Понятие местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является:
- раскрыть понятие местного самоуправления в Российской Федерации;
- выявить основные принципы местного самоуправления;
В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
- дать точное понятие местному самоуправлению, опираясь на взгляды ученых-правоведов;
- охарактеризовать основные принципы местного самоуправления;
- выявить основные направления деятельности органов местного самоуправления

Содержание

Введение ...........................................................................................................2

Понятие местного самоуправления.............................................................4

Основные признаки местного самоуправления.........................................8

Организация местного самоуправления....................................................10

Заключение.......................................................................................................12

Список используемой литературы.................................................................14

Работа состоит из  1 файл

муниципальное право.doc

— 58.00 Кб (Скачать документ)

      3) местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

      4) местное самоуправление осуществляется  в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);

      5) местное самоуправление осуществляется  из интересов населения, а также из его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации -- отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

      Одним из главных моментов в организации  местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Организация местного самоуправления.

      Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

      Территории  муниципальных образований устанавливаются с учетом исторических и иных местных традиций. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. Изменение и установление границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации. При изменении границ муниципального образования обязателен учет мнения населения соответствующих территорий.

      Важным  условием для осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании является наличие устава муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает круг вопросов, которые должны обязательно содержаться в уставе муниципального образования:

      1) границы и состав территории  муниципального образования;

      2) вопросы местного значения, относящиеся  к ведению муниципального образования;

      3) формы, порядок и гарантии непосредственного  участия населения в решении  вопросов местного значения;

      4) положения, касающиеся органов  местного самоуправления и их  должностных лиц: структура и  порядок формирования, наименование, срок полномочий, основания и  виды ответственности, порядок  отзыва, выражения недоверия населением  или досрочного прекращения; статус, социальные гарантии должностных лиц; условия и порядок организации муниципальной службы;

      5) экономическая и финансовая основа  осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования  и распоряжения муниципальной собственностью;

      6) другие положения об организации  местного самоуправления, о компетенции  и порядке деятельности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления  в соответствии с законами  Российской Федерации и законами  субъектов Российской Федерации.

      Устав разрабатывается муниципальным  образованием и принимается представительным органом местного самоуправления или  самим населением непосредственно. Он подлежит государственной регистрации  и вступает в силу с момента  его официального опубликования (обнародования). 

Заключение

      По  своей роли в российском обществе местное самоуправление уникально. Одной из важных проблем, задерживающих  развитие органов местного самоуправления в России, является слабость гражданского общества, низкий уровень социальной активности, низкая правовая культура населения, а также дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления. В обществе, которое много лет жило в условиях тоталитаризма, не имея глубоких демократических традиций, идеи местного самоуправления воспринимаются далеко не всеми. Для того чтобы граждане их восприняли, необходима огромная пояснительная работа.

      Другой  проблемой является сопротивление  бюрократии всех уровней, которая видит  в местном самоуправлении угрозу своему благополучию, привычным методам управления. Некоторые политики считают, что это равносильно развалу России. Они аргументируют свою позицию тем, что местное самоуправление разрушает вертикаль государственной власти и становится невозможно проводить в жизнь государственную политику. Можно полагать, что они исходят из того, что реализовать властные полномочия можно только методами прямого административного подчинения всех территориальных образований.

      Еще одной проблемой является финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и ресурсным обеспечением. Невозможность по финансовым соображениям выполнять обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, дестабилизируя обстановку на местах. Существует еще одна немаловажная проблема - это дефицит квалифицированных кадров в системе самоуправления, особенно в сельской местности. Конечно же, их подготовка требует длительного времени. Местное самоуправление в России нуждается в государственной поддержке, нетвердо еще стоит на ногах. Его укрепление имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития России.  Важнейшая роль в этом отводится реализации положений Федерального закона 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. С. 44 - 48.

      На  наш взгляд, вышеуказанные изменения  способны открыть значительные перспективы для эффективного развития института местного самоуправления в городах федерального значения и расширения участия населения в решении вопросов местного значения.

Список  используемой литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.

2. Федеральный  закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» //Собрание законодательства  РФ. - 2003 г. - № 95.

3. Закон Санкт-Петербурга от 23 июня 1997 г. N 111-35 (с измен. от 04.06.2007) "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. N 107.

4. Постановление  Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. N 649-ПП "О городской целевой программе государственной поддержки развития местного самоуправления в городе Москве на 2005 - 2007 годы" (с изм. на 17 апреля 2007 г.) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2004. N 37.

5. Закон  Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (в ред. от 14 ноября 2005 г.) // Республика Татарстан. 2004. 3 марта. N 155 - 156.

6. Федеральный  закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.

Литература

1. Бабичев  И.В. Местное самоуправление в  постсоветской России: некоторые  прогнозы и итоги // Конституционные  и законодательные основы местного  самоуправления в РФ. Сборник  научных трудов / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 185 - 186.

2. Глущенко  П.П., Пылин В.В. Муниципальное  право: Учебное пособие. СПб.: Изд-во  В.А. Михайлова, 2000. С. 44 - 48.

3. Костюков  А.Н. Муниципальное право как  отрасль права: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003. С. 88.

4. Козлова  Е.И., Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин, 2-е изд., - М.: Юристъ, 2002. - 540 с.

5. Мильшин  Ю.Н., Чанов С.Е., Муниципальное право  России учебник для вузов / М.: Издательство НОРМА, 2001. - 352 с.

6. Кудинов  О.А. Б.Н. Чичерин - выдающийся  российский конституционалист // Юридическое образование и наука. 2002. № 2. С. 34 - 38.

7. Смоленский  М.Б., Конституционное право РФ: учебник  / М.Б. Смоленский. - Ростов н/Д:  Феникс, 2001. - 344 с.

Статьи

1. Великая Н.М. Основные тенденции политического участия в системе местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 15.

2. Проблемы  городов глазами их мэров, или  Что мешает самоуправлению города. Современная социально-экономическая  ситуация в муниципальных образованиях и проблемы реформы местного самоуправления // Сайт "Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов": http://www.asdg.ru/.

3. Смирнов  С.В. Политическое участие населения  в системе местного самоуправления  современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Кострома, 2003. С. 168.

 

 

Информация о работе Понятие местного самоуправления