998г. №1090);

- ФПС России (Указ Президента  Российской Федерации от 2 марта  1995г. №232);

- Минздравом России (постановление  Правительства Российской Федерации  от 3 июня 1997г. №659);

- МВД России (Указ Президента  Российской Федерации от 18 июля 1996г. №1039);

- Государственным таможенным  комитетом (Указ Президента Российской  Федерации от 25 октября 1994г. №2014);

- Госгортехнадзором (Указ  Президента Российской Федерации  от 18 февраля 1993г. №234);

- Госстандартом и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Общественный контроль

 

Осуществляется общественными  и иными некоммерческими объединениями  в соответствии с их уставами, а  также гражданами в соответствии с законодательством (ст. 68 Закона).

Общественный экологический  контроль неразрывно связан с общественным экологическим движением. Еще в 1988г. в «Меморандуме в защиту природы» группой известных ученых, писателей и деятелей искусств высказывалось убеждение, что «делу спасения Отечества от экологической катастрофы может помочь великое народное движение за сохранение природы на каждой пяди нашей земли…»

Информация о работе Экологический мониторинг