Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:53, реферат

Описание

Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

Содержание

Введение
1.Советская модель МСУ в зарубежных странах
2.Советская модель МСУ в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Муниципальное право Т2.docx

— 28.45 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

1.Советская модель МСУ  в зарубежных странах

2.Советская модель МСУ  в России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление как самостоятельное  явление общественной жизни и  институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного мира, средних  веков и нового времени. В XIX в. и  особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно  используется при проведении политических, административных и правовых реформ. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления.Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, принятой Постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы от 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   Советская модель МСУ в зарубежных странах.

 Эта модель была еще недавно широко распространена в странах "мировой системы социализма", а также в ряде развивающихся государств 
просоциалистического образца. Сейчас в той или иной форме она имеет место лишь в немногих странах, все еще сохранивших социалистическую ориентацию (Китай, Куба, КНДР), а также в некоторых государствах, образованных из бывших республик Советского Союза (например: Беларусь, Узбекистан). 
Основными признаками данной модели являются следующие: единовластие представительных органов снизу доверху, жесткая централизация системы представительных и исполнительных органов, иерархическая соподчиненность всех ее звеньев. Любой совет, начиная с самого низового звена - сельского, поселкового совета - является органом государственной власти на соответствующей территории (даже если формально и считается органом местного самоуправления). Фактически самоуправленческие начала ограничиваются правом населения выбирать членов (депутатов) представительных органов. Реальной властью при советской модели управления обладает, как правило, партийно-номенклатурная элита разных уровней. 
Перечень названных моделей организации власти на местах не является исчерпывающим: рассмотрены наиболее типичные и часто встречающиеся модели. Существуют также и весьма специфичные варианты. 
В таких своеобразных административно-территориальных единицах, как кочевое племя или род, вожди единолично и в составе советов старейшин, советов вождей продолжают выполнять управленческие функции. Среди оседлого населения стран Африки и Океании, несмотря на повсеместную ликвидацию административных полномочий вождей, их влияние на решение вопросов местного значения остается достаточно большим. В ряде стран вожди входят в состав органов местного самоуправления, особенно на низовом уровне (Малави, Свазиленд, Сьерра-Леоне, Папуа-Новая Гвинея и др.). 
Уникальной самоуправляемой общностью является киббуц в Израиле. Киббуц - трудовая коммуна преимущественно сельскохозяйственного профиля, построенная на принципах добровольности членства, совместного владения имуществом и средствами производства, относительного равенства в труде и потреблении. 
Высшим органом власти в киббуце является общее собрание его членов, на котором решаются важнейшие вопросы жизни коммуны, принимаются законодательные нормы, утверждается бюджет. Собрание выступает в качестве арбитра в спорах частного и коллективного характера. Каждый совершеннолетний член киббуца имеет право голоса на общем собрании и может влиять на процесс принятия решений. Для решения повседневных проблем решением общего собрания избираются секретариат и различные комиссии по отдельным социально-экономическим вопросам (по организации труда, образованию, здравоохранению ит.п.).

Рассматривая различные  модели организации власти и управления на местах, необходимо отметить огромное количество вариантов построения систем органов местного самоуправления. Многообразие форм организации местного самоуправления может наблюдаться и в масштабах  одного государства. В США подобные различия существуют даже в пределах одного штата. 
На построение муниципальной системы влияют административно-территориальное деление государства, исторические, географические, демографические особенности, политический режим и реализуемая правовая система. 
Первичной ячейкой местного самоуправления в зарубежных странах выступают, как правило, коммуны, общины, муниципалитеты, образуемые на территориях отдельных населенных пунктов (города, деревни, поселка). Кроме того, самоуправляемыми территориями могут быть несколько сел или деревень, районы в крупных городах и даже городские кварталы. Зарубежная практика не исключает возможности объединения  коммун  и общин,  создания 
межмуниципальных союзов (например, синдикаты коммун в Испании). В некоторых странах могут создаваться небольшие самоуправляющиеся территориальные ячейки (хутора, приходы, посады и т.п.), не обладающие статусом муниципалитетов и предназначенные для оказания мелких услуг на местном уровне. 
Еще более широкой палитрой представлены виды органов местного самоуправления. На низовом уровне - это прежде всего старосты сел, деревень и городских кварталов (солтыс в Польше, кметы в Болгарии). Обычно они избираются на сходах жителей открытым голосованием. Обязанность старосты может выполнять уполномоченный, назначаемый из числа депутатов общинного совета, проживающих в данной деревне (Болгария). В некоторых странах старосты деревень (Таиланд) и старосты городских кварталов (Индонезия) утверждаются районными, а во втором случае - городскими администраторами, назначаемыми в центре. 
Органы непосредственной демократии - сельский сход и собрание деревни. Могут созываться по мере надобности или с определенной степенью регулярности (например, в Индии собрания деревень созываются дважды в год). На сходах и собраниях решаются принципиальные вопросы местной жизни: использование сельскохозяйственных угодий, строительство и ремонт дорог, открытие школ, медицинское обслуживание, сбор средств для решения социальных проблем и др. 
Представительными органами местного самоуправления в большинстве случаев являются советы. Их названия весьма разнообразны: в Македонии, Чешской республике и некоторых других странах - муниципальные ассамблеи, в Бразилии - муниципальные палаты, в Киргизии - кенеши, в Туркмении - генгеши и т.п. Представительные органы, как правило, избираются населением более крупных административно-территориальных единиц (поселков, городов, районов, провинций) сроком на 2-4 года, выполняют законодательные функции и являются важнейшей составной частью местного самоуправления. Основная форма их работы - очередные (регулярно проводимые) и внеочередные сессии. В пределах своей компетенции местные представительные органы образуют постоянные и временные комиссии (комитеты) выполняющие, чаще всего, подготовительные и контролирующие функции в отдельных отраслях муниципальной деятельности. В ряде стран (Великобритания, США, Германия) комиссии могут наделяться и некоторыми распорядительными функциями. 
Не менее важную роль в муниципальных системах зарубежных стран играют исполнительные органы, отвечающие за повседневное управление местными делами, реализацию решений представительных органов. В качестве местной администрации выступают должностные лица (мэры, бургомистры и т.п.), исполнительные советы, комитеты, управления, департаменты и пр. В ряде случаев мэры, бургомистры являются председателями коммун, главами муниципалитетов. Они могут также быть руководителями аппарата исполнительного органа - мэрии, правления, администрации. Есть и коллегиальные исполнительные органы: джунта в Италии, магистрат в некоторых землях Германии. 
Объем полномочий исполнительного органа во многом определяется способом его формирования. Среди них наибольшее распространение получили: избрание непосредственно населением, избрание депутатами представительного органа из своего числа, назначение главой государства, назначение исполнительного директора (управляющего), нанятого муниципалитетом по контракту. Наиболее весомое положение в системе местного самоуправления обычно имеет исполнительный орган, сформированный по первому варианту. 
Нередко исполнительный орган играет двойственную роль, являясь одновременно органом местного самоуправления и представителем правительства, наделенным некоторыми функциями государственного 
управления. В таком двойном качестве выступает, например, мэр во Франции, Италии, Японии и ряде других стран, ландрат в уездах земель Германии. 
Практика работы зарубежных органов муниципальной власти постоянно совершенствуется, вырабатывая новые модели, формы, типы организации местного самоуправления. Изменения в экономике, политике и идеологии современных государств вызывают необходимость приспосабливать существующие системы местного самоуправления к новым реалиям. Начавшийся в 60-х годах нашего столетия и не закончившийся до сих пор процесс реформирования власти на местах - одно из наиболее заметных явлений в государственном устройстве стран мирового сообщества. Общая тенденция этого процесса - развитие самоуправленческих начал и децентрализация власти. Наблюдающееся в последние годы оживление в развитии теории и практики организации местного самоуправления прежде всего связано с освоением идей демократии государствами, ранее входящими в "мировую систему социализма".

 

 

 

2.Советская модель местного управления в России 
 
Советская модель местного самоуправления существовала в России с 1917 по 1993 год. Ее эволюция прошла несколько периодов: 
 
1. Создание системы органов местного самоуправления. После ликвидации земств Советы должны были срочно создать новую структуру управления местным хозяйством. В этой связи в 1925 г. было принято «Положение о городских Советах», которое дало мощный толчок развитию городского самоуправления в СССР.  
 
2. Для следующего периода была характерна практически полная ликвидация реальной системы местного самоуправления и ее замена системой тоталитарного партийно-государственного руководства. Этот период длился с 1930 по 1985 год. 
 
3. Последний период связан с реформами государственно-политического устройства России. Важную роль в становлении местного самоуправления в этот период сыграли Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991), согласно которым Советы получили значительные полномочия, что не соответствовало ленинскому пониманию советского типа власти. 
 
Советской модели местного управления были присущи следующие черты: 
 
1) органы местного управления являются государственными и представляют собой «нижний этаж» государственного механизма;  
2) отсутствие собственной компетенции;  
3) жесткая централизация управления;  
4) принцип патернализма и т.д.  
 
В современной России еще не завершена реформа местного самоуправления, однако в ее ходе уже наметился ряд периодов: 
 
1. Середина 1980-х – начало 1990 годов – созревание предпосылок новой модели местного самоуправления; принятие законов: «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), «О местном самоуправлении в РСФСР» (1991) и Конституции Российской Федерации (1993), которая стала переломным моментом в муниципальной реформе; 
 
2. С 1995 года (принятие Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») – до 2000 года. В этом периоде возможно выделить три направления: 
а) развитие основных вопросов федерального законодательства в сфере местного самоуправления (например, принятие Федеральных законов «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы» и т.п.); 
б) развитие законодательства о местном самоуправлении на уровне субъектов Российской Федерации; 
в) развитие местного нормотворчества. 
 
3. С лета 2000 года (например, внесение поправок от 7 июля 2000 г. в федеральный закон 1995 года) наметился новый период в современной реформе местного самоуправления, который продолжается до настоящего времени. Ключевым событием данного периода стало принятие 6 октября 2003 года нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработанный по инициативе Президента РФ В.В. Путина под эгидой Комиссии по разграничению полномочий под руководством Д.Н. Козака. 
 
В этой связи черты новой модели местного самоуправления были значительно трансформированы: 
 
 1) Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (Конституция РФ, ст. 12) предполагает их самостоятельность в решении вопросов местного значения. Вместе с тем по новому федеральному закону органы государственной власти вправе осуществлять местное самоуправление в случаях, если органы местной власти были ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, если их долги превысили 30 % собственных доходов и при нецелевом использовании субвенций, выделенных на реализацию отдельных государственных полномочий . 
2) Двухуровневая модель местного самоуправления (низовой уровень – это городские и сельские поселения, верхний – муниципальный район). 
3) Многообразие существующих организационных форм местного самоуправления сменяется четко определенными на федеральном уровне муниципальными системами. Новый закон вводит принцип разделения властей на муниципальном уровне и подробно регламентирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности депутатов представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. 
4) По новому закону усиливается ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством. Закрепляется механизм отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления населением муниципального образования (ст. 24), упрощается процедура роспуска представительного органа местного самоуправления и отрешения от должности главы муниципального образования органами и должностными лицами государственной власти. 
 
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года полностью вступает в силу 1 января 2006 года. До этого времени закон предусматривает переходный период, устанавливая календарь муниципальной реформы (ст. 85). 
 
Для успешного проведения современной муниципальной реформы и построения новой модели местного самоуправления необходимо использовать весь позитивный отечественный опыт организации управления на местах.

                                                             Заключение

Местное управлений представляет собой сложный механизм, который, в определенной степени автономен (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т.д.), функционирует под контролем центральных властей и в значительной степени -работает вместе с государственным механизмом, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства.   Зарубежный опыт организации муниципальных учреждений свидетельствует о том, что там сочетается местное самоуправление и государственное управление на местах, учитываются исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: Комментарий. М..
  2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003г.
  3. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 10  сентября 1997 (с последующими изменениями и дополнениями).
  4. Васильев В.И. Местное самоуправление. М., 2011.
  5. Гильченко Л. Местное самоуправление: Долгое возвращение. Становление местного самоуправления в России. М.: МОНФ, 2009.
  6. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 2007.
  7. Коваленко  А.И.  Конституционное право России: Учебник. М., 2012
  8. Кутафий О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 2009.
  9. Местное самоуправление: Теория и практика.- 2-е изд-е, изм. и доп. /Под ред. Г.Люхтерхпиндт – М.: Фонд Ф.Науманна, 2009.

 


Информация о работе Местное самоуправление