Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 22:16, доклад
Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление — децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов, которые выступают органами местных самоуправляющихся территориальных сообществ.
Местное
самоуправление — одна из форм реализации
народом принадлежащей ему
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
-Европейская хартия местного самоуправления,
-Конституция Российской Федерации,
-общепризнанные
принципы и нормы
-федеральные конституционные законы,
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
-уставы муниципальных образований,
-решения,
принятые на местных
-иные
муниципальные правовые акты.
Украина
Согласно Конституции Украины 1996 года впервые на конституционном уровне закреплено понятие местного самоуправления, которое определяется как право территориальной громады – жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.
Органы местного самоуправления — это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.
Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Однако
органы местного самоуправления —
это не только способ децентрализации
управления, но и способ организации
и осуществления власти на местах,
который обеспечивает самостоятельное
решение гражданами вопросов местной
жизни, организационное обособление управления
местными делами в системе управления
обществом и государством.
Великобритания
В Англии
существует три типа местного самоуправления:
уникальный Большой Лондон (Greater London), шесть
так называемых муниципальных графских
округов (Metropolitan County Areas) и немуниципальные
графства (Non-Metropolitan
Counties).
Большой Лондон состоит из тридцати двух
муниципальных единиц и еще
одной - the City of London, при этом каждый из муниципалитетов
отвечает за свою территорию. Органы местного
управления организовывают практически
все, связанное с благоустройством территорий
и поддержания порядка, но им не подчиняется
полиция Лондона и общественный транспорт.
На данный момент система Большого Лондона
претерпевает изменения - предполагается
выбрать единое муниципальное правительство
Лондона, которое будет решать вопросы,
касающиеся всего города и координировать
работу
муниципалитетов. Таким образом решится
проблема деления власти между комитетами
различных районов, интересы которых часто
пересекаются. Выборы в правительство
Лондона пройдут в мае 2000 года и затем
будут проходить каждые четыре года.
Муниципальных графских округов всего шесть: Tyne and Wear, West Midlands, Merseyside, Greater Manchester, West Yorkshire и
South Yorkshire, которые разбиты на 36 муниципальных округов.
Муниципалитеты
этих округов управляют всеми местными
делами, за исключением пожарной службы,
общественного транспорта и уборки мусора
- этим занимаются специальные объединенные
управления из представителей рядовых
муниципалитетов.
Германия
Первое
принципиальное различие: в Германии местное
самоуправление - это вопрос субъекта
федерации, и федерация никаким образом
не вмешивается в то, как регионы решают
этот вопрос и каким образом они считают
нужным организовать у себя местное самоуправление.
Единственный законодательный акт федерального
уровня, в котором что-то говорится о местном
самоуправлении, - это конституция, или
основной закон Германии, в котором в ст.
28 написано, что община имеет право на
самоуправление, а государство обязано
это право предоставить. Отличие России
в том, что по Конституции Российской Федерации
этот вопрос был отнесен к совместному
ведению Российской Федерации и субъекта
Российской Федерации. Результат, в частности,
- принятие федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ», который (это мое мнение, хотя я не
конституционалист) в значительной мере
нарушает конституционную норму о предметах
совместного ведения. Фактически мы имеем
федеральный закон, который очень детально
регламентирует все отношения в сфере
местного самоуправления, в известной
мере сковывая возможности, инициативу
субъектов Федерации и отдельных муниципалитетов.
Таково первое, на мой взгляд, принципиально
важное различие.
Федеративная Республика Германия включает 16 субъектов федерации, из которых три - это города и 13, скажем так, территориальные субъекты федерации. Если посмотреть на территориальные субъекты, то можно сказать, что почти везде местное самоуправление там организовано одинаково. Везде существует, если пользоваться российской терминологией, трехтипная, а в немецкой терминологии - двухуровневая модель местного самоуправления, то есть там местное самоуправление осуществляется на уровне отдельных общин, поселений, на уровне муниципальных районов, и наряду с ними существуют определенные более крупные города, в которых самоуправление самостоятельное.