Особенности самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 01:08, доклад

Описание

С отменой крепостного права впервые в российской истории огромная масса бывших владельческих (помещичьих) крестьян (по некоторым данным - более 21 млн человек) получила личную свободу и статус свободного сельского обывателя. Также впервые они наделялись гражданскими правами: могли владеть движимым и недвижимым имуществом, совершать различного рода сделки, заниматься торговлей.

Работа состоит из  1 файл

положение о крестьянах.docx

— 15.84 Кб (Скачать документ)

19 февраля 1861 г.  Александр II подписал знаменитый  Манифест об отмене крепостного  права и утвердил «Положение  о крестьянах, вышедших из крепостной  зависимости».

С отменой крепостного  права впервые в российской истории  огромная масса бывших владельческих (помещичьих) крестьян (по некоторым  данным - более 21 млн человек) получила личную свободу и статус свободного сельского обывателя. Также впервые  они наделялись гражданскими правами: могли владеть движимым и недвижимым имуществом, совершать различного рода сделки, заниматься торговлей.

Своеобразие ситуации в аграрном секторе российской экономики  в этот период заключалось в том, что в отличие от большинства  европейских стран, уже миновавших к середине ХК в. самый болезненный  период своей промышленной модернизации - раскрестьянивание деревни, Россия при Александре II только вступала в  этот этап. Отмена крепостного права  и последующая вскоре реформа  крестьянского самоуправления дали этому сословию, составлявшему почти 80% населения страны, землю и волю, но не сделали его землевладельцем, подлинным собственником переданной ему земли, поскольку она передавалась не отдельным личностям и даже не домохозяевам, а общине (миру), которая  потом «по справедливости» делила ее на наделы.

В этих условиях и  была сформирована та модель крестьянского  управления (самоуправления), которая  незыблемо просуществовала до первой русской революции 1905-1907 гг., и была сломлена в ходе Столыпинской аграрной реформы. Ее основные особенности заключались  в следующем.

Для управления отпущенными  на волю крестьянами Положения 19 февраля 1861 г. поставили крестьянский мир (общину) в зависимость от царской администрации. Крестьяне были объединены по месту  жительства в сельские общества, которые, в свою очередь, объединялись в волости, включавшие в себя сельские общества (поселения) с количеством жителей  от 300 до 2 тысяч человек.

Сельское общество состояло из глав семейств и выбирало сельский сход - коллективный орган  крестьянского самоуправления, и  сельского старосту, в функции  которого входила обязанность созывать сход для решения тех или иных хозяйственных, бытовых и организационных  вопросов и распускать его, следить  за раскладкой и выполнением мирских  повинностей, обеспечивать исполнение наказаний в отношении провинившихся (имел право налагать на крестьян штраф  в размерах до 1 рубля, подвергать их аресту или принудительным работам  на срок до 2 дней.

Волостное управление включало в себя волостной сход, волостного старшину, волостное правление  и крестьянский волостной суд.

Волостной сход формировался из выборных от каждых десяти дворов расположенных  в волости поселений. Он решал  основные хозяйственные и общественные вопросы, касающиеся жизнедеятельности  волости, в частности - относящиеся  к числу дел первой категории, таких как принятие в общество новых членов с правом на земельный  надел и их увольнение; переделы земель, в том числе окончательный  раздел общинных земель на подворные  участки; распоряжение выморочными  наделами; решение дел по отбыванию  повинностей, разверстанных на владельцев надельной земли, в том числе  рекрутской повинности; создание сельских училищ и обеспечение их жизнедеятельности; содержание в исправности проселочных  дорог, мостов, меж и межевых знаков, проточных вод и канав на общественных землях.

К числу дел второй категории относились: исключение из сельского общества его порочных членов; опека над малолетними  и несовершеннолетними сиротами; созыв совещаний и ходатайства  об общественном благоустройстве, призрении  и обучении грамоте; устройство и  поддержание церквей; обеспечение народного продовольствия (на случай недорода и возможного голода); принятие мер против заразных болезней и падежа скота; содержание караулов в деревнях; принятие мер на случай пожаров, наводнений и других природных бедствий; учреждение сельских банков.

Волостной старшина избирался на волостном сходе. Он руководил деятельностью сельских старост, исполнял волостные приговоры, заведовал хозяйством волости. В  круг его обязанностей входили также  административно-полицейские функции.

Контроль за деятельностью  сельского и волостного управлений осуществлял мировой посредник, избиравшийся из местных потомственных  дворян и утверждавшийся в этой должности  по представлению губернатора правительством (Министром внутренних дел). Его основной задачей было обеспечение, с одной  стороны, интересов государства, а  с другой - охранение корпоративных  интересов местного дворянства во взаимоотношениях с крестьянами.

Он ведал, в частности, такими вопросами, как: 1) урегулирование споров и содействие соглашению крестьян с помещиками по самым разным вопросам общественно-хозяйственной жизни; 2) утверждение выборных должностных  лиц крестьянского самоуправления; 3) рассмотрение жалоб и претензий  на местные органы власти. Распоряжения и постановления мирового посредника должны были в обязательном порядке  исполняться всеми органами и  должностными лицами сельского самоуправления.

Особыми территориально-управленческими  единицами в сельской местности  являлись церковные приходы. Создававшиеся  для удовлетворения прежде всего  религиозных и других духовно-нравственных потребностей сельчан, они в то же время выступали в качестве своеобразных центров социальной регуляции и  опеки на селе. В приходских храмах фиксировались важнейшие акты гражданского состояния - метрические записи о  рождениях, браках и смертях прихожан; через них же осуществлялась благотворительность  и забота о сиротах, малолетних, неимущих и малосостоятельных жителях; в  приходе как правило размещалась  начальная церковно-приходская школа.

Падение крепостной зависимости в 1861 г. оказало влияние  на все стороны государственного и общественного развития России, потянув за собой и другие реформы. Освобождение огромной массы крестьян в центральных и южных областях России, требовало перестройки системы  местной администрации и суда. Если раньше крепостные крестьяне управлялись  самими помещиками, «дармовыми полицмейстерами», по выражению Павла I (что, кстати, во многом объясняет значительно меньшую  численность бюрократии в России по сравнению с другими странами), то теперь эту огромную армию «свободных сельских обывателей» необходимо было интегрировать в государственную  систему управления. Созданная еще  при Екатерине II система местного управления, установившая в уездах дворянское сословное самоуправление (дворянское собрание), не могла уже  обеспечивать потребности возникшего в ходе крестьянской реформы нового многосословного уездного населения. Требовались иные органы управления, которые не только организовали бы управление бывшими крепостными  крестьянами, но и учитывали новую  экономическую ситуацию, которая  складывалась в России в результате перехода страны на буржуазный путь развития. Таким образом, крестьянская реформа  неизбежно вела к демократическим  преобразованиям в других сферах общественной жизни.


Информация о работе Особенности самоуправления