Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:38, реферат
Образование – одна из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающая получение систематизированных знаний, умений навыков в целях их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим комплексом народного хозяйства России1.
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Государственное регулирование экономики социальной сферы»
На тему:
«Реформирование сферы образования в
РФ»
г. Дмитров,
2011 год
Образование – одна из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающая получение систематизированных знаний, умений навыков в целях их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим комплексом народного хозяйства России1.
На
сегодняшний день в сфере российского
образования непосредственно
Приказом Минобразования России от 11.02.2002 № 393 была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, которая взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие модернизации образования.
На сегодняшний день основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Основной задачей модернизации образования в Концепции ставится обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции определена цель модернизации образования, которая состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, для достижения которой должны быть решены следующие приоритетные задачи:
В Концепции отмечается, что отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран Европы и мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. В этой связи особое значение имеет участие России в процессе развития единого образовательного пространства Европейских стран, провозглашённого Болонской декларацией. В результате обсуждений, широко развернутых на конференциях и совещаниях, проведенных Министерством образования Российской Федерации в 2002-2003 г.г., было принято решение о подготовке к развертыванию Болонского процесса в России, а в 2003 году в Берлине Россия присоединилась к этому европейскому процессу.
Присоединение стран является добровольным, при этом страны обязаны соблюдать некоторые обязательства, ограниченные определенными сроками. К примеру: до 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Поэтому и российская система образования претерпела некоторые изменения, исключая такой уровень как специалист.
В
РФ еще в 2008 году несколько технических
ВУЗов объединились для внедрения
двухуровневой системы
Эти
уровни подразумевают отдельные
государственные
В скором времени вся образовательные деятельность в РФ будет осуществляться в соответствии с государственными стандартами третьего поколения, то есть, абитуриенты, поступившие в ВУЗы в 2011 году и в дальнейшем, смогут обучаться с последующей квалификацией бакалавриат, либо магистратура (по желанию самого учащегося).
11
ноября 2010 на заседании Президиума
Правительства РФ была
Планируется разработать и внедрить новые досуговые и образовательные программы на всех уровнях системы образования, а также новые информационные сервисы, системы и технологии обучения.
Согласно программе значительная часть государственных услуг в сфере образования будет предоставляться россиянам в электронном виде, будут внедрены процедуры независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов.
Государственная система образования в РФ
На современном этапе система высшего образования РФ включает в себя два сектора: государственный и негосударственный. Система высшего образования включает в себя образовательные учреждения различных типов: университеты и институты. Во всех перечисленных учреждениях осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации. Их дипломы дают право на занятие должностей, предусматривающих требование высшего образования. Также вузы имеют право вести научные и фундаментальные и прикладные исследования. Университет готовит специалистов, ведет научные исследования по широкому кругу специальностей и областей знания, а так же готовит научных работников и педагогов. В отличие от университета, институт имеет более узкую специализацию учебных заведений, готовящих специалистов «для определенной области профессиональной деятельности». Примерами являются Институт компьютерных систем, Московский государственный институт электроники и математики, Экономико-правовой институт2.
В ряду задач очередного этапа реформирования системы образования одно из ключевых мест занимает ее структурная перестройка.
Реформирование содержания образования и организационно- экономического механизма должно интенсифицировать процессы структурной перестройки, что позволит обеспечить:
Для этого необходимо:
Необходимо сформировать программу приоритетной поддержки ведущих вузов России, составляющих ее национальное достояние. Эта программа должна предусматривать развитие их кадрового и технического потенциала, в том числе за счет интеграции с профильными учреждениями Российской академии наук и федеральными научными центрами. Задача ведущих университетов - воспроизводство научной, культурной, управленческой и политической элиты страны, которая должна подкрепляться особым режимом финансирования этих вузов, имея в виду повышенный норматив финансирования в расчете на студента, выделение целевых средств на обновление материально-технической базы, полное финансирование общежитий из федерального бюджета. Состав ведущих вузов будет определяться на основе рейтингов по специальностям (направлениям подготовки).
Реформирование среднего образования
Кроме высшего образования, модернизацию претерпевает и среднее образование. Реформирование среднего (общего) образования началось с введения Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). ЕГЭ - это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях: