Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:02, контрольная работа
Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права. В последние годы муниципальное право является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам местного значения отводится значительная роль.
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА
Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права. В последние годы муниципальное право является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам местного значения отводится значительная роль. Термин «муниципальное право» может быть рассмотрен в различных значениях:
1) как отрасль права
(наряду с гражданским,
2) как учебная дисциплина (учебный предмет);
3) как наука.
Муниципальное право - комплексная отрасль права,
для которой характерно соединение разнородных
институтов общих и специальных отраслей
российского права. В рамках муниципального
права находят применение нормы таких
правовых отраслей, как конституционное,
административное, гражданское, бюджетное,
финансовое, земельное, градостроительное,
экологическое право. В Российской Федерации
разработкой основ местного самоуправления
занимаются юристы-государствоведы, в
зарубежных странах этот вопрос является
административным (процедурным).Такие
различия объясняются разницей в понимании
института местного самоуправления. На
территории России местное самоуправление
- это форма народовластия, разновидность
организации публичной власти. В зарубежных
странах местное самоуправление рассматривается
как уровень социального управления.
Муниципальное право как отрасль права
отличается от иных отраслей собственным
предметом и методом регулирования. В
силу того, что муниципальное право - комплексная
отрасль права, она имеет некоторые особенности
в предмете правового регулирования.
Предмет правового регулирования
выполняет роль первичного звена в построении целостной и самостоятельной отрасли муниципального права. Предмет отрасли имеет первостепенное значение для идентификации отрасли, признания ее самостоятельности, определяет метод правого регулирования. Предмет - совокупность общественных отношений, подлежащих регулированию в рамках муниципального права. Метод правового регулирования также является отличительным признаком любой самостоятельной отрасли права.
Метод муниципального права
- совокупность приемов
и средств, с помощью которых
осуществляется правовое
Субъектами муниципально-правовых отношений являются:
– муниципальные образования;
– население муниципальных образований;
– собрание (сход) граждан;
– органы местного самоуправления;
– граждане;
– депутаты представительных органов местного самоуправления.
Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.
К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Субъектами муниципально-правовых отношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.
Закон ничего не говорит о
возможности участвовать в
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.
Как уже отмечалось, муниципальное
право – комплексная отрасль.
Своеобразие таких правовых образований
в системе права проявляется
в том, что многие нормы, составляющие
комплексную отрасль, выступают, во-первых,
как нормы основных отраслей права;
во-вторых, входят во вторичную правовую
структуру – комплексную
Муниципальное право связано
с конституционным (государственным)
правом, которое, являясь ведущей
отраслью российского права, определяет
основные начала, принципы организации
местного самоуправления, гарантии и
формы осуществления местного самоуправления,
его место в системе
Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Следовательно, взаимосвязь
муниципального права с административным
обусловлена, в частности, тем, что
институты муниципальной и
Таким образом, законами субъекта
Федерации устанавливается
Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.
Также данные органы осуществляют
контроль и надзор за использованием
земель на территории муниципального
образования, участвуют в охране
окружающей природной среды, создают
условия для обеспечения
Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.
Источники муниципального права
устанавливают государственные
и международные гарантии осуществления
местного самоуправления, а также
ответственность органов и
Выделяют три группы источников муниципального права.
1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ – главный источник муниципального права и федеральные законы. В Конституции содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. 21 июля 2007 г.) содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Европейская хартия местного самоуправления действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.
2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации.
3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).
Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.
Информация о работе Понятие муниципального права как отрасли права