Методика и практические рекомендации привлечения инвестиций в муниципальные образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – проанализировать процесс и способы привлечения инвестиций в муниципальном образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, изучить виды и источники инвестиций муниципального образования;
- рассмотреть и оценить состояние инвестиционного климата Краснодарского края;
- изучить и проанализировать методику и практические рекомендации привлечения инвестиций в муниципальные образования.

Содержание

Введение____________________________________________________3
Глава 1. Инвестиционная деятельность в пространстве муниципального образования__________________________________________________5
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципального образования__________________________________________________5
1.2 Инвестиционная система муниципального образования___________8
1.3 Характеристика инвестиционных проектов и критерии отбора_____10
Глава 2. Инвестиционный климат Краснодарского края______________14
2.1 Сущность инвестиционного климата___________________________14
2.2 Инвестиционный климат Краснодарского края___________________15
Глава 3. Методика и практические рекомендации привлечения инвестиций в муниципальные образования______________________________________19
Заключение_____________________________________________________25
Список использованной литературы________________________________27

Работа состоит из  1 файл

курсовая по муниц.управл.docx

— 42.24 Кб (Скачать документ)

•коммерческие: генерируют прямые внешние доходы (например, плата  за коммунальные услуги, плата за автобусные и железнодорожные билеты, плата  за проезд через мосты), достаточные  для обслуживания расходов и капитальных  затрат на проект. Эти доходы одинаково  доступны как для администрации  муниципалитета, так и для частных  инвесторов;

•экономические: генерируют косвенные доходы, то есть окупаемость  проектов обеспечивается не за счет прямых платежей потребителей, а через расширение налогооблагаемой базы, рост арендной платы или другие доходы, доступные  только для администрации муниципалитета. Это, например, проекты развития инфраструктуры и содействия промышленности, когда  рост экономической активности генерирует дополнительные налоговые поступления;

•социальные: результаты проекта  измеряются не финансовыми доходами, а социальными преимуществами для  населения (улучшение систем образования, здравоохранения и т.п.).

Определяющим при выборе инвестиционных проектов, финансируемых  за счет заемных средств муниципалитета, должно быть то обстоятельство, что  основные задачи органов местного самоуправления – социальные. Коммерческие проекты  должны финансироваться за счет бюджетных  средств лишь постольку, поскольку  они будут способствовать достижению социальных целей. Приоритетными при  выборе инвестиционных проектов должны быть социальные проекты, так как  они могут быть реализованы только за счет бюджетных заемных средств, в то время как коммерческие проекты  могут финансироваться за счет частного капитала. Также вполне оправданно финансирование экономических проектов, способствующих росту экономической активности и дополнительным налоговым поступлениям.

В большинстве стран доля участия бюджетных средств в  коммерческих проектах очень мала. Практика показывает, что органы местного самоуправления не могут эффективно управлять коммерческими проектами, так как должны учитывать социальные и политические факторы. Если органы местного самоуправления успешно участвуют  в коммерческой деятельности, то этот успех, как правило, является результатом  использования некоммерческих методов  конкуренции, что подрывает местную  экономику. Поэтому коммерческая составляющая проектов, финансируемых за счет заемных  средств бюджета, должна быть сведена  к минимуму.

Таким образом, основными  критериями выбора инвестиционных проектов должны быть их общественная значимость (определяется долей населения, на которую  распространяются выгоды от реализации проекта), общественная полезность (характеризуется  уровнем потребности населения, на которое распространяются выгоды от реализации проекта), бюджетная и  экономическая эффективность. О  результатах реализации проектов можно  судить по созданию новых или повышению  эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, экономическому развитию территорий и т.п. Представительным органам местного самоуправления следует  разработать и закрепить критерии отбора проектов, основанные, главным  образом, на оценке их общественной значимости и общественной полезности. Цели внедрения  стандарта отбора инвестиционных проектов.

  • Отказ от использования средств городского бюджета для ресурсного обеспечения проектов, которые могут быть реализованы частным бизнесом;
  • Соблюдение принципа межотраслевых приоритетов при выборе объектов для инвестиций в городскую инфраструктуру в условиях ограниченности бюджетных средств;
  • Соблюдение принципа коллегиальности и объективности принимаемых решений;
  • Обеспечение конкурсного порядка отбора проектов. Процесс принятия решений при отборе проектов должен быть максимально объективным и прозрачным.

В тех случаях, когда выразить значимость проекта в численном  виде невозможно, его объективная  оценка на качественном уровне может  основываться на нескольких субъективных экспертных оценках. Количество субъективных оценок одного критерия, во-первых, должно быть достаточным для того, чтобы  взаимно «погашались» ошибки, во-вторых, этих оценок не может быть слишком  много, поскольку количество компетентных специалистов (экспертов) ограничено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

         Глава 2. Инвестиционный климат Краснодарского края

          2.1   Сущность инвестиционного климата

В условиях рыночной экономики  активная роль в региональном стратегическом развитии принадлежат инвестиционной политике, которая, как известно, включает в себя основные элементы: выбор  источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного  климата.

Под инвестиционным климатом понимается среда, в которой протекают  инвестиционные процессы. Формируется  инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций.

Оценки инвестиционного  климата колеблются в широком  диапазоне от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к  утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности. На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти, На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.

Решению одной из важнейших  проблем обеспечения экономического роста в регионе способствует поступательное повышение инвестиционной активности.[12]

Рост инвестиционной активности влияет на эффективность производства и предпринимательства, устранение дефицита инвестиционных ресурсов и  т.д. То есть "инвестиционная активность и экономический рост взаимообусловлены".

 

        2.2  Инвестиционный климат в Краснодарском крае

В Краснодарском крае давно  поэтапно и целенаправленно реализовывается  активная инвестиционная политика. В  регионе создан и эффективно работает административный механизм предоставления земельных участков и сопровождение  инвестиционных проектов, позволяющий  минимизировать бюрократическую нагрузку на бизнес и предоставляющий широкий  спектр государственной поддержке  инвестиций.

Краснодарский край входит в 5-куроссийских регионов - лидеров  по уровню инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности: - 1 место в Южном федеральном округе и 5-е — в России по объемам привлечены инвестиций. - 7 место среди российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками. - 2 место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций. - 1 место в рейтинге конкурентоспособности регионов России. Краснодар дважды признан журналом Forbes "Лучшим городом для бизнеса в России" в 2008 и 2009 г.г.[13]

Эксперты, проанализировав ситуацию в 30 крупнейших городах (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по 22 показателям социально-экономического развития эксперты пришли к выводу, что именно в Краснодаре оптимальными являются:

- деловой климат;

- покупательская способность  населения;

- устойчивость во время  кризиса;

- социальные характеристики;

- инфраструктура;

- комфортность ведения  бизнеса для владельцев и топ-менеджмента  компаний.

Основные факторы инвестиционной привлекательности края:

- Удобное географическое  положение и хорошо развитая  транспортная инфраструктура.

- Политическая стабильность  региона.

- Диверсифицированная экономика  с высокой долей малого предпринимательства.

- Высокий потенциал предприятий  сельскохозяйственной отрасли.

- Наличие уникальных рекреационных  ресурсов, обеспечивающих развитие  практически всех видов индустрии  туризма и отдыха.

- Наличие плодородных  сельскохозяйственных земель, позволяющих  выращивать весь спектр культур  умеренного пояса и отдельные  виды субтропических культур.

- Богатые природные ресурсы.

- Наличие высококвалифицированной  рабочей силы.

- Защита прав инвесторов. На территории Краснодарского  края гарантируется стабильность  прав инвесторов.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены  иные меры, равные указанным по последствиям. Деятельность иностранных инвесторов на территории Краснодарского края обеспечивается полной и безусловной правовой защитой  в соответствии с международными договорами, действующими на территории Российской Федерации, федеральным  законодательством и законодательством  Краснодарского края. Надежно защищены права собственности на землю, создается  единый кадастр собственников имущества  и земли. Простая и прозрачная система налогообложения и предоставление льгот. Налоговые льготы предоставляются  предприятиям, вкладывающим собственные  и привлеченные средства в реализацию проектов, которым присвоен статус одобренных. Отечественные и иностранные  инвесторы имеют равные права  в получении налоговых льгот. В общей сложности льготы могут  снизить затраты инвесторов на 25—30%. Инвестиционная деятельность на территории Краснодарского края регулируется законом  Краснодарского края от 2 июля 2004 г. N 731-КЗ "О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском  крае"[2]. Силой данного закона регулируются следующие вопросы:

- Предоставление льгот  на налоги инвесторам, а также  установление льготных условий  пользования землей и другими  природными ресурсами.

- Участие органов государственной  власти Краснодарского края в  разработке и реализации приоритетных  инвестиционных проектов, имеющих  важное экономическое и социальное  значение.

- Предоставление на конкурсной  основе государственных гарантий  Краснодарского края по инвестиционным  проектам.

- Предоставление на конкурсной  основе инвесторам бюджетных  кредитов из краевого бюджета  для финансирования инвестиционных  проектов.

- Субсидирование (возмещение) из краевого бюджета части  затрат на уплату процентов  по кредитам.

- Сопровождение инвестиционных  проектов по принципу "Одного  окна"[11].

 

 

Глава 3. Методика и практические рекомендации привлечения инвестиций в муниципальные образования

Первый шаг - сбор статистических данных о внешней среде и оценка степени инвестиционной привлекательности (непривлекательности) муниципального образования. На данной основе может  быть определен так сказать первоначальный конкурентный потенциал муниципального образования.

Вторым шагом является анализ внутренних производственных возможностей муниципального образования: состояния  и перспектив использования производственных ресурсов, качества трудовых ресурсов, размеров финансовых, энергетических, природных и информационных ресурсов.

На третьем шаге определяются цели развития, основные конкуренты и  разрабатываются стратегия использования  имеющихся ресурсов и концепция  повышения конкурентоспособности  муниципального образования.

Такие разработки проходят через подготовительный, аналитический, проектный этапы и этап согласований и должны оцениваться по принципам:

- целенаправленности - определения  приоритетных направлений инвестиционных  вложений в настоящее время  и в перспективе;

- комплексности - рассмотрения  приоритетных целей инвестиционных  программ в контексте всех  прогнозируемых социально - экономических  показателей развития муниципального  образования;

- системности - определения  направлений инвестиционных вложений  с учетом предпосылок и ограничений,  формируемых на региональном  и государственном уровнях;

- адаптивности - формирования  стратегического плана привлечения  инвестиций на территорию муниципального  образования с учетом возможных  изменений внешней среды и  возможной корректировки плана  с минимальными издержками;

- эффективности - определения  соотношения приоритетных целей,  размеров инвестиций, издержек и  потерь муниципального образования;

- минимизации рисков привлечения  инвестиций на территорию муниципального  образования с учетом характера  прогнозируемых рисков;

- баланса интересов - обеспечения  согласованности государственных,  региональных и местных интересов  в процессе формирования и  реализации стратегического плана  привлечения инвестиций на территорию  муниципального образования;

- легитимности - утверждения  (согласования) плана привлечения  инвестиций на территорию муниципального  образования представительным органом  местного самоуправления.

Четвертый шаг - определение  конкретных путей достижения целей  с помощью финансового инжиниринга, организационного реинжиниринга, инструментария проектного финансирования.

На этой основе и основе ресурсного анализа вырабатываются конкретные планы - графики реализации мероприятий по привлечению инвестиций на территорию муниципального образования. В связи с этим целесообразно  использовать SWOT - анализ, который позволяет  определить стратегические направления  инвестиционной деятельности, сильные  ее стороны и внешние возможности.

Информация о работе Методика и практические рекомендации привлечения инвестиций в муниципальные образования