Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:46, контрольная работа
Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокуп¬ности составляют основы местного самоуправления: правовую, терри¬ториальную, организационную, финансово-экономическую.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления……5
2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении……………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………28
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..29
1) признание общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации в качестве составной части правовой основы местного самоуправления; преимущественное действие международных договоров России, когда ими устанавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено российским законодательством;
2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по отношению к федеральным законам и (или) иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления;
3) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов по отношению к конституции (уставу), закону, иному нормативному правовому акту субъекта Федерации, регулирующим вопросы организации местного самоуправления и устанавливающим права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в сфере правового регулирования местного самоуправления;
5) обязательность муниципальных правовых актов для исполнения на территории муниципального образования;
6) высшая юридическая сила в системе муниципальных правовых актов и прямое действие на территории муниципального образования устава муниципального образования и оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);
7) вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования;
8) особый порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, дополнений и государственная регистрация в органах юстиции;
9) соответствие муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), иным нормативным правовым актам субъектов Федерации;
10) отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов органами и должностными лицами, их принявшими (издавшими), судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, — уполномоченным органом государственной власти;
11) обжалование органами местного самоуправления в суд федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, если орган местного самоуправления полагает, что они не соответствуют Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации;
12) участие населения в формировании правовой основы местного самоуправления;
13) обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления;
14) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только федеральными законами и законами субъектов Федерации; государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
15) наступление ответственности в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ за неисполнение муниципальных правовых актов.
2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами.
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3,12 и др.).
В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всех территорий России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.
Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии.
Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Наконец, Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:
а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;
б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;
в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;
г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем в соответствии с Конституцией РФ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления и определены государственные гарантии его осуществления.
Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления названный Федеральный закон составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации. При этом следует учитывать особую роль этого Закона в системе федеральных законов.
Согласно ст. 5 Федерального закона 2003 г. ему не могут противоречить другие федеральные законы, регулирующие вопросы местного значения. В случае противоречия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, указанному Федеральному закону применяются Конституция РФ и Федеральный закон 2003 г.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления, Закон 2003 г. установил жесткие рамки для правового регулирования вопросов местного самоуправления на уровне субъектов Федерации, закрепив, что органы государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления осуществляют правовое регулирование в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом.
Полномочия федеральных органов государственной власти включают:
1. Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации: правовых, территориальных, организационных, экономических.
Данные принципы, установленные Федеральным законом 2003 г., могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в этот Закон.
При этом следует отметить, что Федеральный закон 2003 г. значительно расширил объем правового регулирования общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления на федеральном уровне по сравнению с Законом 1995 г., существенно сократив объем правового регулирования в сфере местного самоуправления у субъектов Федерации. Ряд вопросов, правовое регулирование которых ранее относилось к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации, теперь регулируется на федеральном уровне в рамках законодательного закрепления общих принципов организации местного самоуправления. Так, устанавливая принципы территориальной организации местного самоуправления, Закон 2003 г. закрепил порядок установления и изменения границ муниципальных образований, который ранее определялся законами субъектов Федерации.
В целях обеспечения конституционных прав граждан осуществлять местное самоуправление Закон устанавливает правовые основы реализации муниципальных прав граждан, подробное регулирование которых отнесено к ведению субъектов Федерации, муниципальных образований. При этом Законом предусмотрено, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов субъектами, муниципальными образованиями при реализации прав граждан должны применяться положения Федерального закона, в которых в целом определяется порядок их осуществления. Например, ст. 26 Закона 2003 г., закрепляя право граждан на правотворческую инициативу, содержит положения, касающиеся порядка его реализации. Вместе с тем это право должно осуществляться в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Но если такой порядок не установлен представительным органом местного самоуправления, то реализация правотворческой инициативы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом (ст. 26).
Федеральный закон 2003 г. содержит также положения, которые имеют временный характер: они реализуются в переходный период, установленный Законом, и призваны урегулировать отношения, возникающие в связи с подготовкой соответствующих организационно-правовых, организационно-территориальных и иных условий, необходимых для осуществления Закона в полном объеме (гл. 12 «Переходные положения»).
Закон 2003 г., расширяя в целом объем правового регулирования общих принципов по сравнению с прежним федеральным законодательством, не устанавливает принципы организации муниципальной службы (он не содержит даже определения муниципальной службы), отсылая к специальному Федеральному закону о муниципальной службе и принимаемым в соответствии с ним законам субъектов Федерации (ст. 42). Закон также по-разному подходит к правовому регулированию особенностей местного самоуправления в ряде муниципальных образований. Так, особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения урегулированы достаточно полно самим Законом (ст. 79), а регулирование особенностей в закрытых административно-территориальны
2. Правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления.
Соответствующие права и обязанности, ответственность органов государственной власти и их должностных лиц закрепляются прежде всего в Федеральном законе 2003 г. в рамках законодательного установления данных принципов. Так, ст. 33 данного Закона обязывает государственные органы и их должностных лиц содействовать населению в непосредственном осуществлении местного самоуправления, а ст. 34 обязывает органы государственной власти субъекта Федерации проводить местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления в случае, предусмотренном Законом, и т. д.
Кроме того, федеральные органы государственной власти осуществляют регулирование прав, обязанностей и ответственности государственных органов и их должностных лиц в области местного самоуправления, принимая иные федеральные законы, а также другие нормативные правовые акты, в которых затрагиваются данные вопросы. Например:
Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает, что в случаях, указанных в Законе, муниципальные выборы, местный референдум назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10, 15);
Федеральный закон 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» закрепляет, что порядок определения нормативной цены подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается Правительством РФ (ст. 12);