Поэтому
логичнее было бы определить и закрепить
основу правового статуса муниципального
служащего – его права и
обязанности на уровне федерального
законодательства, что позволит избежать
не только противоречивость нормативных
правовых установлений, но и различных
проблем в практической деятельности
муниципальных служащих.
В
свою очередь, местные органы власти
субъектов федерации вправе дополнить
основной список прав муниципального
служащего в региональных, местных
и внутриорганизационных нормативно-правовых
актах в зависимости от социальных,
экономических и политических условий
в каждом конкретном регионе и
муниципальном образовании. При
этом необходимо учитывать и национальные,
региональные, местные традиции и
особенности, развитость институтов государства,
гражданского общества, демократии и
многое другое.
Так,
в соответствии со ст.11 ФЗ «О муниципальной
службе в РФ»
Муниципальный служащий имеет
право на:
1)
ознакомление с документами, устанавливающими
его права и обязанности по
замещаемой должности муниципальной
службы, критериями оценки качества
исполнения должностных обязанностей
и условиями продвижения по службе;
2)
обеспечение организационно-технических
условий, необходимых для исполнения
должностных обязанностей;
3)
оплату труда и другие выплаты
в соответствии с трудовым
законодательством, законодательством
о муниципальной службе и трудовым
договором (контрактом);
4)
отдых, обеспечиваемый установлением
нормальной продолжительности рабочего
(служебного) времени, предоставлением
выходных дней и нерабочих
праздничных дней, а также ежегодного
оплачиваемого отпуска;
5)
получение в установленном порядке
информации и материалов, необходимых
для исполнения должностных обязанностей,
а также на внесение предложений
о совершенствовании деятельности
органа местного самоуправления,
избирательной комиссии муниципального
образования;
6)
участие по своей инициативе
в конкурсе на замещение вакантной
должности муниципальной службы;
7)
повышение квалификации в соответствии
с муниципальным правовым актом
за счет средств местного бюджета;
8)
защиту своих персональных данных;
9)
ознакомление со всеми материалами
своего личного дела, с отзывами
о профессиональной деятельности
и другими документами до внесения
их в его личное дело, а также
на приобщение к личному делу
его письменных объяснений;
10)
объединение, включая право создавать
профессиональные союзы, для защиты
своих прав, социально-экономических
и профессиональных интересов;
11)
рассмотрение индивидуальных трудовых
споров в соответствии с трудовым
законодательством, защиту своих
прав и законных интересов
на муниципальной службе, включая
обжалование в суд их нарушений;
12)
пенсионное обеспечение в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
Муниципальный служащий, за исключением
муниципального служащего, замещающего
должность главы местной администрации
по контракту, вправе с предварительным
письменным уведомлением представителя
нанимателя (работодателя) выполнять
иную оплачиваемую работу, если
это не повлечет за собой
конфликт интересов и если
иное не предусмотрено настоящим
Федеральным законом. Под конфликтом
интересов понимается ситуация,
при которой личная заинтересованность
муниципального служащего влияет
или может повлиять на объективное
исполнение им должностных обязанностей
и при которой возникает или
может возникнуть противоречие
между личной заинтересованностью
муниципального служащего и законными
интересами граждан, организаций,
общества, Российской Федерации,
субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, способное
привести к причинению вреда
этим законным интересам граждан,
организаций, общества, Российской
Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования.
Под личной заинтересованностью
муниципального служащего понимается
возможность получения муниципальным
служащим при исполнении должностных
обязанностей доходов (неосновательного
обогащения) в денежной либо натуральной
форме, доходов в виде материальной
выгоды непосредственно для муниципального
служащего, членов его семьи
или лиц, указанных в пункте
5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального
закона, а также для граждан
или организаций, с которыми
муниципальный служащий связан
финансовыми или иными обязательствами.
Согласно
ст.12 муниципальный служащий обязан:
1)
соблюдать Конституцию Российской
Федерации, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, иные
нормативные правовые акты Российской
Федерации, конституции (уставы),
законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской
Федерации, устав муниципального
образования и иные муниципальные правовые
акты и обеспечивать их исполнение;
2)
исполнять должностные обязанности
в соответствии с должностной
инструкцией;
3)
соблюдать при исполнении должностных
обязанностей права и законные
интересы граждан и организаций;
4)
соблюдать установленные в органе
местного самоуправления, аппарате
избирательной комиссии муниципального
образования правила внутреннего
трудового распорядка, должностную
инструкцию, порядок работы со
служебной информацией;
5)
поддерживать уровень квалификации,
необходимый для надлежащего
исполнения должностных обязанностей;
6)
не разглашать сведения, составляющие
государственную и иную охраняемую
федеральными законами тайну,
а также сведения, ставшие ему
известными в связи с исполнением
должностных обязанностей, в том
числе сведения, касающиеся частной
жизни и здоровья граждан или
затрагивающие их честь и достоинство;
7)
беречь государственное и муниципальное
имущество, в том числе предоставленное
ему для исполнения должностных
обязанностей;
8)
представлять в установленном
порядке предусмотренные законодательством
Российской Федерации сведения
о себе и членах своей семьи,
а также сведения о полученных
им доходах и принадлежащем
ему на праве собственности
имуществе, являющихся объектами
налогообложения, об обязательствах
имущественного характера (далее
- сведения о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера);
9)
сообщать представителю нанимателя
(работодателю) о выходе из гражданства
Российской Федерации в день
выхода из гражданства Российской
Федерации или о приобретении
гражданства иностранного государства
в день приобретения гражданства
иностранного государства;
10)
соблюдать ограничения, выполнять
обязательства, не нарушать запреты,
которые установлены настоящим
Федеральным законом и другими
федеральными законами;
11)
сообщать представителю нанимателя
(работодателю) о личной заинтересованности
при исполнении должностных обязанностей,
которая может привести к конфликту
интересов, и принимать меры
по предотвращению подобного
конфликта.
Муниципальный служащий не вправе
исполнять данное ему неправомерное
поручение. При получении от
соответствующего руководителя
поручения, являющегося, по мнению
муниципального служащего, неправомерным,
муниципальный служащий должен
представить руководителю, давшему
поручение, в письменной форме
обоснование неправомерности данного
поручения с указанием положений
федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов субъекта Российской
Федерации, муниципальных правовых
актов, которые могут быть нарушены
при исполнении данного поручения.
В случае подтверждения руководителем
данного поручения в письменной
форме муниципальный служащий
обязан отказаться от его исполнения.
В случае исполнения неправомерного
поручения муниципальный служащий
и давший это поручение руководитель
несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
Таким
образом, обязанности муниципального
служащего тесно связаны с
его правами. При реализации своих
прав он обязан соблюдать законодательство,
должностные инструкции, не нарушать
при этом прав и законных интересов
других граждан. Права и обязанности
должны осуществляться во благо граждан
и конкретно порученного дела.
2.2
Ограничения и запреты, связанные
с муниципальной службой
Ограничения,
связанные с муниципальной службой
1.
Гражданин не может быть принят
на муниципальную службу, а муниципальный
служащий не может находиться
на муниципальной службе в
случае:
1)
признания его недееспособным
или ограниченно дееспособным
решением суда, вступившим в законную
силу;
2)
осуждения его к наказанию,
исключающему возможность исполнения
должностных обязанностей по
должности муниципальной службы,
по приговору суда, вступившему
в законную силу;
3)
отказа от прохождения процедуры
оформления допуска к сведениям,
составляющим государственную и
иную охраняемую федеральными
законами тайну, если исполнение
должностных обязанностей по
должности муниципальной службы,
на замещение которой претендует
гражданин, или по замещаемой
муниципальным служащим должности
муниципальной службы связано
с использованием таких сведений;
4)
наличия заболевания, препятствующего
поступлению на муниципальную
службу или ее прохождению
и подтвержденного заключением
медицинского учреждения. Порядок
прохождения диспансеризации, перечень
таких заболеваний и форма
заключения медицинского учреждения
устанавливаются Правительством
Российской Федерации;
5)
близкого родства или свойства
(родители, супруги, дети, братья, сестры,
а также братья, сестры, родители
и дети супругов) с муниципальным
служащим, если замещение должности
муниципальной службы связано
с непосредственной подчиненностью
или подконтрольностью одного
из них другому;
6)
прекращения гражданства Российской
Федерации, прекращения гражданства
иностранного государства - участника
международного договора Российской
Федерации, в соответствии с
которым иностранный гражданин
имеет право находиться на
муниципальной службе, приобретения
им гражданства иностранного
государства либо получения им
вида на жительство или иного
документа, подтверждающего право
на постоянное проживание гражданина
Российской Федерации на территории
иностранного государства, не
являющегося участником международного
договора Российской Федерации,
в соответствии с которым гражданин
Российской Федерации, имеющий гражданство
иностранного государства, имеет право
находиться на муниципальной службе;
7)
наличия гражданства иностранного
государства (иностранных государств),
за исключением случаев, когда
муниципальный служащий является
гражданином иностранного государства
- участника международного договора
Российской Федерации, в соответствии
с которым иностранный гражданин
имеет право находиться на
муниципальной службе;