Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:21, доклад
По форме административно-территориального устройства КНР является централизованным унитарным государством, включающим в себя автономные национально-территориальные образования.
По форме административно-
В настоящее время территория КНР состоит из 23 провинций, 5 автономных районов, 4 городов центрального подчинения.
В свою очередь провинции и автономные районы делятся на автономные округа, автономные уезды и города; уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки; города центрального подчинения и крупные города делятся на районы и уезды; автономные округа — на уезды, автономные уезды и города. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии.
В соответствии с
Конституцией (ст. 31) в КНР могут
создаваться "особые
административные районы",
правовой статус которых определяется
специальными законами. Так, в 1997 году
в состав КНР был включен Сянган (Гонконг),
получивший статус "особого административного
района". Запланировано и в будущем
создание подобных новых административно-
декабре 1999 года статус "особого административного района"
должен получить
Аомынь (Макао), передача которого под
суверенитет КНР предусмотрена
соглашением между
Структура современного административного деления КНР закрепляется в Конституции (ст. 30). Изменения в территориальную организацию страны могут быть внесены только решениями
Всекитайского собрания
народных представителей или Государственного
совета КНР. Так, согласно Конституции,
образование провинций, автономных
районов и городов центрального
подчинения утверждается ВСНП. Вместе
с тем административно-
Система местных государственных органов
В соответствии со структурой
административно-
определяются в Конституции как органы государственной власти на местах (ст. 96) и местных народных правительств как исполнительных органов местных органов государственной власти — СНП, государственных административных органов на местах (ст. 105).
Правовой статус местных органов власти и управления определяется Конституцией (Глава III, раздел 5) и Законом об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств 1982 г. (в редакции 1995 г.).
Местные собрания народных представителей являются органами государственной власти на местах и рассматриваются как составная часть единой системы представительных учреждений,
возглавляемых ВСНП. Депутаты СНП уездов, городов (без районного деления), городских районов, волостей, национальных волостей и поселков избираются непосредственно населением, вышестоящие местные СНП (провинций, автономных районов и округов, городов центрального подчинения и городов с районным делением) избираются нижестоящими СНП.
К компетенции местных
СНП относится: обеспечение в
соответствующей
решений вышестоящих органов власти; рассмотрение и утверждение народнохозяйственных планов и бюджета для данной территории, а также отчетов об их исполнении; решение наиболее важных вопросов в политической, экономической и культурной
областях, в деятельности гражданской администрации и межнациональных отношениях; формирование ряда других местных органов; охрана социалистической собственности, поддержание общественного порядка, защита прав граждан, прав национальных меньшинств, обеспечение равенства мужчины и женщины и т. д.
Местные СНП также имеют право отменить или изменить ненадлежащие постановления местных правительств данного административного уровня. Осуществляя свои полномочия, местные СНП
принимают решения,
а СНП провинций, автономных районов
и городов центрального подчинения
вырабатывают местные установления,
о которых уведомляют Постоянный
комитет ВСНП и Государственный
совет КНР.
В компетенцию постоянных комитетов СНП входит руководство выборами депутатов в СНП соответствующей ступени, они созывают сессии местных СНП данной ступени, решают наиболее
важные вопросы
политической, экономической, культурной
и иных сфер деятельности, вопросы
в области межнациональных
жалобы и предложения населения, присваивают местные почетные звания.
В 1995 г. в КНР была проведена существенная реформа местных органов власти и, в частности, в волостном звене была введена должность председателей СНП волостей, национальных волостей и поселков (ранее функции этих должностей выполняли соответственно волостные старшины и поселковые старосты), что должно способствовать совершенствованию государственного механизма на низовом уровне и более четкому разделению полномочий между
органами власти и управления. Председатели СНП волостного звена и его заместители организуют работу депутатов в период между сессиями, поддерживают с ними постоянную связь, реализуют предложения, критические замечания и мнения населения. Местные СНП создают в качестве своих исполнительных органов, государственных административных органов на местах местные народные правительства. Законодательство устанавливает систему "двойного подчинения" местных правительств: с одной стороны, они ответственны перед избравшими их собраниями народных представителей, а с другой — перед вышестоящими народными правительствами. Все местные народные правительства как государственные административные органы находятся под единым руководством Государственного совета и ему подчиняются.
Местные народные правительства, реализуя решения местных СНП и их постоянных комитетов, а также вышестоящих органов государственной администрации, принимают необходимые
меры по выполнению
местных народнохозяйственных планов,
осуществляют всю административно-
Местные народные правительства,
как правило, имеют целую систему
своих рабочих органов и
очередь могут делиться на районы, в которых создаются управы, являющиеся делегированными органами народных правительств. В кварталах (микрорайонах) городских районов и городов, не имеющих районного деления, создаются квартальные
канцелярии — делегированные органы районных правительств, в задачи которых входит работа среди населения по поручению местных правительств, руководство работой комитетов населения, передача предложения населения в низовые органы государственного управления. На уровне кварталов функционируют организации самоуправления ("самодеятельные организации") —
комитеты городского и комитеты сельского населения по месту жительства, действующие под руководством создаваемых в них партячеек КПК. Эти организации, с одной стороны, решают все
местные вопросы самоуправления в данном квартале, а с другой — местные правительства возлагают на них некоторые административные функции, например, охраны общественного порядка, закупки зерна, набора в армию, помощи особо нуждающимся, разрешения возникающих между жителями споров, передачи предложений и пожеланий населения в народные правительства и т. д.
Что касается низового (волостного) звена, то состав правительства здесь невелик и включает в себя главу администрации (волостной старшина или поселковый староста), его заместителей
и ответственного секретаря, в необходимых случаях может создаваться небольшой аппарат сотрудников.
Районы национальной автономии
Создание автономии
для компактно проживающих
Главной особенностью национальной автономии в КНР является то, что она не обладает чертами национальной государственности и выступает лишь в качестве административной автономии, как неотъемлемой части унитарного государства. Вместе с тем национальная автономия рассматривается в КНР не только как основная форма решения национального вопроса, но и как
важнейший элемент политической системы страны.
Основными нормативно-правовыми актами, определяющими
формы национальной
автономии в Китае и статус
национальных автономных административно-
Районы национальной автономии создаются на территориях с компактным проживанием неханьских национальностей и включают в себя три вида автономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд. В КНР существует пять автономных районов (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский), 30 автономных
округов и более 120 автономных уездов. Все другие национальные меньшинства могут создавать внутри данного района свои автономные единицы соответствующей ступени или национальные во-
лости. Все районы национальной автономии являются неотъемлемыми частями КНР.
Решения об образовании районов национальной автономии,их разграничении и наименовании принимаются вышестоящими государственными органами вместе с соответствующими органами
автономий после "всесторонних
консультаций" с представителями
соответствующих
Органы районов национальной автономии (собрания народных представителей, их постоянные комитеты, местные народные правительства) наделены не только функциями обычных ор-
ганов власти и управления соответствующей ступени, но и явлются также органами самоуправления, которое осуществляется в
пределах, установленных Конституцией и законами, а также проводят в жизнь законы государства и политические установки с
учетом конкретных местных условий. Так, органы национальной автономии осуществляют экономическое строительство, принимают меры по регулированию общественных отношений, по рациональному использованию местных природных ресурсов и охране природы.
Информация о работе Система муниципального управления в Китае