Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:47, реферат
Надо сказать, что работе над соответствующими статьями Конституции Российской Федерации, посвященными конституционным основам местного самоуправления, значительное внимание уделялось на Конституционном совещании, созванном в 1993 году Президентом Российской Федерации. На заседаниях групп совещания и прежде всего в группе, образованной из представителей местного самоуправления, обсуждались и согласовывались предложения, содержащиеся как в президентском проекте Конституции, так и в проекте, рассматривавшемся на шестом Съезде народных депутатов. Кроме того, в группах анализировались и многочисленные предложения по проблемам местного самоуправления, внесенные политическими партиями, органами государственной власти,
1. Местное самоуправление. Понятие, конституционное закрепление
2. Правовые, территориальные, организационные основы местного самоуправления
Литература
Согласно статье 7 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Далее
Закон устанавливает норму
2 статьи 7 Закона гласит: «Законодательное
регулирование субъектами
Российской Федерации вопросов местного
самоуправления осуществляется в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и настоящим Законом».
В
части 3 этой же статьи Закон вводит
норму о согласованности
Конституцией Российской Федерации и
базовым Федеральным Законом «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации». Это означает,
что все принимаемые нормативные акты
не должны противоречить не только Конституции
Российской Федерации, но и названному
Федеральному закону. Следовательно, и
Конституция РФ и названный федеральный
закон являются фундаментом, на котором
строится вся правотворческая деятельность
всех органов государственной власти
в области местного самоуправления.
В
случае противоречия норм муниципального
права, содержащихся в законах, положениям
Конституции Российской Федерации,
Федеральному Закону
«Об общих принципах...» применяются положения
Конституции Российской
Федерации и указанного специального,
базового федерального закона.
Такой подход способствует созданию единого правового поля в системе местного самоуправления.
В-третьих, нормативные правовые акты подразделяются на специальные, полностью посвященные регулированию всех или отдельных отношений в системе местного самоуправления, и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления.
Специальными
законами являются, например, Федеральный
Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»,
Федеральный Закон «О финансовых основах
местного самоуправления в
Российской Федерации», Федеральный Закон
«Об обеспечении конституционных прав
граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления»,
Федеральный Закон «Об основах муниципальной
службы в Российской Федерации», законы
субъектов Российской Федерации о местном
самоуправлении, о выборах в органы местного
самоуправления, о местном референдуме,
о территориальном общественном самоуправлении,
о собраниях (сходах) граждан, о выборах
должностных лиц местного самоуправления,
о порядке формирования муниципальной
собственности и другие.
Нормы,
регулирующие отдельные виды отношений
в системе местного самоуправления
содержатся, например, в Конституции
Российской Федерации, в ряде федеральных
законов, конституциях и уставах
субъектов Российской
Федерации, а также в отдельных законах
субъектов Российской Федерации, не имеющих
специального для местного самоуправления
предназначения.
К
таким законам можно отнести
Закон Российской Федерации «Об
основах налоговой системы в
Российской Федерации», Закон РСФСР
«Об основах бюджетного устройства
и бюджетного процесса в РСФСР»,
Закон Российской
Федерации «О недрах», Закон Российской
Федерации «Об образовании» и другие,
налоговый и бюджетный кодексы.
Территориальная основа местного самоуправления.
В
п.1 ст.131 Конституции говорится о
том, что местное самоуправление
осуществляется в городских, сельских
поселениях и на других территориях
с учетом исторических и иных местных
традиций, то есть вводится как основной
поселенческий принцип территориальной
организации самоуправления. Хотя он не
исключает осуществления самоуправления
в границах иных территорий. Какие территории
относятся к иным территориям, в Конституции
не расшифровывается.
Означает ли это, что границы самоуправления
могут не совпадать с границами ныне существующих
административно-
Представляется
крайне важным в процессе формирования
системы местного самоуправления как
можно бережнее отнестись к существующему
административно- территориальному делению
на районы и сельсоветы и осуществлять
самоуправлением в пределах границ данных
административно-
"демократического централизма"
в организации самоуправления, появлению
"вышестоящих" и "нижестоящих"
органов самоуправления. Представляется,
что избежать этого можно путем добровольного
объединения территорий муниципальных
образований сельских поселений, закрепления
границ объединившихся муниципальных
образований в законодательных актах
субъектов
Российской Федерации, четкого разграничения
предметов ведения муниципальных образований,
их органов.
Для
этого необходимо, чтобы муниципальное
образование непосредственно
Федерации, который в соответствии со
ст. 131 Конституции обязан учитывать мнение
населения. При этом вынесенное им решение
может и не совпадать полностью с мнением
населения, особенно в тех случаях, когда
в силу каких- либо причин жители предлагают
без достаточных оснований изменить границы
существующих муниципальных образований
или определить территории местного самоуправления,
не совпадающие с территориями административно-
территориальных единиц.
Особо пристального внимания требует территориальная организация самоуправления в крупных городах. Чтобы избежать эффекта "матрешки", улучшить управляемость единым городским хозяйством, самоуправление должно осуществляться населением города, представляющим собой единое муниципальное образование. В городах, где существуют внутригородские территории (районы, округа), могут быть образованы структурные территориальные подразделения исполнительного органа городского самоуправления.
Организационная основа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. То есть закрепляется две основные группы форм реализации народом своего суверенного полновластия: формы непосредственного народовластия и формы опосредованного народовластия через системы органов власти. В последнем случае речь идет о системе органов государственной власти и системе органов местного самоуправления.
Федеральный
закон “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ“ уточняет положения Конституции
РФ. Так, в соответствии с частью 1 статьи
3 названного Федерального закона граждане
Российской Федерации осуществляют свое
право на местное самоуправление в городских,
сельских поселениях и других муниципальных
образованиях в соответствии с федеральными
гарантиями избирательных прав граждан
путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, а также через
выборные и другие органы местного самоуправления.
Эта норма позволяет выделить несколько групп форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в России: формы непосредственной демократии, формы опосредованного участия населения в местное самоуправление через систему органов местного самоуправления. По мнению ряда авторов следует выделять отдельную группу форм, которую составляют организационные формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление.
Несмотря на то, что органы территориального общественного самоуправления представляют собой фактически опосредованное участие населения представляется более правильным подход, в соответствии с которым территориальное общественное самоуправление рассматривается как одна из форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Это вытекает из логики Федерального закона.
Совокупность организационных форм осуществления местного самоуправления в рамках муниципального образования образует систему местного самоуправления. Под системой местного самоуправления понимается совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления, других организационно - правовых форм осуществления местного самоуправления, через которые население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает, исходя из своих собственных интересов, исторических и иных местных традиций вопросы местного значения.
Единство
системы местного самоуправления проявляется
в разграничении предметов
“организационные основы местного самоуправления”
характеризует:
1
Структуру органов местного
2
Порядок, формы и принципы
3
Организацию муниципальной
Организационные формы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально - правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.
Приведенный
подход характеризует только одну группу
форм участия населения в местном
самоуправлении, связанных с системой
органов местного самоуправления. Несмотря
на то, что, как уже отмечалось выше,
в Федеральном законе отсутствует
термин “организационные основы местного
самоуправления“, представляется неправильным
определение организационных
Деятельность
органов местного самоуправления безусловно
связана с особенностями
Поэтому организационные основы местного самоуправления можно определить как совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.
Финансовая основа местного самоуправления.
Финансово-экономической основой местного самоуправления служит муниципальная собственность - как экономическая база местного самоуправления, а также местный бюджет и внебюджетные средства.
Муниципальная
собственность не является разновидностью
государственной, но эти две формы
однотипны по своему содержанию и
целевому назначению. Обе они являются
публичными формами собственности,
т.е. социально-экономическими отношениями,
возникающими при удовлетворении публичных
интересов населения
России в целом. Юридический статус этих
форм публичной собственности также во
многом однозначен.
Формирование
института муниципальной
24.12.1990г., который действовал до введения
Гражданского кодекса
Российской Федерации. Отделение муниципальной
собственности в России началось с момента
вступления в силу Закона РСФСР «О местном
самоуправлении в РСФСР» от 06.07.1991 г. В
нем впервые выделена муниципальная собственность
как один из видов собственности, на право
которой не допускалось какое-либо государственное
ограничение (п.3 ст. 2). Закон включил в
имущество муниципальной собственности
финансовые средства местных бюджетов,
внебюджетные и валютные фонды, различные
объекты жилищно- коммунального хозяйства,
инженерно-энергетические установки,
хозяйственные комплексы и нежилые помещения,
жилищный фонд и объекты социально- культурного
назначения. В муниципальной собственности
могли находиться земельные участки, месторождения
полезных ископаемых, водоемы, ценные
бумаги и т. д. Закон в отличие от предшествующих
ему аналогичных актов закрепил конкретные
полномочия представительных органов
и местной администрации каждого уровня
местного самоуправления в решении вопросов
местного значения.
Существенное
значение для формирования муниципальной
собственности имело
Санкт-Петербурга и муниципальную собственность
от 27.12.1991 г.»
Постановление закрепило порядок передачи
объектов федеральной собственности в
государственную собственность субъектов
Федерации и муниципальную.
Правовое
регулирование муниципальной
Конституция Российской Федерации, Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский
кодекс РФ (ст.
125, 215), Федеральный закон «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской
Федерации», а также нормативные акты
субъектов РФ.
Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации