Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 проживает 38,7 млн.человек. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...... 3
1. Сельская местность как объект муниципального управления………. 5
2. Система самоуправления в сельской местности……………………… 7
2.1. Исторические традиции сельского самоуправления……………… 7
2.2. Сельское самоуправление в современной России……………….. 10
2.3. Перспективы развития самоуправления в сельской местности…. 13
3. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности….. 16
3.1. Экономическая ситуация в аграрном секторе………………....... 16
3.2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса 17
3.3. Роль сельских органов местного самоуправления в реализации аграрной политики…………………………………………………………
19
3.4. Задачи сельских муниципальных образований по реализации Федерального закона 2003 г…………………………………………….
20
4. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений……………………………………………………………….
21
4.1. Современная ситуация в системах жизнеобеспечения сельских поселений …………………………………………………………………..
21
4.2. Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений………………………………..........
23
4.3. Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности…………………………………………………………………...
25
5. Муниципальная социальная политика в сельской местности………... 27
5.1. Современная ситуация в социальной сфере сельских поселений. 27
5.2. Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности…………………………………………………………………..
29
5.3. Деятельность сельских органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………………………………….
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 36
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1. Сельская
местность как объект |
5 |
2. Система
самоуправления в сельской |
7 |
2.1.
Исторические традиции |
7 |
2.2. Сельское самоуправление в современной России……………….. | 10 |
2.3.
Перспективы развития |
13 |
3. Муниципальное
регулирование экономики в |
16 |
3.1.
Экономическая ситуация в |
16 |
3.2. Государственное регулирование агропромышленного комплекса | 17 |
3.3. Роль
сельских органов местного |
19 |
3.4. Задачи сельских муниципальных образований по реализации Федерального закона 2003 г……………………………………………. | 20 |
4. Муниципальное
регулирование планировки, застройки
и жизнеобеспечения сельских поселений……………………………………………………… |
21 |
4.1. Современная
ситуация в системах |
21 |
4.2. Деятельность
органов местного самоуправления в сфере
жизнеобеспечения сельских поселений………………………………......... |
23 |
4.3. Государственная
поддержка жилищного строительства в
сельской местности……………………………………………………… |
25 |
5. Муниципальная социальная политика в сельской местности………... | 27 |
5.1.
Современная ситуация в |
27 |
5.2. Цели
и задачи муниципальной |
29 |
5.3. Деятельность сельских органов местного самоуправления в социальной сфере…………………………………………………………. | 30 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
34 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. | 36 |
ВВЕДЕНИЕ
В России около 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел. до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 проживает 38,7 млн.человек. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов без населения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорий внутри одного субъекта РФ.
Между городскими и сельскими муниципальными образованиями существуют различия, обусловленные различием видов хозяйственной деятельности, формой расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. В частности, к специфическим особенностям сельских поселений относятся:
Несмотря на то, что общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности аналогичны городским, специфические особенности сельских поселений существенно влияют на систему местного управления в сельской местности.
Цель данной курсовой работы заключается в выявлении особенностей организации муниципального управления в сельской местности.
Предметом
исследования курсовой работы является
деятельность органов местного самоуправления
в сельской местности, объектом исследования
– сельская местность как объект муниципального
управления.
1.
Сельская местность
как объект муниципального
управления
Сельское
поселение представляет собой сложную
социально-экономическую систему, которая
функционирует и развивается в рамках
государственной и региональной стратегий
социально-экономического развития, государственной
и региональной политики, изменяющегося
законодательства. Основные задачи муниципального
управления в сельской местности показаны
на рис.1.
Рис 1. Основные
задачи муниципального управления в
сельской местности.
Сельские поселения образуются, как правило, в непосредственной близости сферы трудовой деятельности работников сельского хозяйства — продуктивных земельных угодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и ведения хозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитие сельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий, наиболее благоприятных в южной части европейской территории страны.
Определяющим обстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. От успеха экономической деятельности основных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельской жизни. В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленного комплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разряду градообразующих, т.е. решающим образом определяющих жизненную способность крупных сельских населенных пунктов.
В
результате резкого спада
Естественная убыль сельского населения за последние 8 лет увеличилась в 9,3 раза (с 30 до 278 тыс. чел.). Коэффициент смертности на селе в расчете на 1 тыс. чел. составляет 17 промилле, что на 16 % выше по сравнению с городом. Продолжительность жизни снизилась до 64,2 года против 65,7 года в городе. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция снижения кадрового потенциала сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2000 г. уменьшилась на 285 тыс. чел. (5,9 %) и на начало 2001 г. составила 4,6 млн. чел. Существенно ухудшается качественный состав кадров сельского хозяйства. По сравнению с 1998 г. удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 до 56 %.
В
структуре сельского населения
быстро увеличивается доля пожилых
людей. Распространение алкоголизма
как социального стандарта
Для преодоления кризисной ситуации необходим комплекс мероприятий системного характера. Важно формирование нового образа жизни российского села в рамках принципиально новых представлений, понятий, системы оценок, перспективных моделей и особых традиций, обеспечение устойчивого социально-экономического развития и эффективного функционирования агропромышленного производства, активизация человеческого потенциала.
Значительная
роль в решении этих задач принадлежит
организации муниципального управления
в сельской местности.
2.
Система самоуправления
в сельской местности
2.1.
Исторические традиции
сельского самоуправления
Сельское самоуправление относится к числу исторических и культурных традиций российского общества. Неотъемлемыми атрибутами общинного (земского) самоуправления были демократические собрания, “сходы” (волостные, сельские и селянские), которые проводились под руководством выборного сельского старосты. Значительным влиянием пользовались “советы старейшин” — лиц с большим жизненным опытом и репутацией. В зависимости от практических задач самоуправления могли формироваться другие выборные органы (комиссии).
Для
решения практических организационных
и хозяйственных задач
Для
решения практических организационных
и хозяйственных задач
Основные
функции российской сельской общины
показаны на рис.2.
Практически
сельская община руководила всей жизнью
крестьян, выступала перед
Община, с одной стороны, была демократической организацией, сложившейся для удовлетворения коллективных потребностей сельских жителей, а с другой — официальной местной структурой, которую центральная власть использовала в своих целях. Конечно, цели государства и крестьян совпадали далеко не всегда, что характерно и для современного периода.
Анализ функционирования дореволюционной сельской общины обнаруживает следующие главные принципы, которыми она руководствовалась в своей деятельности, и элементы которых можно было бы внедрять в сельское самоуправление сегодня:
Эти принципы были неписаными законами общинной жизни. Альтернативу общине находила лишь немногочисленная часть крестьянства, занятая предпринимательством или продажей своей рабочей силы в городах.
Долговечность
и прочность российской общины объясняется
тем, что она была рациональной социальной,
хозяйственной и правовой организацией.
Недостатки правового регулирования
деятельности общины компенсировали и
уравновешивали ее положительные, с
точки зрения большинства крестьян,
стороны — преобладание неформальных
человеческих отношений между людьми,
объединение и защита сельских жителей,
сдерживание всех видов неравенства, обеспечение
необходимыми средствами к жизни, стремление
к самоуправлению.
Информация о работе Муниципальная социальная политика в сельской местности