Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:08, доклад
Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Крайне важную роль на этапе формирования правовой основы местного самоуправления сыграли Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, т.к. «для того, чтобы закон заработал необходим пусковой механизм его реализации». Некоторые из этих актов продолжают составлять правовую основу местного самоуправления: Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 22.10.98 №1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации»;
Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации» и др.
.
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская Федерация
состоит из равноправных субъектов
Российской Федерации: республик, краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов.
Республика, являясь государством,
имеет свою конституцию, а другие
субъекты Российской Федерации - устав.
Конституции и уставы субъектов
Российской Федерации должны соответствовать
Конституции Российской Федерации
и федеральным законам, которые
имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации. Поэтому содержащиеся
в конституциях и уставах субъектов
Российской Федерации положения
о местном самоуправлении (например,
ст.108-116 Устава Красноярского края от
29.02.96 №8-252) не должны противоречить
основополагающим началам и принципам
организации местного самоуправления,
закрепляемым Конституцией Российской
Федерации и ранее указанными
федеральными законами. Как уже упоминалось
установление общих принципов организации
местного самоуправления относится
к предметам совместного
Федеральный закон от 28.08.95
№154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» закрепил перечень
полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
в области местного самоуправления.
Согласно ст.5 данного закона органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществляют
правовое регулирование местного самоуправления.
Они принимают и изменяют законы
субъектов Российской Федерации
о местном самоуправлении (например,
Закон Красноярского края от 10.01.96
№8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении
в Красноярском крае»), о муниципальных
выборах (например, Закон Красноярского
края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О
выборах в органы местного самоуправления
в Красноярском крае»), о местном
референдуме (например, Закон Красноярского
края от 28.06.96 №10-298 «О местном референдуме»),
о муниципальной службе (например,
Закон Красноярского края от 21.10.97
№15-580 «О муниципальной службе в
Красноярском крае»). Закон относит
к полномочиям органов
государственные минимальные социальные стандарты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают региональные программы развития местного самоуправления. Они также осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, обеспечивают соответствие законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления законом, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль за их реализацией.
Однако процесс формирования
законодательства субъектов Российской
Федерации проходит очень неравномерно:
лишь в незначительной части регионов
правовую базу «можно считать удовлетворительной,
в большинстве же законы либо не
принимаются, либо принимаются с
грубейшими нарушениями федерального
законодательства». Так, законом
Архангельской области устанавливается
соподчиненность муниципальных
образований, законом Чувашской
республики полностью регламентируется
деятельность органов местного самоуправления
по решению вопросов местного значения,
законом ряда областей устанавливается
структура органов местного самоуправления.
В ст.4 Закона Красноярского края
от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах
в органы местного самоуправления в
Красноярском крае» установлено, что
«дата проведения выборов определяется
Законодательным Собранием края
по согласованию с Губернатором края»,
что «является вмешательством в
компетенцию органов местного самоуправления».
Таким образом, при наличии большого
разнообразия в подходах к регулированию
конкретных вопросов местного самоуправления,
находящихся в ведении
5. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Необходимый элемент правовой
основы местного самоуправления - уставы
муниципальных образований, в которых
на основе федерального законодательства,
законодательства субъектов Российской
Федерации о местном
Федеральный закон от 28.08.95
№154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» исходит
из того, что каждое муниципальное
образование имеет свой устав. Ст.8
данного закона определяет «руг основных
вопросов, регулируемых уставом муниципального
образования, принципы его разработки,
принятия и порядок государственной
регистрации. В соответствии с законом
устав муниципального образования
разрабатывается муниципальным
образованием самостоятельно. Порядок
его разработки, принятия и изменения
находится в ведении
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории.
Во-вторых, в уставе указываются
вопросы местного значения, относящиеся
к ведению муниципального образования.
Их перечень содержится в ст. 6 Федерального
закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (ст.8 Закона Красноярского
края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном
самоуправлении в Красноярском крае»).
Муниципальные образования
В-третьих, устав муниципального
образования определяет организационную
структуру местного самоуправления,
правовой статус органов и должностных
лиц местного самоуправления, условия
и порядок организации
решения, принятые на референдуме, нормативные и индивидуальные акты городского Совета и администрации города»). Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального
образования должны быть закреплены
формы, порядок и гарантии непосредственного
участия населения в решении
вопросов местного значения. Речь идет
о таких институтах муниципальной
демократии, как местный референдум;
муниципальные выборы; собрание (сход)
граждан; народная правотворческая
инициатива; обращения граждан в
органы местного самоуправления, а
также территориальное
В-пятых, устав муниципального
образования устанавливает
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального
образования могут
Кроме устава на муниципальном
уровне принимаются и другие нормативные
правовые акты, регламентирующие отдельные
вопросы организации и