Приватизация
государственного и муниципального
имущества основывается на признании
равенства покупателей государственного
и муниципального имущества и
открытости деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Государственное и муниципальное
имущество отчуждается в собственность
физических и (или) юридических лиц
исключительно на возмездной основе
(за плату либо посредством передачи
в государственную или муниципальную
собственность акций открытых акционерных
обществ, в уставный капитал которых
вносится государственное или муниципальное
имущество). Приватизация муниципального
имущества осуществляется органами
местного самоуправления самостоятельно
в порядке, предусмотренном настоящим
Федеральным законом.
Используются
следующие способы приватизации
государственного и муниципального
имущества:
2)
продажа муниципального имущества
на аукционе;
3)
продажа муниципального имущества
на конкурсе;
4)
муниципального имущества посредством
публичного предложения;
5)
продажа муниципального имущества
без объявления цены;
6)
внесение муниципального имущества
в качестве вклада в уставные
капиталы открытых акционерных
обществ;
Деятельность органов местного
самоуправления по управлению
муниципальной собственностью предполагает
осуществление ими иных прав
собственника муниципального имущества.
Органы местного самоуправления осуществляют
правовое регулирование отношений, связанных
с управлением и распоряжением муниципальной
собственностью. Представительные органы
местного самоуправления устанавливают
порядок управления и распоряжения муниципальной
собственностью, а также общеобразовательные
правила по предметам ведения муниципального
образования, затрагивающие вопросы управления
муниципальной собственностью, в частности:
- правила передачи
и продажи муниципального жилья в собственность
граждан и организаций; сдачи муниципального
жилья в аренду;
- правила пользования
сооружениями, предназначенными для удовлетворения
нужд населения;
- правила пользования
земельными ресурсами;
Органы местного самоуправления
в соответствии с законом вправе
передавать объекты муниципальной
собственности во временное или
постоянное пользование физическим
и юридическим лицам, определяя
в договорах и соглашениях
условия использования передаваемых
объектов. Они могут сдавать объекты
муниципальной собственности в
аренду, а также совершать с
муниципальным имуществом иные
сделки в соответствии с законом.
Органы местного самоуправления, выступая
от имени муниципального образования,
должны эффективно использовать права
собственника муниципального имущества
3
. Полномочия в
области социальной
защиты населения
Полномочия местного самоуправления
в области социальной защиты
населения определяются рядом
Федеральных законов. Социальное
обслуживание представляет собой
деятельность социальных служб
по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи,
проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
Социальная защита населения
осуществляется системой специальных
социальных служб. К муниципальной
системе социальных служб относят:
1) Муниципальные предприятия
и учреждения социального обслуживания,
находящиеся в ведении органов
местного самоуправления.
2)
Социальное обслуживание осуществляется
также предприятиями и учреждениями
иных форм собственности и
гражданами, занимающимися предпринимательской
деятельностью по социальному
обслуживанию населения без образования
юридического лица.
Также
государство поддерживает и поощряет
развитие социальных служб независимо
от форм собственности. Социальное обслуживание
основывается на принципах: адресности;
доступности; добровольности; гуманности;
приоритетности предоставления социальных
услуг несовершеннолетним, находящимся
в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности;
профилактической направленности.
Учреждениями
социального обслуживания независимо
от форм собственности являются:
-
комплексные центры социального
обслуживания населения;
-
территориальные центры социальной
помощи семье и детям;
-
центры социального обслуживания;
-
социально-реабилитационные центры
для несовершеннолетних;
-
центры помощи детям, оставшимся
без попечения родителей;
-
социальные приюты для детей
и подростков;
-
центры психолого-педагогической
помощи населению;
-
центры экстренной психологической
помощи по телефону;
-
центры (отделения) социальной помощи
на дому;
-
дома ночного пребывания;
-
специальные дома для одиноких
престарелых;
-
стационарные учреждения социального
обслуживания (дома-интернаты для
престарелых и инвалидов, психоневрологические
интернаты, детские дома-интернаты
для умственно отсталых детей,
дома-интернаты для детей с
физическими недостатками);
-
геронтологические центры;
-
иные учреждения, предоставляющие
социальные услуги.
Органы местного самоуправления
несут ответственность за обеспечение
качества о доступности социального
обслуживания, за развитие муниципального
сектора социального обслуживания,
также обеспечивают контроль
за соблюдением качества социального
обслуживания, как в муниципальном,
так и в негосударственном
секторе социального обслуживания.
Органы местного самоуправления
обязаны предоставлять учреждениям
социального обслуживания помещения
для организации социального
обслуживания, местное самоуправление
ведает строительством, содержанием,
и организацией работы учреждений
социального обслуживания населения.
Широкое внимание органы местного самоуправления
уделяют проблемам инвалидов. Они принимают
участие в деятельности государственной
службы реабилитации инвалидов, создают
условия инвалидам для свободного доступа
к объектам социальной инфраструктуры:
к жилым, общественным, производственным
зданиям, для беспрепятственного пользования
общественным транспортом, средствами
связи и информации. Организации, которые
не выполняют предусмотренных законодательством
мер по приспособлению действующих средств
транспорта, информации, связи и других
объектов социальной инфраструктуры для
доступа к ним инвалидов, отчисляют в соответствующие
бюджеты средства, необходимые для удовлетворения
потребностей инвалидов. Эти средства
используются целевым назначением только
на мероприятия по приспособлению
объектов социальной инфраструктуры для
доступа к ним инвалидов и использования
их инвалидами.
Помимо всего перечисленного
органы местного самоуправления
могут устанавливать инвалидам
дополнительные льготы по обеспечению
жилой площадью сверх тех,
которые предусмотрены законодательством
Российской Федерации и ее
субъектов. Создаются специальные
службы социально-бытового обслуживания
инвалидов, в том числе по доставке
инвалидам продовольственных и промышленных
товаров. Утверждается перечень заболеваний
инвалидов, при которых они имеют право
на льготное медицинское обслуживание.
Не меньше внимания уделяется
проблемам ветеранов. Органы местного
самоуправления участвуют в руководстве
государственной службой по
делам ветеранов, осуществляют
систему мер, которые направлены
на обеспечение социальной защиты
ветеранов. Решения по вопросам
социальной защиты ветеранов,
деятельности общественных объединений
ветеранов принимаются органами
местного самоуправления при
участии представителей соответствующих
органов представителей ветеранов.
Органы местного самоуправления
также принимают участие в
социальном обслуживании граждан
пожилого возраста. Большую роль
в практическом осуществлении
этой деятельности играют муниципальные
центры социального обслуживания.
Эти центры являются учреждениями
муниципального сектора социального
обслуживания. Они создаются органами
местного самоуправления, находятся
в их ведении и осуществляют
практическую деятельность по
оказанию различных видов социальных
услуг. Муниципальные центры социального
обслуживания занимаются выявлением
граждан пожилого возраста, нуждающихся
в социальном обслуживании, определяют
необходимые для них виды социальных
услуг, осуществляют срочное социальное
обслуживание, а также оказывают
населению социально-консультативную
помощь. В целях трудоустройства
инвалидов, граждан пожилого возраста,
муниципальные центры социального
обслуживания имеют право создавать
цехи, производственные мастерские,
подсобные хозяйства, а также
организовывать курсы профессиональной
подготовки и переподготовки.
Цехи, производственные мастерские,
подсобные хозяйства, надомные
производства находятся в ведении
администраций муниципальных
центров обслуживания и подлежат
льготному налогообложению. Доход,
который поступает от деятельности
таких мастерских, цехов, поступает
на развитие социального обслуживания.
Муниципальные центры социального
обслуживания могут осуществлять
другие виды предпринимательской
деятельности, если это послужит
достижению целей, ради которых
они были созданы. Для оказания
помощи в деятельности администрации
муниципального центра социального обслуживания
могут создаваться попечительские советы.
На социальное обслуживание в специальные
стационарные учреждения социального
обслуживания принимаются граждане пожилого
возраста и инвалиды, частично или полностью
утратившие способность к самообслуживанию
и нуждающиеся в постоянном уходе. Также
в эти специальные стационарные учреждения
принимаются лица, занимающиеся бродяжничеством,
попрошайничеством, направленные из
учреждений органов внутренних дел. Для
решения жилищных вопросов граждан пожилого
возраста и инвалидов учрежден муниципальный
жилищный фонд социального использования.
Он создается и содержится органами местного
самоуправления за счет средств соответствующего
бюджета. Этот фонд включает в себя жилые
дома и жилые помещения, предназначенные
для постоянного или временного проживания
граждан пожилого возраста и инвалидов.
Жилые дома и жилые помещения предоставляются
одиноким гражданам, также гражданам,
родственники которых не могут обеспечить
им помощь и уход, при сохранении указанными
гражданами способности к самообслуживанию
и несоответствии условий их проживания
требованиям жилищного законодательства.
Жилые помещения муниципального жилищного
фонда являются муниципальной собственностью
и не могут быть приватизированы, обменяны,
сданы в аренду. Гражданам, проживающим
в этих жилых помещениях не разрешается
прописка других лиц, вселение временных
жильцов без разрешения на то органов
местного самоуправления.
Органы местного самоуправления
осуществляют деятельность по
защите прав и законных интересов
ребенка. В целях защиты прав
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, создаются соответствующие
социальные службы для детей,
которые по поручению компетентного
органа исполнительной власти, органа
местного самоуправления или
на основании решения суда
в соответствии с государственными
минимальными социальными стандартами
основных показателей качества
жизни детей разрабатывают индивидуальную
программу реабилитации ребенка.
Указанная программа включает
в себя оценку (экспертизу) состояния
ребенка, в том числе проведенную
учреждениями здравоохранения оценку
состояния здоровья ребенка, психологические
и иные антикризисные меры, а
также долгосрочные меры по
социальной реабилитации ребенка,
которые осуществляются социальной
службой самостоятельно или совместно
с образовательными учреждениями, учреждениями
здравоохранения и другими учреждениями.
Органы местного самоуправления
на основании обращения детей
или их законных представителей
проводят периодическую оценку
соответствия услуг, предоставляемых
детям, находящимся в соответствующем
образовательном учреждении, учреждении
здравоохранения, учреждении социального
обслуживания или ином учреждении,
в котором осуществляется
уход за ними, их защита или
лечение, государственным минимальным
социальным стандартам основных
показателей качества жизни людей.
Мероприятия по разработке
и реализации местных целевых
программ защиты прав и законных
интересов детей, поддержки детства
осуществляется органами местного
самоуправления в соответствии
с законодательством субъектов
Федерации и правовыми актами
органов местного самоуправления.
Одной из наиболее важных сторон
социальной защиты населения
является социальная защита от
безработицы. Органы местного
самоуправления разрабатывают и
реализуют программы повышения
уровня занятости населения. Органы
местного самоуправления могут
принимать решения предусматривающие
условия и порядок выплаты
пособия по безработице. Также
они определяют для трудоустройства
работодателями число граждан,
особо нуждающихся в социальной
защите, или резервирование отдельных
видов работ для трудоустройства
таких граждан. В целях повышения
уровня занятости населения
органы местного самоуправления
организуют общественные оплачиваемые
работы по благоустройству, строительству
и ремонту зданий, сооружений
за счет средств местного бюджета,
внебюджетных фондов и привлеченных
средств.