Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:13, курсовая работа
Исходя из этих данных, можно определить цели и задачи данной работы. Целью данного исследования является - комплексный анализ системы государственного регулирования в области управления высшим профессиональным образованием. Поставленные для этого задачи следующие: изучение теоретических основ высшего профессионального образования; изучение государственной политики в области ВПО; комплексный анализ деятельности органов управления по реализации государственной политики в сфере образования; выявление проблем и предложение методов их решения.
Объект исследования - государственная система управления высшим профессиональным образованием. Субъект исследования - деятельность государственных органов в вопросах реализации государственной программы в сфере образования.
В сфере образования Российской Федерации роль правительства заключена в реализации трех основных правил:
Выполнение государством функции руководящего органа власти для единой системы образования России;
Выполнение государством
функции владельца уровней
Выполнение функций единой территориальной системы.
К официальным информационным ресурсам государственных органов в области образования относят:
Модернизация системы образования нацелена на создание мощного аппарата в области развития системы образования в целом. На данном этапе в России определены следующие приоритеты образования:
Обеспечение гарантий государства
РФ в сфере доступности
Создание основы для увеличения качества общего российского образования;
Создание почвы для повышения качества профессионального российского образования;
Создание социально
Контроль над получением работниками данной сферы высокой квалификации;
Контроль над развитием образования.
Управление системой высшего профессионального образования - это нормативное урегулирование качества деятельности образовательных учреждений разного уровня. Управление системой образования в России выполняет ряд функций:
Функцию регулятора власти для общей системы образования.
Функцию начальника разных уровней и составов образовательной системы;
Функцию совокупности образовательных учреждений на огромной территории государства.
Статья 28 Закона "Об образовании", согласно которой, в области образования РФ в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием принадлежит:
Создание и выполнение функций федеральной политики в области системы образования;
Нормативное урегулирование
взаимоотношений в области
Разработка и внедрение разноплановых программ развития системы образования с учетом специфических особенностей.
Создание муниципальных
государственных органов
2 Современные реформы
в сфере высшего
На 2012 год в России проходит развитие многоуровнего высшего образования в соответствии с Болонским процессом. Данную реформу высшего российского образования называют - "болонская" реформа. Реформа вызвала массовое обсуждение, разносторонни мнения о ней. Многие авторы утверждают, что реформа призвана не улучшить качество российского образования, а устранить советские принципы, старую систему образования в России.
9 октября 2003 года Правительство
Российской Федерации ободрило
проект реформы согласно
Поэтому стремление России к уровню европейского Союза формирует еще ряд проблем. Рассмотрим реформу с разных ракурсов. Проводя анализ многочисленных публикаций на тему Болонской реформы, можно сказать, что основное внимание реформирования направлено на 2 стороны: формирование в системе российского образования системы двух уровней и формирование порядка проведения ЕГЭ.
8 мая 2010 года Президент
России Д.А.Медведев утвердил
Федеральный Закон № 83, который
олицетворяет реформу
Общество современной страны борется с Бостонской реформой, с отменой бюджетного финансирования. В первую очередь, против выступают сами студенты, преподаватели ВУЗов и родители студентов во всех городах России.
Сегодня можно сказать, что
реформа Бостонского процесса в
России неэффективна. К примеру, Европейский
законодательный проект по глобальному
продвижению под аббревиатурой ОПВО (Global
Promotion Project), Управленческий комитет Совета
Европы по Высшему образованию и исследованию
(the Council of Europe Steering Committee for Higher Education and Research),
Международное образование (Education International),
а также более элементарные и привычные
инструменты,UNESCO-CEPES, OECD (IMHE, AHELO…) и различные
семинары практически не используются.
Не использует Россия и целую сеть маркетинга
согласно бостонскому процессу, информационные
ресурсы. Реформы образования в России
малообеспеченны всегда были предварительными
исследованиями. Никогда не проводились
опросы общественности, решения всегда
были административно-
Несправедливость правил поступления в высшие учебные заведения.
Некорректность правила оплаты за высшее образование.
Неформальные практики в области образования.
Нарушение правил ЕГЭ.
В России за годы проведения
реформы сформировалось два течения
"ЗА" и "ПРОТИВ" Бостонской реформы.
Команда "ЗА" утверждает, что реформа
успешна и крайне эффективна. Обозначают
острую необходимость реформы
3 Опыт реализации государственной политики в бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования
3.1 Мероприятия по реализации
политики в сфере
8 мая 2010 года вошел
в силу Федеральный Закон №
83 "о внесении изменений в
отдельные законодательные
Бюджетные учреждения теперь перестают быть получателями бюджетных средств. Финансирование теперь представляет собой субсидии на выполнение задания государственного уровня. Доходом деятельности и финансирования станут платные услуги учреждения и плата за пользование имуществом.
В данном законе есть и плюсы и минусы. Явным плюсом считают снижение или даже исчезновение коррупции в заведениях. Государство таким образом хочет повысить эффективность государственного сектора образования, сектора бюджетных учреждений, в то же время сократив его. С экономической стороны это правомерно, так как привлекутся источники финансирования со стороны и сократятся издержки.
Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в третьей статье отражает этот принцип государственной политики - предоставление студентам ВУЗов свободы в академическом смысле. Имеется ввиду, что студенты сами могут выбирать тему своей работы или исследования, проводить анализ своими методами и т.д.
О реализации Федерального Закона №83 существует множество дискуссий. Закон затрагивает бюджетную сферу образования, но вызывает массовые всплески эмоций во всей отрасли. Государством этим законом дает возможность развития бюджетных учреждений, а пользу или убыток принесут эти изменения целиком зависит от нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность муниципальных и региональных учреждений.
При реализации закона необходимо
провести принятие ряда документов. На
федеральном уровне РФ определены их
перечни. Органы исполнительной власти
для государственных
Перечень государственных образовательных услуг.
Порядок определения расходов и затрат.
Требования к качеству государственных услуг.
Финансирование
Государственные задания.
Контроль над исполнением государственных заданий.
Перечень государственных услуг - это основа для финансирования учреждения. Если, например, образовательной услуги нет в перечне, или она имеет формулировку общего вида - "образование" - то совершенно невозможно будет ее профинансировать законным образом.
К мероприятиям реализации ФЗ № 83 в области создания высших бюджетных учреждений нового типа относятся:
Разработка Устава учреждения
и его утверждение
Зачисление изменений сводного реестра.
Переоформление лицевых государственных счетов учреждения.
Основные мероприятия в области бюджетных учреждений утверждены в Письмах N 02-03-07/4336, N 42-7.4-05/5.3-701 - в виде перечней. Данные подходы должны быть осуществлены в виде двух важных этапов:
- Этап первый - с 1 января 2011 года по 1 июля 2012года.
- Этап второй - после июля 2012 года.
Первый этап называют переходным. Новые бюджетные учреждения создаются на существующей базе старых ВУЗов и по сути реорганизацией не являются. Постановление Правительства от 20.01.2010 года регламентирует порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений в области бюджетных высших образовательных заведений. Решение об изменении типа учреждения оформляется согласно статье 17 и содержит:
Наименование учреждения, на базе которого создается учреждение нового типа.
Наименование бюджетного учреждения, которое создается.
Наименование федерального органа исполнительной власти, которые осуществляет функцию учредителя.