Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:59, контрольная работа
В данной контрольной работе раскрыта тема гарантий местного самоуправления, их понятие и виды. Сегодня любое развитое общество невозможно представить без местного самоуправления. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и т.д.
Введение………………………………………………………………….….3
1. Понятие гарантий местного самоуправления……………………...…..5
2. Виды гарантий местного самоуправления …………………………….9
Экономические гарантии ………………………………………………9
Политические гарантии……………………………………………..…10
Организационные гарантии……………………………………………12
Социальные гарантии…………………………………………………..13
Правовые гарантии …………………………………………………….14
3. Правовые формы защиты прав местного самоуправления…………..17
4. Статус депутата выборного органа местного самоуправления
(ст.40 Закона)…………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………26
Список использованных источников……………………………………...28
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал
в г. Минске
Кафедра
публичного права
Контрольная работа по дисциплине
«Муниципальное
право России»
Вариант
№ 24
МИНСК 2010
Содержание
Введение………………………………………………
(ст.40 Закона)……………………………………………………………
Заключение …………………………………………………………………26
Список
использованных источников……………………………………...28
Введение
В данной контрольной работе раскрыта тема гарантий местного самоуправления, их понятие и виды. Сегодня любое развитое общество невозможно представить без местного самоуправления. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия. В силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и т.д. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан.
На первый взгляд, данная тема может показаться банальной и достаточно легко усвояемой, но, погрузившись в неё более глубоко, убеждаешься в обратном.
Актуальность такого института муниципального права как гарантии местного самоуправления заключается в том, что гарантии нашли свое закрепление в первую очередь в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления и ими принято считать те реально существующие объективные и субъективные факторы, которые обеспечивают существование и развитие различных общественных институтов, а также реализацию гражданами своих прав, свобод и обязанностей.
Местное
самоуправление – это особая сфера
жизни общества. Оно представляет
собой целостную систему
Главные
цели, поставленные в моей работе, заключаются
в следующем: более тщательно
изучить тему «Гарантии местного
самоуправления», делая акцент на основных
понятиях, терминах, структурных элементах.
Мировой
практикой накоплен многолетний
опыт организации и функционирования
местного самоуправления, сложилось
несколько моделей этого
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку местное самоуправление в России, вопреки почти устоявшимся в печати характеристикам, находится в настоящее время, скорее, в стадии не реформирования, а формирования. Наличие конституционных положений о местном самоуправлении, еще не создает действительно эффективно работающей системы местного самоуправления, не предусматривает действенного механизма его "самозащиты".
1.
Понятие гарантий местного
самоуправления
В Конституции РФ впервые местное самоуправление было определено как одна из основ конституционного строя России. Статья 12 установила, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Более подробно конституционно-правовой статус местного самоуправления был определен в гл. 8 Конституции РФ и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данный Закон в соответствии с его преамбулой определяет государственные гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность его прав. Что под этим подразумевается? Среди правоведов существуют различные подходы к определению понятия «гарантии местного самоуправления», я хочу рассмотреть основные из них.
Кутафин О. Е. и Фадеев В. И. под гарантиями местного самоуправления понимают всю совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и правовую защиту местного самоуправления. С их точки зрения, гарантии подразделяются на общие и специальные (юридические). В качестве общих гарантий они рассматривают экономические, политические отношения, духовные устои общества, в качестве специальных – определенные правовые средства. Они говорят о гарантиях, как о реально существующих и действующих явлениях реальной жизни, которые, так или иначе, стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности его органов, создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Профессор Князев под гарантированностью понимает обязательство государства в лице региональных и федеральных органов не только не препятствовать законной деятельности различных управленческих структур, но и благоприятствовать ей (вовремя принимать нужные законы), способствовать защите интересов местного самоуправления. Фактически Князев говорит о том, что государство настолько "обязано" местному самоуправлению, что говорить о самостоятельности местного самоуправления невозможно, так как у государства сплошные обязанности, а у местного самоуправления только права. Князев также выделяет общие и юридические гарантии. Под общими понимаются экономические, политические, социальные условия, оказывающие влияние (как позитивное, так и негативное) на процесс самоуправления.
Постовой Н. В. говорит лишь о классификации гарантий, выделяя экономические, организационные и правовые. Он указывает на источники закрепления гарантий: Конституцию РФ, федеральные законы («Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основах муниципальной службы в РФ» и др.), законы субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
Профессор Говорилин указывает на то, что согласно законодательству, гарантии определяются и обеспечиваются государством. Он поддерживает традиционную классификацию на общие и специальные (правовые) гарантии, но рассматривает их по иному основанию - с точки зрения субъектов гарантированности: гарантии населения муниципального образования, гарантии прав отдельных граждан, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления. Фактически в муниципальном праве это единственная классификация, проведенная не по предметному, а субъектному принципу.
Васильев Р. Ф. классифицирует гарантии местного самоуправления на экономические, политические, организационные, воспитательные и правовые. Он рассматривает первые четыре группы гарантий в более широком плане, чем правовые, но не так широко, как Кутафин О. Е., и не признает их как реально сложившиеся условия.
Таким образом, в муниципальном праве сложились различные понимания гарантий местного самоуправления:
В отношении классификации можно сказать, что практически все авторы базируются на предметном критерии и выделяют: политические, экономические, социальные, правовые и т.д. гарантии.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные и специальные (собственно юридические) гарантии. [1]1
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляются в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
-
служат предпосылками
- обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
-
создают реальные возможности
для наиболее полной
Целевое назначение гарантий - это обеспечить правовыми средствами:
-
организационную и материально-
-
защиту прав местного
2. Виды гарантий местного самоуправления
2.1.
Экономические гарантии
Экономические гарантии рассматриваются в виде самостоятельного вида. Этот подход, в определенном смысле, можно назвать социологическим.
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты [2]1.