Понятие и система гарантий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:31, контрольная работа

Описание

Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные, и специальные (собственно юридические) гарантии.

Работа состоит из  1 файл

Понятие и система гарантий местного самоуправления.docx

— 24.95 Кб (Скачать документ)

3. Статьи 4 и 5 Федерального закона  “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации” возлагают на федеральные  органы государственной власти  и органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  обязанность обеспечить гарантии  финансовой самостоятельности местного  самоуправления.

К таким гарантиям закон относит  обеспечение минимальных местных  бюджетов данными органами государственной  власти путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

4. Соответствующие органы государственной  власти обязаны финансировать  осуществление отдельных государственных  полномочий, которые законом могут  быть переданы органам местнр-го самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансовая самостоятельность  местного самоуправления гарантируется  конституционным правом органов  местного самоуправления самостоятельно  формировать, утверждать и исполнять  местный бюджет.

Органы местного самоуправления вправе образовывать также целевые внебюджетные фонды. Кроме того, органы местного самоуправления устанавливают местные  налоги, сборы, а также льготы по их уплате,

6. Органам местного самоуправления  принадлежит право выпускать  муниципальные займы, лотереи,  получать и выдавать кредиты,  создавать муниципальные банки  и иные финансово-кредитные учреждения.

В интересах населения органы местного самоуправления в установленном  законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Конституция Российской Федерации, федеральные  законодательные акты, законодательные  и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.

1. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту  местного самоуправления, играет  конституционное право местного  самоуправления на судебную защиту.

В правовом государстве суд выступает  в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры  о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним  из элементов которого является местное  самоуправление, признаваемое и гарантируемое  государством.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона “Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” суд или арбитражный  суд рассматривает иски о признании  недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

а) органов государственной власти и государственных должностных  лиц;

б) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

в) предприятий, учреждений и организаций;

г) общественных объединений.

С такими исками в суд или арбитражный  суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.

Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования  в случае отказа в государственной  регистрации устава муниципального образования.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных  законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой  нарушенных прав граждан — жителей  муниципального образования. Так, в  соответствии с Федеральным законом  “О защите прав потребителей” органы местного самоуправления обращаются в  суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий*.

Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания  недействительными решений органов  и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее  решение суда по этому вопросу. Кроме  того, именно заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации  может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом  государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении  полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

2. Гарантией правовой защиты  местного самоуправления является  обязательность решений, принятых  путем прямого волеизъявления  граждан, решений органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления. Данные  решения обязательны для исполнения  всеми, расположенными на территории  муниципального образования предприятиями,  учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых  форм, а также органами местного  самоуправления и гражданами.

Статья 44 Федерального закона “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации”, закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов  и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными  по решению суда.

При этом Закон предусматривает  ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления.

3. Важным средством правовой  защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления в органы государственной  власти и к государственным  должностным лицам. Эти обращения,  в которых органы местного  самоуправления и должностные  лица местного самоуправления  поднимают вопросы защиты прав  местного самоуправления, необходимости  учета интересов муниципальных  образований при решении социально-экономических  и иных вопросов, подлежат обязательному  рассмотрению. Органы и должностные  лица местного самоуправления  должны получить мотивированный  ответ на свои обращения.

В целях организации постоянного  взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство Российской Федерации приняло постановление  “О некоторых мерах по организации  взаимодействия федеральных органов  исполнительной власти с органами местного самоуправления” от 27 июня 1996 г." Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых  нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти (перечень этих органов прилагается  к постановлению) должны образовывать в пределах установленных штатной  численности и фонда заработной платы структурные подразделения  по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.

Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также  к предприятиям, учреждениям и  организациям, которые обязаны рассматривать  эти обращения.

В целях большего учета интересов  муниципальных образований при  законодательном регулировании  субъектами Российской Федерации разнообразных  вопросов регионального и местного значения Федеральный закон “Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 45) наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

4. Правовая защита местного самоуправления  гарантируется деятельностью соответствующих  государственных органов, которые  в пределах своих полномочий  обеспечивают защиту прав местного  самоуправления, учет их интересов  при осуществлении государственной  политики в различных сферах  жизни общества.

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права  населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной  политики в области местного самоуправления, является Министерство Российской Федерации  по делам национальностей и федеративным отношениям, в структуре которого имеется Департамент по проблемам  местного самоуправления'.

Значительная часть правовых актов  по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, в которых могут содержаться  положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, важную функцию  в этой сфере выполняет Министерство юстиции Российской Федерации. На Министерство юстиции Российской федерации возложено  проведение юридической экспертизы  правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

В случае несоответствия правового  акта Конституции Российской Федерации  или федеральному закону Министерство юстиции Российской федерации представляет мотивированное заключение в орган  государственной власти субъекта Российской федерации, принявший акт, а также  в установленном порядке в  соответствующие федеральные органы государственной власти2.

Муниципальные образования имеют  возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Совет является консультативным  органом при Президенте Российской Федерации. Его возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации  входят руководители органов государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента Российской Федерации рекомендаций по осуществлению и корректировке  государственной политики в области  местного самоуправления, разработка для Президента Российской Федерации  предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления в ходе осуществления  реформы местного самоуправления и  т.д.1

5. Правовая защита интересов  и прав местного самоуправления  обеспечивается федеральными и  региональными программами развития  местного самоуправления, принятие  которых предусматривает федеральный  закон “Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации” (ст. 4 и  5).

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. утверждена Федеральная программа  государственной поддержки местного самоуправления. Основными задачами Программы являются:

обеспечение разработки правовой основы для деятельности местного самоуправления, создающей условия для выполнения его функций;

создание необходимых условий  для формирования развитой системы  местного самоуправления;

обеспечение постепенного перехода от централизованного государственного управления к децентрализованному  управлению путем передачи муниципальным  образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения;

отработка форм взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;

обеспечение правовых, финансовых и  ресурсных гарантии прав местного самоуправления'.

Реализация данной Программы рассчитана на 1996—1998 гг. 6. Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований  объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) — координация деятельности муниципальных  образований, более эффективное  осуществление своих прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения  муниципальных образований участвуют  в формировании делегации Российской федерации в Конгрессе местных  и региональных властей Европы, представляя  интересы местного самоуправления в  одной из палат Конгресса —  Палате местных властей2.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chat.ru/~kuraguga


Информация о работе Понятие и система гарантий местного самоуправления