Представительный орган местного образования в системе органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание

Цель работы : рассмотреть представительные органы местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить используемую литературу в работе.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о порядке формировании представительных органах местного самоуправления.
3.Рассмотреть сущность и специфику правовой статус и полномочия депутатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Представительный орган местного образования в системе органов местного самоуправления: 1.1.Понятие представительного органа МО…………………………... ... ……..4 1.2.Правовой статус представительного органа МО………………….6 Глава 2. Структура и форма деятельности представительного органа: 2.1.Структура представительного органа муниципального образования в системе ОМСУ …………………………………………………. ... ……………14 2.2. Форма деятельности представительного органа МО…………….. ……17 Заключение……………………………………………………………………...34 Библиографический список…………………………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

курсовая по МСУ.docx

— 85.54 Кб (Скачать документ)

Содержание 

                                                                                                                                 С.

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Представительный орган местного образования в системе органов местного самоуправления:       1.1.Понятие представительного органа МО…………………………... ... ……..4 1.2.Правовой статус представительного органа МО………………….6      Глава 2. Структура и форма деятельности представительного органа:       2.1.Структура представительного органа муниципального образования в системе ОМСУ …………………………………………………. ... ……………14                       2.2. Форма   деятельности представительного органа МО…………….. ……17 Заключение……………………………………………………………………...34                Библиографический список…………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение 
            "Представительный орган МСУ " – одна  из важных и  актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что представительный орган муниципального образования занимает ведущее положение в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа.                          Объектом является: представительный орган МО в системе ОМСУ.   Предмет : правовой статус представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления .     Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:  
         Цель  работы :   рассмотреть      представительные органы местного самоуправления.  
         Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:  
1.Изучить используемую литературу в  работе.  
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о порядке формировании представительных органах местного самоуправления.  
3.Рассмотреть сущность и специфику правовой статус и полномочия депутатов.   
4.Изучить структуру представительного органа муниципального образования в системе ОМСУ;                                     5.Изучить формы  деятельности представительного органа МО.

Глава 1. Представительный орган местного образования в  системе органов местного самоуправления

             1.1.  Понятие представительного органа МО     В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства.

1Представительный орган местного самоуправления — это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Действующее законодательство устанавливает, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан. Законодатель определил возможность закрепления двух способов формирования представительного органа муниципального района:

- может избираться на  муниципальных выборах;      - может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

Комментарии к действующему законодательству подчеркивают, что  минимальная численность депутатов  представительных органов поселений, в том числе городских округов, представлена следующим образованиям :  -  на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов и более;   -  на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10 депутатов и более; - на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек — 15 депутатов и более;             - на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек — 20 депутатов и<  - на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек — 25 депутатов <  - на численность жителей свыше 500 000 человек — 35 депутатов и более.

Представительный орган  МО обладает правами юридического лица и за ним закрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа МО.       Вопросы исключительного ведения представительного органа — это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган, именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:         -  Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.                                                 -    Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.                - Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.                           -  Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.                                                         - Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.                                                 - Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

- Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.         Кроме этого представительный орган МО также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом МО в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством. 

 

 1.2. Правовой статус представительного органа муниципального образования   в органах местного самоуправления.      Правовой статус органов местного самоуправления есть совокупность таких закреплённых в соответствии характеристик как:            1) природа, (порядок формирования и принадлежность к определённому виду властной управленческой деятельности);                         2) функции,( действия органов нормативно- регулируемые и контролируемые социальные институты, роль которую выполняют органы при решении вопросов местного значения).                                                          

3) компетенция, (совокупность полномочий органов по предмету введению). Исходя из выше сказанного, можно по подробнее разобрать правовой статус представительного органа муниципального образования   в органах местного самоуправления:          1)  Порядок формирования представительного органа МО. Федеральным  законом № 131- ФЗ определяются особенности формирования и численности представительного органа в зависимости от вида МО. Так, представительный орган сельского, городского поселения, городского округа формируется только одним способом – на муниципальных выборах на основе равного, прямого, всеобщего волеизъявления населения соответсвующего поселения.                                                                                  Исключение предусмотрено для формирования представительных органов муниципальных районов. Они могут создаваться двумя способами:        1)  Первый способ – муниципальные выборы на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом законодатель ввёл ограничения. Число депутатов, избираемых от каждого поселения, должно устанавливаться пропорционально численности населения  соответстующего поселения, не может превышать 2/5 установленной численности представительного органа  муниципального района.                          2) Второй способ – непрямые выборы, когда представительный орган формируется не на основе прямого избирательного права населением МО, но из числа уже избранных населением глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной и независимо от численности населения поселения нормой представительства.      Порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района.2     Представительный орган муниципального района избирается на муниципальных выборах, если иное не установлено уставом МО.   Законодатель предусмотрел определённый переход к другой системе формирования представительного органа муниципального района. Для  изменения порядка формирования представительного органа муниципального района требуется внесение соответствующей инициативы в представительный орган одного из поселений, расположенного в границах муниципального района. Субъекты такой инициативы точно не указаны. Обязательное условие оформление инициативы решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения.     Таким образом, основным субъектом инициативы о переходе и к другой системе формирования представительного органа муниципального района можно назвать представительный орган поселения, входящего в состав муниципального района. Однако не исключается право внесения такой инициативы в представительный орган главой поселения или населением непостредствено.           Такая инициатива должна быть поддержана представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района. Для обсуждения соответсвующего инициативного решения отводится один год со дня выдвижения соответсующей инициативы.  Сформированный из глав и депутатов поселений представительный орган должен закрепить в уставе муниципального района порядок формирования представительнного органам муниципального района в течении3 одного месяца со дня работы соответсвующего представительного органа муниципального района. Изменения и дополнения, внесённые в устав МО, изменяющие структуру органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока  полномочий представительного ограна МО, принявшего решение о внесении соответсвующих изменений и дополнений в устав.          Устанавливаются определённые гарантии стабильностиработы представительного органа муниципального района, сформированного на муниципальных выборах. Этот порядок формирования может быть изменён не ранее чем через два года со дня начала его работы.

2) Роль представительного  органа в системе органов местного  самоуправления МО.          Конституция РФ провозглашает право на осуществление местного самоуправления как непосредственно (референдумы, выборы и т.д.), так и через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 12, 130). При этом в Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной  РФ, делается особый акцент на праве местного самоуправления, которое "осуществляется советами или собраниями выборщиков, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.2 Советы или собрания выборщиков могут располагать подотчетными им исполнительными органами" (ст. 3).          Тем самым определяется субординация представительных и исполнительных ОМСУ. Российское законодательство, основываясь на общепризнанных нормах международного права, закрепляет аналогичные положения. Так, обязательность формирования выборных органов местного самоуправления предусмотрена в ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме     граждан РФ». 
          Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации и международная практика на вопрос о необходимости наличия представительных органов местного самоуправления однозначно указывают, что формирование данных органов является не просто необходимым, но и обязательным.          Необходимо отметить, что функционально представительный ОМСУ призван: 
- отражать и представлять интересы всех социальных групп населения муниципального образования; 
- осуществлять нормотворчество в соответствии со своими полномочиями, прописанными в федеральном и региональном законодательстве, и в уставе муниципального образования; 
- контролировать исполнение принимаемых нормативных актов и в целом деятельность исполнительных органов и должностных лиц МСУ.           Рассмотрим, в какой мере представительный ОМСУ осуществляет свое предназначение. Ответ на этот вопрос приводит к неутешительному выводу о том, что назрело противоречие между правовым статусом и реальным положением, той ролью, которую выполняют местные думы (Советы). Представительные органы реализовывают свою главную функцию отражения и аккумуляции интересов своих избирателей не в полной мере и это, как правило, связано с отсутствием механизма взаимодействия депутатов и избирателей. Нередко роль депутатов сводится к функции "машин для голосования", к роли регистраторов готовых проектов решений. В основе такой ситуации лежит целый комплекс причин и правового, и организационного, и финансового, и кадрового, и исторического характера. 
         Стоит отметить, что представительные органы местного самоуправления зачастую чисто функционально не способны играть ведущую роль в осуществлении муниципального управления. Это связано прежде всего с тем, что депутаты данных представительных органов, еще в полной мере не осознали всю значимость данного органа и объем возложенных на него законодательством полномочий. В настоящее время во многих муниципальных образованиях у представительных органов нет собственных аппаратов для подготовки решений либо оценки решений, предлагаемых исполнительной властью муниципального образования. Решения обычно готовятся в аппарате исполнительного органа муниципальной власти, что, естественно, увеличивает влияние данного органа и существенно ослабляет позиции представительного органа. Одним из существенных параметров распределения властных полномочий между исполнительными и представительными органами местного самоуправления является вопрос о субъекте определения структуры органов местного самоуправления. Согласно Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (п. 1 ст. 131). Согласно ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " структура органов местного самоуправления закрепляется в уставе МО. В нее могут входить органы, которые должны быть обязательно образованы (представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация), а также иные органы и выборные должностные лица. Конкретизация федеральных норм происходит в региональном и местном законодательстве.  
        То, что представительные органы занимают особое, ведущее положение в системе местного самоуправления, подтверждается следующим: 
1) Конституция Российской Федерации и Федеральный закон №131"Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прямо устанавливают наличие выборных ОМСУ. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления. Тем самым подчеркивается приоритет представительных  органов перед   другими. 
2)  представительные органы избираются непосредственно самими жителями муниципального образования и призваны выражать их волю при решении    возложенных  на   них задач.  
3) представительные органы наделены не только собственными, но и исключительными полномочиями, которые не могут осуществляться никакими другими органами, что лишний раз подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами МСУ.  
          Актуальным вопросом для представительных органов МСУ является их организационная самостоятельность. Это касается необходимости повышения правового статуса местных представительных органов, что возможно при повышении самостоятельности данных органов по отношению к исполнительным органам местного самоуправления. Соответственно необходима корректировка перечня полномочий местных представительных органов, в том числе находящихся у них в    исключительном ведении. 
        Необходимо, прежде всего, создать такую ситуацию, при которой исключена была бы возможность неисполнения представительными ОМСУ своих исключительных полномочий, например принятие планов и программ развития муниципального образования, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществление контроля за исполнением местного бюджета. 
         Необходимо расширять практику пользования местных дум и их депутатов теми правами, которые им предоставляет действующее законодательство. Это касается вопросов: контроля за деятельностью ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления; принятия депутатских запросов; создания депутатских центров в избирательных округах и др. 
И наконец, следует рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений и дополнений в действующее законодательство на предмет расширения полномочий представительных органов.            Таким образом, проблемы повышения эффективности работы представительных органов местного самоуправления находятся в неразрывной связи с эффективностью всей системы органов местного самоуправления в целом. Недостатки в работе представительных органов могут свести на нет все успехи в работе исполнительных органов, и наоборот. Поэтому эффективность местного самоуправления напрямую зависит от взаимодействия, взаимопонимания и слаженности в работе различных по полномочиям органов самоуправления.4               3)  Исключительная компетенция представительного органа МО.     В  исключительной компетенции представительного органа МО находятся:   - принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;                           - утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;                 -установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;                                                                                          -принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;                        -определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;      -определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;                          - определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;                 -определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;               -контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.          -принятие решения об удалении главы МО в отставку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура  и форма деятельности представительного органа

2.1. Структура представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления.

Структура представительного  органа местного самоуправления —  внутреннее строение органа, которое  по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного  органа местного самоуправления, как правило, относятся:

- руководящее звено (председатель);

- функционально-отраслевые  подразделения (комиссии);

- территориальные структуры  или политические фракции;

-рабочий аппарат.        Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.         5Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы:

а)  разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;                                                              б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;                  в)  содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;

г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью  городской администрации, ее структурных  территориальных подразделений, а  также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений  представительного органа.    Рабочий аппарат состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.        В соответствии законом (ст. 35) расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой.     Законодатель предусмотрел запрет на управление и распоряжение представительным органом или отдельными депутатами, в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации, и вмешательство в данный процесс представительных органов муниципального образования не допускается. Депутаты представительного органа могут распоряжаться только средствами, направленными на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования.       Полномочия представительного органа муниципального образования по общему правилу прекращаются с истечением срока полномочий. Закон (ст. 35) содержит перечень случаев, в которых полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно:                   1) роспуск представительного органа муниципального образования законодательными органами государственной власти субъекта РФ;

Информация о работе Представительный орган местного образования в системе органов местного самоуправления