Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:53, реферат
Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ. Местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типов организации местного самоуправления. Различия в построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.
Введение
1.Советская модель МСУ в зарубежных странах
2.Советская модель МСУ в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1.Советская модель МСУ в зарубежных странах
2.Советская модель МСУ в России
Заключение
Список использованной литературы
Местное самоуправление как самостоятельное
явление общественной жизни и
институт гражданского общества зародилось
в глубокой древности. Оно существовало
как общинное самоуправление общества,
прошло этапы античного мира, средних
веков и нового времени. В XIX в. и
особенно в XX в. местное самоуправление
становится постоянным объектом теоретического
научного осмысления. Оно активно
используется при проведении политических,
административных и правовых реформ.
Местное самоуправление является непременным
атрибутом любого современного демократического
общества. Зарубежный муниципализм знает
громадное количество разнообразных моделей
и типов организации местного самоуправления.
Различия в построении систем местного
самоуправления зависят от многих факторов:
политического режима, доминирующей в
стране идеи организации власти и управления
на местах, государственного устройства
и административно-
Эта модель была еще недавно
широко распространена в странах "мировой
системы социализма", а также в ряде
развивающихся государств
просоциалистического образца. Сейчас
в той или иной форме она имеет место лишь
в немногих странах, все еще сохранивших
социалистическую ориентацию (Китай, Куба,
КНДР), а также в некоторых государствах,
образованных из бывших республик Советского
Союза (например: Беларусь, Узбекистан).
Основными признаками данной модели являются
следующие: единовластие представительных
органов снизу доверху, жесткая централизация
системы представительных и исполнительных
органов, иерархическая соподчиненность
всех ее звеньев. Любой совет, начиная
с самого низового звена - сельского, поселкового
совета - является органом государственной
власти на соответствующей территории
(даже если формально и считается органом
местного самоуправления). Фактически
самоуправленческие начала ограничиваются
правом населения выбирать членов (депутатов)
представительных органов. Реальной властью
при советской модели управления обладает,
как правило, партийно-номенклатурная
элита разных уровней.
Перечень названных моделей организации
власти на местах не является исчерпывающим:
рассмотрены наиболее типичные и часто
встречающиеся модели. Существуют также
и весьма специфичные варианты.
В таких своеобразных административно-
Уникальной самоуправляемой общностью
является киббуц в Израиле. Киббуц - трудовая
коммуна преимущественно сельскохозяйственного
профиля, построенная на принципах добровольности
членства, совместного владения имуществом
и средствами производства, относительного
равенства в труде и потреблении.
Высшим органом власти в киббуце является
общее собрание его членов, на котором
решаются важнейшие вопросы жизни коммуны,
принимаются законодательные нормы, утверждается
бюджет. Собрание выступает в качестве
арбитра в спорах частного и коллективного
характера. Каждый совершеннолетний член
киббуца имеет право голоса на общем собрании
и может влиять на процесс принятия решений.
Для решения повседневных проблем решением
общего собрания избираются секретариат
и различные комиссии по отдельным социально-экономическим
вопросам (по организации труда, образованию,
здравоохранению ит.п.).
Рассматривая различные
модели организации власти и управления
на местах, необходимо отметить огромное
количество вариантов построения систем
органов местного самоуправления. Многообразие
форм организации местного самоуправления
может наблюдаться и в
На построение муниципальной системы
влияют административно-
Первичной ячейкой местного самоуправления
в зарубежных странах выступают, как правило,
коммуны, общины, муниципалитеты, образуемые
на территориях отдельных населенных
пунктов (города, деревни, поселка). Кроме
того, самоуправляемыми территориями
могут быть несколько сел или деревень,
районы в крупных городах и даже городские
кварталы. Зарубежная практика не исключает
возможности объединения коммун и общин,
создания
межмуниципальных союзов (например, синдикаты
коммун в Испании). В некоторых странах
могут создаваться небольшие самоуправляющиеся
территориальные ячейки (хутора, приходы,
посады и т.п.), не обладающие статусом
муниципалитетов и предназначенные для
оказания мелких услуг на местном уровне.
Еще более широкой палитрой представлены
виды органов местного самоуправления.
На низовом уровне - это прежде всего старосты
сел, деревень и городских кварталов (солтыс
в Польше, кметы в Болгарии). Обычно они
избираются на сходах жителей открытым
голосованием. Обязанность старосты может
выполнять уполномоченный, назначаемый
из числа депутатов общинного совета,
проживающих в данной деревне (Болгария).
В некоторых странах старосты деревень
(Таиланд) и старосты городских кварталов
(Индонезия) утверждаются районными, а
во втором случае - городскими администраторами,
назначаемыми в центре.
Органы непосредственной демократии -
сельский сход и собрание деревни. Могут
созываться по мере надобности или с определенной
степенью регулярности (например, в Индии
собрания деревень созываются дважды
в год). На сходах и собраниях решаются
принципиальные вопросы местной жизни:
использование сельскохозяйственных
угодий, строительство и ремонт дорог,
открытие школ, медицинское обслуживание,
сбор средств для решения социальных проблем
и др.
Представительными органами местного
самоуправления в большинстве случаев
являются советы. Их названия весьма разнообразны:
в Македонии, Чешской республике и некоторых
других странах - муниципальные ассамблеи,
в Бразилии - муниципальные палаты, в Киргизии
- кенеши, в Туркмении - генгеши и т.п. Представительные
органы, как правило, избираются населением
более крупных административно-
Не менее важную роль в муниципальных
системах зарубежных стран играют исполнительные
органы, отвечающие за повседневное управление
местными делами, реализацию решений представительных
органов. В качестве местной администрации
выступают должностные лица (мэры, бургомистры
и т.п.), исполнительные советы, комитеты,
управления, департаменты и пр. В ряде
случаев мэры, бургомистры являются председателями
коммун, главами муниципалитетов. Они
могут также быть руководителями аппарата
исполнительного органа - мэрии, правления,
администрации. Есть и коллегиальные исполнительные
органы: джунта в Италии, магистрат в некоторых
землях Германии.
Объем полномочий исполнительного органа
во многом определяется способом его формирования.
Среди них наибольшее распространение
получили: избрание непосредственно населением,
избрание депутатами представительного
органа из своего числа, назначение главой
государства, назначение исполнительного
директора (управляющего), нанятого муниципалитетом
по контракту. Наиболее весомое положение
в системе местного самоуправления обычно
имеет исполнительный орган, сформированный
по первому варианту.
Нередко исполнительный орган играет
двойственную роль, являясь одновременно
органом местного самоуправления и представителем
правительства, наделенным некоторыми
функциями государственного
управления. В таком двойном качестве
выступает, например, мэр во Франции, Италии,
Японии и ряде других стран, ландрат в
уездах земель Германии.
Практика работы зарубежных органов муниципальной
власти постоянно совершенствуется, вырабатывая
новые модели, формы, типы организации
местного самоуправления. Изменения в
экономике, политике и идеологии современных
государств вызывают необходимость приспосабливать
существующие системы местного самоуправления
к новым реалиям. Начавшийся в 60-х годах
нашего столетия и не закончившийся до
сих пор процесс реформирования власти
на местах - одно из наиболее заметных
явлений в государственном устройстве
стран мирового сообщества. Общая тенденция
этого процесса - развитие самоуправленческих
начал и децентрализация власти. Наблюдающееся
в последние годы оживление в развитии
теории и практики организации местного
самоуправления прежде всего связано
с освоением идей демократии государствами,
ранее входящими в "мировую систему
социализма".
2.Советская модель
местного управления в России
Советская модель местного самоуправления
существовала в России с 1917 по 1993 год. Ее
эволюция прошла несколько периодов:
1. Создание системы органов местного самоуправления.
После ликвидации земств Советы должны
были срочно создать новую структуру управления
местным хозяйством. В этой связи в 1925
г. было принято «Положение о городских
Советах», которое дало мощный толчок
развитию городского самоуправления в
СССР.
2. Для следующего периода была характерна
практически полная ликвидация реальной
системы местного самоуправления и ее
замена системой тоталитарного партийно-государственного
руководства. Этот период длился с 1930 по
1985 год.
3. Последний период связан с реформами
государственно-политического устройства
России. Важную роль в становлении местного
самоуправления в этот период сыграли
Закон СССР «Об общих началах местного
самоуправления и местного хозяйства»
(1990) и Закон РСФСР «О местном самоуправлении
в РСФСР» (1991), согласно которым Советы
получили значительные полномочия, что
не соответствовало ленинскому пониманию
советского типа власти.
Советской модели местного управления
были присущи следующие черты:
1) органы местного управления являются
государственными и представляют собой
«нижний этаж» государственного механизма;
2) отсутствие собственной компетенции;
3) жесткая централизация управления;
4) принцип патернализма и т.д.
В современной России еще не завершена
реформа местного самоуправления, однако
в ее ходе уже наметился ряд периодов:
1. Середина 1980-х – начало 1990 годов – созревание
предпосылок новой модели местного самоуправления;
принятие законов: «Об общих началах местного
самоуправления и местного хозяйства»
(1990), «О местном самоуправлении в РСФСР»
(1991) и Конституции Российской Федерации
(1993), которая стала переломным моментом
в муниципальной реформе;
2. С 1995 года (принятие Федерального закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»)
– до 2000 года. В этом периоде возможно
выделить три направления:
а) развитие основных вопросов федерального
законодательства в сфере местного самоуправления
(например, принятие Федеральных законов
«О финансовых основах местного самоуправления
в Российской Федерации», «Об основах
муниципальной службы» и т.п.);
б) развитие законодательства о местном
самоуправлении на уровне субъектов Российской
Федерации;
в) развитие местного нормотворчества.
3. С лета 2000 года (например, внесение поправок
от 7 июля 2000 г. в федеральный закон 1995 года)
наметился новый период в современной
реформе местного самоуправления, который
продолжается до настоящего времени. Ключевым
событием данного периода стало принятие
6 октября 2003 года нового федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», разработанный по инициативе
Президента РФ В.В. Путина под эгидой Комиссии
по разграничению полномочий под руководством
Д.Н. Козака.
В этой связи черты
новой модели местного самоуправления
были значительно трансформированы:
1) Выделение органов местного самоуправления
из системы органов государственной власти
(Конституция РФ, ст. 12) предполагает их
самостоятельность в решении вопросов
местного значения. Вместе с тем по новому
федеральному закону органы государственной
власти вправе осуществлять местное самоуправление
в случаях, если органы местной власти
были ликвидированы в условиях чрезвычайной
ситуации, если их долги превысили 30 % собственных
доходов и при нецелевом использовании
субвенций, выделенных на реализацию отдельных
государственных полномочий .
2) Двухуровневая модель местного самоуправления
(низовой уровень – это городские и сельские
поселения, верхний – муниципальный район).
3) Многообразие существующих организационных
форм местного самоуправления сменяется
четко определенными на федеральном уровне
муниципальными системами. Новый закон
вводит принцип разделения властей на
муниципальном уровне и подробно регламентирует
систему органов местного самоуправления,
вплоть до определения численности депутатов
представительных органов местного самоуправления
и порядка занятия должности главы местной
администрации.
4) По новому закону усиливается ответственность
органов и должностных лиц местного самоуправления
перед населением и государством. Закрепляется
механизм отзыва выборных должностных
лиц местного самоуправления населением
муниципального образования (ст. 24), упрощается
процедура роспуска представительного
органа местного самоуправления и отрешения
от должности главы муниципального образования
органами и должностными лицами государственной
власти.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» от 6 октября 2003 года полностью вступает
в силу 1 января 2006 года. До этого времени
закон предусматривает переходный период,
устанавливая календарь муниципальной
реформы (ст. 85).
Для успешного проведения современной
муниципальной реформы и построения новой
модели местного самоуправления необходимо
использовать весь позитивный отечественный
опыт организации управления на местах.
Местное управлений представляет собой сложный механизм, который, в определенной степени автономен (что выражается в выборности местных представительных органов, наличии у них своего исполнительного аппарата, институте муниципальной собственности и т.д.), функционирует под контролем центральных властей и в значительной степени -работает вместе с государственным механизмом, выполняя многие функции, имеющие общенациональное значение, число которых увеличивается с расширением социальных функций современного государства. Зарубежный опыт организации муниципальных учреждений свидетельствует о том, что там сочетается местное самоуправление и государственное управление на местах, учитываются исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы.