Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:02, реферат
Конституция Российской Федерации 1993 г., признавая и гарантируя местное самоуправление (ст. 3, п.2), выступила в качестве важнейшей правовой основы процесса становления и развития системы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властных полномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п.1) Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжения муниципальной собственностью».
Введение 3
1. Понятие и формирование компетенции местного самоуправления 4
2. Функции местного самоуправления 8
3. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного
значения 9
4. Управление муниципальной собственностью, финансовыми
средствами местного самоуправления 11
5. Отдельные государственные полномочия 13
6. Ответственность органов местного самоуправления 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16
6. Ответственность органов местного самоуправления.
Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностями и, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органов местного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органов за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий. Для любых выборных должностей возможны два вида мандатов, передаваемых избирателями: консультативный и императивный.
Консультативный мандат, который узаконен для выборных должностей государственной власти обоих уровней, характеризуется тем, что депутат не обязан выполнять обещания, данные в ходе избирательной кампании, не обязан отчитываться в ходе своей деятельности на государственном посту, не может быть досрочно отозван избирателями.
Императивный мандат в свою очередь делает более сложной и непосредственной зависимость депутата от избирателей, которая проявляется в том, что депутат обязан выполнять наказы избирателей и свою предвыборную программу, обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и, что самое главное, может быть досрочно отозван избирателями в случае неоправдания их доверия. Такой вид мандата наиболее полно отвечает идее местного самоуправления, поэтому все органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, что узаконено статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления”: “Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия перед населением определяется уставами муниципальных образований".
В соответствии
со статьей 49 Федерального закона "Об
общих принципах организации
местного самоуправления" органы местного
самоуправления несут ответственность
перед государством за нарушения
ими действующего законодательства
и за исполнение ими отдельных государственных
полномочий в той мере, в какой эти полномочия
обеспечены государственными органами,
передавшими эти полномочия, материальными
и финансовыми ресурсами. В случае нарушения
законодательства по решению суда может
быть отменено соответствующее решение
органа местного самоуправления или выборного
должностного лица или вообще прекращены
их полномочия.
Заключение.
По своей роли в российском обществе местное
самоуправление уникально. Одной из важных
проблем, задерживающих развитие органов
местного самоуправления в России, является
слабость гражданского общества, низкий
уровень социальной активности, низкая
правовая культура населения, а также
дефицит знаний о сущности и возможностях
самоуправления. В обществе, которое много
лет жило в условиях тоталитаризма, не
имея глубоких демократических традиций,
идеи местного самоуправления воспринимаются
далеко не всеми. Для того чтобы граждане
их восприняли, необходима огромная пояснительная
работа.
Другой проблемой является сопротивление
бюрократии всех уровней, которая видит
в местном самоуправлении угрозу своему
благополучию, привычным методам управления.
Некоторые политики считают, что это равносильно
развалу России. Они аргументируют свою
позицию тем, что местное самоуправление
разрушает вертикаль государственной
власти и становится невозможно проводить
в жизнь государственную политику. Можно
полагать, что они исходят из того, что
реализовать властные полномочия можно
только методами прямого административного
подчинения всех территориальных образований.
Еще одной проблемой является финансовая
слабость местного самоуправления, разрыв
между возлагаемыми на него обязанностями
и ресурсным обеспечением. Невозможность
по финансовым соображениям выполнять
обязательства перед населением подрывает
авторитет местной власти, дестабилизируя
обстановку на местах. Существует еще
одна немаловажная проблема – это дефицит
квалифицированных кадров в системе самоуправления,
особенно в сельской местности. Конечно
же, их подготовка требует длительного
времени. Местное самоуправление в России
нуждается в государственной поддержке,
нетвердо еще стоит на ногах. Его укрепление
имеет огромное политическое, экономическое
и социальное значение, является ключевым
условием устойчивого социально-экономического
развития России. Важнейшая роль в этом
отводится реализации положений Федерального
закона 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации".
Вышеуказанные изменения способны открыть
значительные перспективы для эффективного
развития института местного самоуправления
в городах федерального значения и расширения
участия населения в решении вопросов
местного значения.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного
3. Бабичев И.В. Местное самоуправление в постсоветской России: некоторые прогнозы и итоги // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. Сборник научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004
4. Широков А.Н. «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» ред.-изд. центр «Муниципальная власть» М. 2008 г.. изд.3,С. 185 – 186
5. Костюков А.Н. Муниципальное право как
отрасль права: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА;
Закон и право, 2007. С. 88.
6. Замотаев А. Местное
самоуправление как элемент государственного
устройства // Российская юстиция, 2000, №
10.
Информация о работе Понятие и содержание деятельности органов местного самоуправления