Соотношений понятий «местное» и «Муниципальное» хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:34, курсовая работа

Описание

Экономические и финансовые ресурсы местного самоуправления недостаточны и не обеспечивают удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Практический опыт организации местного самоуправления невелик. Муниципальная власть остро нуждается в квалифицированных кадрах, способных эффективно управлять муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы в рыночной среде, разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе различные структуры, общественные объединения, все слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти.

Содержание

Введение 3
1 Соотношений понятий «местное» и «Муниципальное» хозяйство 5
2 Жилищно-коммунальный комплекс, его понятие и виды 7
3 Финансы муниципального образования 12
4 Обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов 15
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

инфраструктура.docx

— 108.71 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

   Введение                                                                                                                               3

1 Соотношений понятий «местное» и «Муниципальное» хозяйство     5

2 Жилищно-коммунальный комплекс, его понятие и виды      7

3 Финансы муниципального образования       12

4 Обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов  15

   Заключение           19

   Список использованных источников       20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Муниципальное управление — относительно новое явление в современной  России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.

Система муниципального управления, как и вся система местного самоуправления, находится в современной  России на стадии становления. Законодательная  база местного самоуправления пока несовершенна и во многом противоречива. 6 октября 2003 года был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. Практическая реализация закона проходит крайне сложно, а срок вступления его в силу (изначально — 1 января 2006 года) был отодвинут до 2009 года. В закон уже внесено множество изменений и дополнений, причем этот процесс продолжается. Принят также ряд других важных федеральных законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, в том числе новые Жилищный и Градостроительный кодексы РФ. Постоянно меняется земельное, налоговое и бюджетное законодательство.

Экономические и финансовые ресурсы  местного самоуправления недостаточны и не обеспечивают удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Практический опыт организации местного самоуправления невелик. Муниципальная  власть остро нуждается в квалифицированных  кадрах, способных эффективно управлять  муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и  учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы в рыночной среде, разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе  различные структуры, общественные объединения, все слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти.

Объектом муниципального управления является муниципальное образование  — населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъекта выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, — местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные жителями и действующие от их имени. Предмет муниципального управления — регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Муниципальное управление тесно связано  с системой государственного управления. Почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы власти, которые могут стать либо преградой на пути реализации государственной политики, либо ее мощным катализатором. Следовательно, не только муниципальные, но и государственные служащие должны разбираться в системе муниципального управления. Во многих сферах деятельности (жилищно-коммунальный комплекс, градостроительство, социальная сфера, общественная безопасность и тому подобные) задачи государственной и муниципальной политики тесно взаимосвязаны.

В России муниципальными образованиями  являются не только города, но и сельские поселения, административные районы и иные территории. Муниципальное управление в городской и в сельской местности имеет существенные различия.

В научном смысле муниципальное  управление можно рассматривать  как составную часть общей  науки об управлении в сложных  социально-экономических системах и одновременно как составную часть муниципальной науки о местном самоуправлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Соотношение понятий «местное» и «муниципальное»

   хозяйство

В основе развития местного сообщества лежат экономические процессы, поэтому  экономическую деятельность местного сообщества можно описать через понятие «местное хозяйство».

Термин «местное хозяйство» имеет  различные толкования. Под местным  хозяйством одни понимают совокупность различных предприятий, расположенных в данной местности (городе, районе). В этом смысле местное хозяйство (или чаще говорят местная промышленность), рассматривается как часть народного хозяйства. Другие отождествляют с местным хозяйством предприятия коммунального хозяйства, то есть. предприятия, обслуживающие население местного сообщества. Третьи трактуют местное хозяйство как деятельность местных органов власти и местного самоуправления, направленную на удовлетворение потребностей в благоустройстве. Последнее определение наиболее существенно для выяснения предмета научной дисциплины. [13, c. 47]

Городское управление по уполномочию  города и с разрешения правительства выполняет задачи общественной власти, осуществляет распоряжение хозяйственными средствами и называется муниципалитетом, а его деятельность — муниципальным хозяйством. Этот последний термин подчеркивает все конструктивное и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины, ее существенные признаки и присущие ей специальные задачи.

С принятием закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (1995) появились понятия «муниципальное образование» как официальное правовое определение статуса населенной территории/местного сообщества, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, и «муниципальная собственность» — собственность муниципального образования. [13, c. 47]

До настоящего момента  ни местное  хозяйство, ни муниципальное хозяйство  как научные понятия не различаются ни в экономической, ни в правовой литературе. Следует заметить, что эти понятия не идентичны, поскольку выделение объектов муниципальной собственности отнюдь не означает, что местное хозяйство можно свести к деятельности предприятий только муниципальной собственности.

Необходимо также отличить местное  хозяйство от коммунального хозяйства, которое традиционно ассоциируется  с коммунальными службами, пользованием землей, содержанием жилищного фонда, пожарным делом, уходом за улицами, городским транспортом.

Чтобы дать правильное определение  понятия, необходимо указать на наиболее существенные признаки, составляющие содержание этого понятия. Местное хозяйство есть прежде всего хозяйственная деятельность, — процесс, связанный с преобразованием материальной среды, местных ресурсов. Субъектами местного хозяйства выступают домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления, представительства от местного населения в виде различного рода общественных или профессиональных организаций. Цель хозяйства — благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества. С учетом изложенного, определение местного хозяйства можно представить как «деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно предпринимательством и торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней ... коллектива. Изложенная формула несколько громоздка, но она включает в себя все существенные признаки муниципального хозяйства, указывая на субъект, объект, средства и цели». [13, с. 50]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Жилищно-коммунальный комплекс, его понятие и виды

Важнейшей и самой крупной составной  частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного и коммунального хозяйства.

Жилищное хозяйство включает в  себя жилые и нежилые здания с  сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:

  1. системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;
  2. общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т. п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства. [10, с. 122]

 

 

Рисунок 1 - Состав жилищно-коммунального комплекса

 

Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство  включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

Жилищный фонд представляет собой  совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города. [10, с. 122]

Обычный жилой дом является сложным  инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т. п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться  как в отдельных зданиях, так  и на первых этажах жилых домов, где  чаще всего размещаются предприятия  торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство — одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период. [10, с. 122]

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Еще одна проблема — неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих из них действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного. [10, с. 123]

Водоснабжение может осуществляться из открытых водоемов и из подземных  водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения. Объем стоков, попадающих в эту  систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную  сеть попадает и холодная, и горячая  вода. Система водоотведения состоит  из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений для санитарной очистки сточных вод и сброса их в водоемы.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и  горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона в значительной мере зависит от климатических условий. [10, с. 123]

Источниками тепловой энергии для  нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения — химводоочистки. [10, с. 123]

Информация о работе Соотношений понятий «местное» и «Муниципальное» хозяйство