Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель работы : рассмотреть представительные органы местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить используемую литературу в работе.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о порядке формировании представительных органах местного самоуправления.
3.Рассмотреть сущность и специфику правовой статус и полномочия депутатов.
Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Представительный орган местного образования в системе органов местного самоуправления: 1.1.Понятие представительного органа МО…………………………... ... ……..4 1.2.Правовой статус представительного органа МО………………….6 Глава 2. Структура и форма деятельности представительного органа: 2.1.Структура представительного органа муниципального образования в системе ОМСУ …………………………………………………. ... ……………14 2.2. Форма деятельности представительного органа МО…………….. ……17 Заключение……………………………………………………………………...34 Библиографический список…………………………………………………..36
Содержание
Введение…………………………………………………………
"Представительный
орган МСУ " – одна из важных и
актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому,
что представительный орган муниципального
образования занимает ведущее положение
в системе органов местного самоуправления
- именно он непосредственно выражает
волю населения муниципального образования
в целом, формализуя ее в своих решениях.
При этом представительный орган является
главным нормотворческим органом муниципального
образования. Он обладает общей нормотворческой
компетенцией. Нормотворческая компетенция
иных органов является специальной. Особая
связь представительного органа с населением
обеспечивается также тем, что прямо или
косвенно он формируется населением в
лице избирательного корпуса. Кроме того,
она обеспечивается коллегиальным характером
работы представительного органа.
Цель работы
: рассмотреть представительные
органы местного самоуправления.
Для достижения
цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить используемую литературу в
работе.
2.На основании теоретического
3.Рассмотреть сущность и специфику правовой
статус и полномочия депутатов.
4.Изучить структуру представительного
органа муниципального образования в
системе ОМСУ;
Глава 1. Представительный орган местного образования в системе органов местного самоуправления
1.1. Понятие представительного органа МО В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства.
1Представительный орган местного самоуправления — это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Действующее законодательство устанавливает, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан. Законодатель определил возможность закрепления двух способов формирования представительного органа муниципального района:
- может избираться на муниципальных выборах; - может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.
Комментарии к действующему
законодательству подчеркивают, что
минимальная численность
Представительный орган
МО обладает правами юридического лица
и за ним закрепляется перечень вопросов
исключительной компетенции представительного
органа МО. Вопросы исключительного ведения
представительного органа — это вопросы,
не требующие проведения референдумов,
вопросов общественного мнения, публичных
обсуждений в средствах массовой информации,
на собраниях и сходах граждан и которые
вправе решать только представительные
органы местного самоуправления и не вправе
решать никакой иной орган, именно эти
вопросы определяют ведущую роль представительного
органа в системе органов местного самоуправления.
В исключительной компетенции представительного
органа муниципального образования находятся
следующие вопросы: - Принятие устава
муниципального образования и внесение
в него изменений и дополнений.
- Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Кроме этого представительный орган МО также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом МО в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.
1.2. Правовой статус представительного
органа муниципального образования
в органах местного самоуправления. Правовой статус
органов местного самоуправления есть
совокупность таких закреплённых в соответствии
характеристик как:
1) природа, (порядок формирования и принадлежность
к определённому виду властной управленческой
деятельности);
3) компетенция, (совокупность
полномочий органов по предмету введению). Исходя
из выше сказанного, можно по подробнее
разобрать правовой статус представительного
органа муниципального образования
в органах местного самоуправления: 1)
Порядок формирования представительного
органа МО. Федеральным законом № 131-
ФЗ определяются особенности формирования
и численности представительного органа
в зависимости от вида МО. Так, представительный
орган сельского, городского поселения,
городского округа формируется только
одним способом – на муниципальных выборах
на основе равного, прямого, всеобщего
волеизъявления населения соответсвующего
поселения.
2) Роль представительного
органа в системе органов
Таким образом,
действующее законодательство Российской
Федерации и международная практика на
вопрос о необходимости наличия представительных
органов местного самоуправления однозначно
указывают, что формирование данных органов
является не просто необходимым, но и обязательным.
- отражать и представлять интересы всех
социальных групп населения муниципального образования;
- осуществлять нормотворчество в соответствии
со своими полномочиями, прописанными
в федеральном и региональном законодательстве,
и в уставе муниципального образования;
- контролировать исполнение принимаемых
нормативных актов и в целом деятельность
исполнительных органов и должностных
лиц МСУ.
Рассмотрим, в какой мере представительный
ОМСУ осуществляет свое предназначение.
Ответ на этот вопрос приводит к неутешительному
выводу о том, что назрело противоречие
между правовым статусом и реальным положением,
той ролью, которую выполняют местные
думы (Советы). Представительные органы
реализовывают свою главную функцию отражения
и аккумуляции интересов своих избирателей
не в полной мере и это, как правило, связано
с отсутствием механизма взаимодействия
депутатов и избирателей. Нередко роль
депутатов сводится к функции "машин
для голосования", к роли регистраторов
готовых проектов решений. В основе такой
ситуации лежит целый комплекс причин
и правового, и организационного, и финансового,
и кадрового, и исторического характера.
Стоит отметить, что
представительные органы местного самоуправления
зачастую чисто функционально не способны
играть ведущую роль в осуществлении муниципального
управления. Это связано прежде всего
с тем, что депутаты данных представительных
органов, еще в полной мере не осознали
всю значимость данного органа и объем
возложенных на него законодательством
полномочий. В настоящее время во многих
муниципальных образованиях у представительных
органов нет собственных аппаратов для
подготовки решений либо оценки решений,
предлагаемых исполнительной властью
муниципального образования. Решения
обычно готовятся в аппарате исполнительного
органа муниципальной власти, что, естественно,
увеличивает влияние данного органа и
существенно ослабляет позиции представительного
органа. Одним из существенных параметров
распределения властных полномочий между
исполнительными и представительными
органами местного самоуправления является
вопрос о субъекте определения структуры
органов местного самоуправления. Согласно
Конституции РФ структура органов местного
самоуправления определяется населением
самостоятельно (п. 1 ст. 131). Согласно ч.
1, 2 ст. 34 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ " структура органов местного самоуправления
закрепляется в уставе МО. В нее могут
входить органы, которые должны быть обязательно
образованы (представительный орган, глава
муниципального образования, местная
администрация), а также иные органы и
выборные должностные лица. Конкретизация
федеральных норм происходит в региональном
и местном законодательстве.
То, что представительные
органы занимают особое, ведущее положение
в системе местного самоуправления, подтверждается
следующим:
1) Конституция Российской Федерации и
Федеральный закон №131"Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ» прямо устанавливают наличие выборных
ОМСУ. В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции
РФ местное самоуправление осуществляется
гражданами через выборные и другие органы
местного самоуправления. Тем самым подчеркивается
приоритет представительных органов перед
другими.
2) представительные органы избираются
непосредственно самими жителями муниципального
образования и призваны выражать их волю
при решении возложенных
на них задач.
3) представительные органы наделены не
только собственными, но и исключительными
полномочиями, которые не могут осуществляться
никакими другими органами, что лишний
раз подчеркивает особенность их статуса
по сравнению с исполнительно-
Актуальным
вопросом для представительных органов
МСУ является их организационная самостоятельность.
Это касается необходимости повышения
правового статуса местных представительных
органов, что возможно при повышении самостоятельности
данных органов по отношению к исполнительным
органам местного самоуправления. Соответственно
необходима корректировка перечня полномочий
местных представительных органов, в том
числе находящихся у них в исключительном ведении.
Необходимо, прежде
всего, создать такую ситуацию, при которой
исключена была бы возможность неисполнения
представительными ОМСУ своих исключительных
полномочий, например принятие планов
и программ развития муниципального образования,
определение порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в муниципальной
собственности, осуществление контроля за
Необходимо
расширять практику пользования местных
дум и их депутатов теми правами, которые
им предоставляет действующее законодательство.
Это касается вопросов: контроля за деятельностью
ОМСУ и должностных лиц местного самоуправления;
принятия депутатских запросов; создания
депутатских центров в избирательных
округах и др.
И наконец, следует рассмотреть вопрос
о возможности внесения изменений и дополнений
в действующее законодательство на предмет
расширения полномочий представительных
органов. Таким образом, проблемы
повышения эффективности работы представительных
органов местного самоуправления находятся
в неразрывной связи с эффективностью
всей системы органов местного самоуправления
в целом. Недостатки в работе представительных
органов могут свести на нет все успехи
в работе исполнительных органов, и наоборот.
Поэтому эффективность местного самоуправления
напрямую зависит от взаимодействия, взаимопонимания
и слаженности в работе различных по полномочиям
органов самоуправления.4
3) Исключительная компетенция представительного
органа МО. В исключительной компетенции
представительного органа МО находятся:
- принятие устава муниципального образования
и внесение в него изменений и дополнений;
Глава 2. Структура и форма деятельности представительного органа
2.1. Структура представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления.
Структура представительного
органа местного самоуправления —
внутреннее строение органа, которое
по законодательству определяется населением
муниципального образования самостоятельно.
К структурным элементам
- руководящее звено (
- функционально-отраслевые подразделения (комиссии);
- территориальные структуры или политические фракции;
-рабочий аппарат.
а) разработка предложений для
рассмотрения на заседаниях представительного
органа;
г) контроль в пределах полномочий
представительного органа за деятельностью
городской администрации, ее структурных
территориальных подразделений, а
также за работой предприятий, учреждений
и организаций по выполнению решений
представительного органа.