Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:56, контрольная работа
Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом.
Вопрос №2:
Методология экономической науки
Вопрос №42:
Сущность и принципы налогооблажения
Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.
Еще в период первоначального накопления капитала значение налогов не ограничивалось фискальной функцией. Если вспомнить классиков политической экономии и отечественных ученых, то уже в их работах обосновывается не только фискальное назначение налогов, но и регулирующее воздействие налогов на процессы накопления капитала и становления нового технологического уклада. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает его доходность, расширяет базу фискальной функции. Из этого объективно и логично следует взаимосвязь и внутреннее единство функций, которое не исключает и противоречие между ними. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная отражает отношения налогоплательщика к государству, а регулирующая — государства к налогоплательщику. Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительное равенство между налоговыми функциями.
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения — это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Финансовая наука долгое время была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения, хотя данная проблема привлекала внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов как рекомендации государству учитывать интересы плательщиков.
Родоначальник классической политической экономии У. Петти сформулировал принцип равновесия, согласно которому, с одной стороны, не следует допускать «излишнего» потребления и взимать все сверх необходимого, а с другой — не вызывать возмущение населения чрезмерными налогами.
В XVII в. меркантилисты разработали ряд интересных положений по защите косвенного обложения как самого справедливого и равномерного. В XVIII в. Ф. Кенэ, О. Мирабо дали основные положения физиократов.
А. Смит, сформулировал основные принципы налогообложения, завоевавшие абсолютное признание и ставшие фундаментальными. И хотя его принципы трактуются поразному, никто не опровергает их теоретические основы.
Принцип равномерности, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения между гражданами соразмерно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время уплаты были точны и определенны. (В комментарии к этому принципу можно привести слова известного итальянского финансиста Ф. Нитти, считавшего, что неопределенность — худшее из всех зол, какое только можно вообразить для податного законодательства.)
Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься наиболее удобным способом для налогоплательщика.
Принцип дешевизны, заключающийся в том, что сбор налогов должен обходиться государству как можно дешевле.
Дальнейшее развитие теории принципов нашло отражение в трудах А. Вагнера, который к классическим принципам А. Смита добавил следующие: достаточность и подвижность; выбор надлежащего источника и объекта; всеобщность и равнонапряженность.
Принцип достаточности Вагнер поставил на первое место, мотивируя тем, что государству для выполнения своих функций необходимо иметь финансовые ресурсы. В отличие от него, А. Тривус оценивал этот принцип с точки зрения народнохозяйственного значения. Он предложил принцип распределения налогового бремени между отдельными отраслями с их значением для экономического преуспевания страны.
Интересным представляется позиция профессора В. Твердохлебова, считавшего, что основным принципом обложения должен быть принцип развития производительных сил. Ф. Нитти преобразил эту идею, выдвигая требование, что «налоги не должны мешать развитию производства».
Вопрос о ставках налога, его границах был поставлен в 20х годах XX в. Решение вопроса о высоте налогообложения было найдено американским экономистом А. Лаффером в рамках теории предложения. Он установил математическую зависимость дохода бюджета от налоговых ставок.
Широкое распространение получила идея справедливости налогообложения, ставшая доминантой в работах А. Пигу, А. Вальраса, К. Линдаля, П. Самуэльсона и других. Принцип справедливости в их теориях означает, что налог, изъятый у населения, возвращается ему в виде государственных услуг. С этих позиций обосновывает два принципа П. Самуэльсон:
выгоды, предполагающие, что разные люди должны облагаться налогами пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от государства;
пожертвования, согласно которым население должно облагаться налогами таким образом, чтобы размер налога не выходил за рамки приемлемого.
Современные исследователи выдвигают ряд новых принципов налогообложения, способствующих достижению общих задач, стоящих перед обществом.
Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц предлагает пять принципов налогообложения, желательных для любой налоговой системы:
- экономическая эффективность;
- административная простота;
- гибкость;
- политическая ответственность;
- справедливость.
Таким образом, разработанные в XVII—XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом экономических реалий принципы налогообложения в настоящее время могут быть классифицированы по определенным направлениям.
К экономическим можно отнести принципы:
эффективности налогообложения с точки зрения производительных сил, воспроизводственных процессов и социальной направленности:
прогнозирования налогообложения. В настоящее время возрастает многовариантность применения различных видов налогов;
нейтральности, предполагающей, что налог не должен препятствовать формированию рыночных отношений, а должен способствовать созданию конкурентной среды как основы этих отношений.
К организационным принципам относятся:
универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков;
удобство уплаты налогов;
стабильность. Нестабильность налоговой системы, перманентный характер ее изменений является одним из факторов, сдерживающих экономический рост;
гармонизация. Принцип основан на необходимости построения такой налоговой системы, которая учитывала бы международные нормы и правила, что имеет существенное значение в условиях глобализации экономики.
К правовым относятся принципы:
отрицания обратной силы закона, ухудшающего положение граждан;
законности;
приоритетности налогового законодательства, заключающейся в том, что акты, регулирующие отношения, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.