Понятие и система гарантий местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:55, контрольная работа

Описание

Но в первую очередь гарантии нашили свое закрепление в конституционных принципах организации и деятельности местного самоуправления. Конституция РФ гарантирует осуществление гражданами права на местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления; гарантирует гражданам право избирать и быть избранными в органы МС; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

Содержание

Введение ..........................................................................................................3
Вопрос №1 Понятие и система гарантий местного самоуправления ............4-8
Вопрос №2 Статус депутата выборного органа местного самоуправления (ст. 40 Закона)..........................................................................................................................9-13
Заключение ......................................................................................................14
Список литературы .........................................................................................15

Работа состоит из  1 файл

муницип. право.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

3. Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» возлагает  на федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.

К таким гарантиям  закон относит обеспечение минимальных  местных бюджетов данными органами государственной власти путем закрепления  доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

4. Соответствующие  органы государственной власти  обязаны финансировать осуществление  отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть  переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансовая  самостоятельность местного самоуправления  гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

Органы местного самоуправления вправе образовывать также  целевые внебюджетные фонды. Кроме  того, органы местного самоуправления устанавливают местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате.

6. Органам местного  самоуправления принадлежит право  выпускать муниципальные займы,  лотереи, получать и выдавать  кредиты, создавать муниципальные  банки и иные финансово-кредитные  учреждения.

В интересах  населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке  вправе осуществлять внешнеэкономическую  деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Статус депутата выборного органа местного самоуправления (ст. 40 Закона).

В ст. 40 Закона об общих принципах  организации местного самоуправления определяются три группы лиц, имеющих  особый статус:

- депутаты представительного  органа муниципального образования (далее - депутат);

-выборное должностное лицо местного самоуправления (глава муниципального образования);

- члены выборных  органов местного самоуправления.

Депутаты —  это члены представительного  органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской  территории города федерального значения.

Под статусом депутата понимается правовое положение, характеризующееся совокупностью предусмотренных в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях, уставах и законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах их прав, обязанностей, форм деятельности, срока, оснований досрочного прекращения полномочий и ограничений, связанных с их осуществлением, основных гарантий деятельности; муниципально-правовой ответственности.

К основным элементам  статуса депутата местного самоуправления относятся: срок осуществления полномочий; основания досрочного прекращения полномочий; ограничения, связанные с осуществлением полномочий; гарантии деятельности; формы работы; права и обязанности; основания и порядок наступления муниципально-правовой ответственности.

 В соответствии  с п. 3 и 4 ст. 40 Закона об общих  принципах организации местного  самоуправления и законодательством  субъектов РФ полномочия депутата  прекращаются со дня начала  работы нового представительного  органа муниципального образования, а выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования) — в день вступления в данную должность вновь избранного лица.

 Полномочия  депутата прекращаются по основаниям, определенным в п. 10 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, в частности:

1) смерти; 2) отставки по собственному желанию;

3) признания  судом недееспособным или ограниченно  дееспособным;

4) признания  судом безвестно отсутствующим  или объявления умершим;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за  пределы Российской Федерации  на постоянное место жительства;

7) прекращения  гражданства Российской Федерации,  прекращения гражданства иностранного  государства — участника международного  договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного  прекращения полномочий соответствующего  органа местного самоуправления.

К числу элементов  правового статуса депутата относятся закрепляемые в законодательстве субъектов РФ их формы работы, права и обязанности.

На профессиональной постоянной основе могут работать, как правило, не более 10% депутатов  от установленной уставом муниципального образования численности депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, а при численности представительного органа менее 10 человек - 1 депутат.[12]

Депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются в законе.

Формами деятельности депутата являются:

а) участие в  заседаниях представительного органа местного самоуправления;

б) участие в работе постоянных и временных комитетов и комиссий представительного органа местного самоуправления;

в) участие в  выполнении поручений представительного  органа местного самоуправления, его  комитетов и комиссий;

г) обращение  с предложениями и замечаниями по вопросам местного значения к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

д) проведение депутатского расследования;

е) работа с избирателями;

ж) содействие осуществлению  территориального общественного самоуправления;

з) участие в  организации и проведении местных  референдумов, собраний (сходов), конференций  граждан и других форм непосредственного волеизъявления граждан;

и) участие в  работе депутатских объединений - фракций  и депутатских групп в представительном органе местного самоуправления.[9]

Депутат обязан участвовать в заседании представительного  органа местного самоуправления. Отсутствие депутата на заседании представительного органа без уважительной причины не допускается.

Депутат при  участии в заседании представительного  органа местного самоуправления имеет  право:решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании представительного органа; предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом; вносить замечания и предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; вносить проекты нормативных правовых актов и поправки к ним, проекты нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие акты либо о признании указанных актов утратившими силу, а также вносить предложения о разработке и принятии новых нормативных правовых актов; выступать с докладами и содокладами по обсуждаемым вопросам; осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Порядок реализации депутатами указанных полномочий устанавливается  уставом муниципального образования  и иными правовыми актами представительного  органа местного самоуправления.[7]

За неисполнение своей деятельности, депутат представительного  органа местного самоуправления несет  ответственность.Депутат представительного  органа местного самоуправления несёт  ответственность за систематическое  неучастие в его работе.

 Гарантии прав депутатов представляют собой условия для законного и беспрепятственного осуществления ими своих полномочий. К таким гарантиям федеральное законодательство относит неприкосновенность и недопустимость преследования этих лиц за высказанное мнение, позицию и иные действия, соответствующие их статусу.

Правовые гарантии деятельности депутата связаны прежде всего с их неприкосновенностью (иммунитетом), а социальные — с индемнитетом депутатов и главы муниципального образования.

В п. 9 ст. 40 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплено такое свойство рассматриваемого индемнитета, как невозможность привлечения депутата и выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

В п. 1 ст. 447 УПК  РФ оговариваются особенности уголовного судопроизводства в отношении депутатов и в гл. 52 УПК РФ определяются и затрагивают процедуры:

    • возбуждения уголовного дела (ст. 448);
    • уголовно-процессуального задержания (ст. 449);
    • избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий (ст. 450);
    • направления уголовного дела в суд (ст. 451, 452).

Депутат местного самоуправления пользуется иммунитетом  только на территории соответствующего муниципального образования. Вне пределах этой территории иммунитет не действует, и к ним применяются указанные  меры на общих основаниях. Депутату обеспечивается возможность беспрепятственного пользования правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также документами и информационно-справочными материалами, поступающими в официальном порядке в указанные органы.

Отказ в предоставлении соответствующей информации подлежит оформлению в письменном виде.

При обращении  в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, расположенные на территории муниципального образования организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, соответствующие должностные лица обеспечивают депутата, выборное должностное лицо консультациями специалистов по вопросам, связанным с их деятельностью.[9]

Время осуществления  депутатом, работающим на профессиональной постоянной основе, своих полномочий в органах местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный  трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления их на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения полномочий.

Депутатам, работающим на профессиональной постоянной основе, по окончании срока их полномочий, а также в случае упразднения соответствующего муниципального образования, роспуска (самороспуска) представительного органа местного самоуправления, в случаях досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица предоставляется в соответствии с действующим законодательством прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с его согласия другой организации.

Депутат в течение  срока своих полномочий не может  быть по инициативе работодателя уволен с работы на предприятии, в учреждении или иной организации (за исключением их полной ликвидации), переведен на другую работу или исключен из учебного заведения без согласия представительного органа местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии трудовых прав депутата, выборного должностного лица местного самоуправления.

Гарантии трудовых прав депутата из числа военнослужащих и других категорий граждан, порядок  прохождения службы которых определяется уставами и положениями, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Депутатам обеспечиваются необходимые условия для проведения встреч с избирателями и отчетов  перед ними.

Соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает извещение граждан о дате, месте и времени проведения встреч депутата, выборного должностного лица с избирателями, оказывает иную помощь в осуществлении ими своих полномочий. По решению представительного органа местного самоуправления и за счет средств местного бюджета депутату, выборному должностному лицу может быть безвозмездно предоставлено помещение для встреч с избирателями, а в необходимых случаях - транспортное средство.

Информация о работе Понятие и система гарантий местного самоуправления