Основные принципы местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:14, реферат

Описание

Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………3
1.1. Понятие и система местного самоуправления в России………………………………………4
1.2. Принципы местного самоуправления……………………………………………………………7
1.3. Функции местного самоуправления……………………………………………………………...9
2.1. Нормативно-правовые акты федерального уровня…………………………………………..11
2.2. Нормативные правовые акты субъектов российской федерации…………………………..17
2.3. Нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления…….19
Заключение ……………………………………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………………………………………………25
Вопрос 2………………………………………………………………………………………………….26
1. Возрождение местного самоуправления в 1990-1995 гг………………………………………..26
2. Развитие местного самоуправления в 1995-2003гг……………………………………………..33
Заключение …………………………………………………………………………………………….45

Работа состоит из  1 файл

зачет.docx

— 115.78 Кб (Скачать документ)

Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности  России как федерации возникает  объективная необходимость выведения  органов самоуправления из-под диктата  органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми и самодостаточными образованиями и стремятся к «расширению» связей, укрепляющих «государственность». Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.15

Конституционные нормы решают вопрос о принципе взаимоотношений между  органами местного самоуправления, их должностными лицами и гражданами. Последним должна быть обеспечена возможность  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы каждого лица, если иное не предусмотрено законом (ч.2.ст.24).

Действующая Конституция предоставила гражданам право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст.33)16.

Конституционные нормы, закреплявшие основы местного самоуправления, хотя и были нормами прямого действия, требовали законодательной конкретизации. Движение по пути, предложенному Конституцией, оказалось чрезвычайно медленным  и противоречивым. Нужен был федеральный  закон о местном самоуправлении, который послужил бы гарантией против попыток со стороны государственных  органов субъектов Российской Федерации  затормозить становление важнейшего демократического института.

2. Развитие местного самоуправления в 1995-2003гг.

 

Принятый 28 августа 1995 года Федеральный  закон «Об общих принципах  местного самоуправления в Российской Федерации», являясь юридическим  актом кодификационного уровня, хотя и не лишён недостатков, представляет собой прогрессивный документ, закрепивший  новую модель местного самоуправления, учитывающую демократические тенденции  формирования правового государства, отвечающую международным стандартам, в том числе Европейской хартии местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., развивая конституционные положения, закрепил: «Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления»17 (ст. 12).

Это право население может реализовать  путем образования самостоятельного муниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное  самоуправление. При этом в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. отсутствие муниципальной собственности на данной территории не может служить основанием для отказа в образовании нового муниципального образования. Конкретный порядок образования муниципальных образований, их объединения, преобразования или упразднения должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации.

Признаваемое Конституцией Российской федерации, а также Федеральным  законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» право населения  на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы  его реализации.

К формам участия населения в  осуществлении местного самоуправления относится, прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина Российской Федерации на осуществление  местного самоуправления. Это право закрепляет статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г18. Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Гражданам гарантируется право  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного  доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным  лицам местного самоуправления.

Признавая право населения на осуществление  местного самоуправления, государство  признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать  необходимые условия для осуществления  данного права.

Государство признает и защищает равным образом наряду с другими формами  собственности муниципальную собственность  — экономическую основу реализации права населения на местное самоуправление.

Государство признает право населения  на самостоятельное определение  структуры органов местного самоуправления.

Изменения границ территорий, в которых  осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения  соответствующих территорий.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г19. федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Данный Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации принятие государственных программ развития местного самоуправления.

Местное самоуправление — форма  народовластия

Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть:

а) непосредственно (то есть путем  референдума, выборов);

б) через органы государственной  власти;

в) через органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом  принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму  народовластия, содержащиеся в данном законе в статье 2 гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

Это определение позволяет выделить основные черты, характеризующие местное  самоуправление, его место в системе  народовластия.

1. Прежде всего надо отметить, что местное самоуправление имеет особый субъект, которым является население, граждане. Учитывая, что согласно статьям 1 и 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц и др.), особым субъектом местного самоуправления является население муниципального образования. Определение муниципального образования дается в статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой «муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Население муниципального образования  осуществляет местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сходы и др.) и через органы местного самоуправления.

2. Местное самоуправление занимает  особое место в демократическом  механизме управления обществом  и государством.

Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной  частью государственного механизма  управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской федерации тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа. Значительная часть деятельности местного самоуправления представляет собой решение вопросов, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут наделяется отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией. Однако Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 14), а также образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).

3. Местное самоуправление имеет  особый объект управления: вопросы  местного значения. Перечень этих  вопросов дан в статье 6 Федерального  закона «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г20. К ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Перечень вопросов местного значения, который содержится в статье 6 федерального закона, не является исчерпывающим. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Решения, принятые путем прямого  волеизъявления граждан, решения органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны  для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

4. Одно из ключевых понятий,  характеризующих сущность местного  самоуправления как форму организации  и осуществления власти — самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции  Российской Федерации). Государство  признает местное самоуправление в  качестве самостоятельной формы  осуществления народом принадлежащей  ему власти. Это находит свое отражение, в частности, в организационной  обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством.

Важным проявлением самостоятельности  местного самоуправления и вместе с  тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические  ресурсы, необходимые для осуществления  функций местного самоуправления. Самостоятельное  решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы  эффективно функционирующих демократических  институтов, позволяющих выражать интересы и волю местного населения, а также  свободы инициатив и выбора решений  органами местного самоуправления на основании своих полномочий, но в  рамках действующих законов.

5. Важнейшим признаком местного  самоуправления, отражающим его  специфику как формы осуществления  власти, является собственная ответственность  муниципальных образований.

Муниципальная деятельность должна осуществляться, исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок  и условия ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед  населением определяются уставами муниципальных  образований. Ответственность перед  населением наступает в результате утраты доверия населения.

Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г21. предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.

На основании этого Закона сформировалась правовая основа местного самоуправления, принимались соответствующие нормативные  акты; были проведены выборы в органы местного самоуправления, образованы муниципальные образования, принимались  уставы муниципальных образований, формировались финансовые и экономические  основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Информация о работе Основные принципы местного самоуправления