Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:41, контрольная работа
Опыт современного государственного устройства в России показывает, что необходимым условием подлинного и эффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является учреждение и значительное повышение статуса судебной власти, осуществляемой конституционными (уставными) судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, наделенными широкими полномочиями в сфере обеспечения соблюдения конституционной законности.
Установленная Конституцией (ст. 10) самостоятельность судебной власти выражается в том, что она осуществляется судами независимо от других государственных органов, имеет несовпадающие с ними задачи, реализуется в присущих именно судебной власти организационных и процедурных формах.
Самостоятельность судебной власти в соответствии с законом исключает подчиненность судов какому-либо внешнему руководству. Судебные акты могут быть изменены или отменены лишь вышестоящими судами в установленном федеральным законом процессуальном порядке, но не требуют согласования и утверждения со стороны иных государственных органов. Вступивший в законную силу приговор суда приобретает значение закона по данному делу.
Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее материальная основа — система судебных органов — создается по решению законодательной власти. Формируются суды в основном структурами исполнительной власти, но действуют они независимо от законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем самостоятельность судебной власти не должна пониматься как возможность противостояния органам законодательной и исполнительной власти, обособленности от них.
Самостоятельность
имеет и внутрисистемное
Нормативное наполнение содержания конституционного принципа самостоятельности судебной власти постоянно совершенствуется, постепенно приобретает более глубокое и разностороннее наполнение с принятием нового законодательства о полномочиях и обязанностей судов, правовом содержании гарантий статуса судей, функций органов судейского сообщества. К числу нормативных актов этого направления развития законодательной базы судоустройства следует отнести Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 09.11.2009 № 246-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о дисциплинарной ответственности судей». Этим же целям служит принятие Федерального конституционного закона от 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии».
Обеспечение доступа к информации о деятельности судов позволит получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практике. Э го должно способствовать преодолению правового нигилизма.
В силу принципа самостоятельности судебной власти суды не делят функции организации осуществления правосудия с иными государственными органами. Присущий судебной власти признак самостоятельности предполагает возможность решения вопросов самоорганизации внутри судебной системы органами, созданными этой властью и состоящими из ее представителей. В связи с этим особое значение приобретает функционирование таких органов и структур, как пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, президиумы вышестоящих судов,
Судебный департамент при Верховном Суде РФ, органы судейского сообщества, советы судей и квалификационные коллегии. Названные центры и структурные образования, призванные обеспечивать организационную инфраструктуру судебной власти, формируют комплекс самоуправления ее органов вне сферы реализации полномочий законодательной и исполнительной власти.
Одним из проявлений самостоятельности судебной власти Закон о судебной системе рассматривает предоставление судам права контроля за законностью деятельности представительных органов государственной власти, за соответствием принимаемых ими нормативных актов Конституции (ч. 3 ст. 5). Суд — единственный орган государственной власти, который наделяется Конституцией и Законом о судебной системе правом устанавливать при рассмотрении конкретного судебного дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно акта должностного лица Конституции, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ. Эта проверка является формой контроля за содержанием подзаконных актов, их соответствия закону. При наличии противоречия законов суду предоставляется право принимать решения в соответствии с правовыми положениями акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления, никакое должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Суд — единственный орган власти, уполномоченный в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях и административного правонарушения, применить к нему меру уголовного или административного наказания либо разрешить правовой спор между гражданами, между юридическими и физическими лицами.
Подзаконностъ судебной власти находит свое выражение не только в том, что суды и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам (ч. 2 ст. 15, ст. 120 Конституции), но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы (ч. 1 ст. 3 Закона о статусе судей). Компетенцию определенного суда и определенную для него форму судопроизводства устанавливает только закон.
Конституция определяет основные формы реализации полномочий судебной власти. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Осуществление арбитражного судопроизводства предусматривается Законом об арбитражных судах. Таким образом, осуществление судебной власти посредством судопроизводства является существенным признаком подзаконности судебной власти.
Характерная особенность судебной власти состоит в полном регулировании ее функций и деятельности судебных органов процессуальным законом. Всеобъемлющее регулирование процессуальной формы всех судебных действий, процедуры принятия судебных решений и документов лежит в основе законодательства о судопроизводстве и само по себе представляет юридическую ценность. Соблюдение процессуального порядка призвано обеспечить законность всей судебной деятельности, исключить субъективизм, является условием вынесения обоснованных и справедливых решений.
Основу
процессуального порядка
Несоблюдение норм законодательства о судопроизводстве, процессуальные правонарушения влекут за собой меры процессуального воздействия в виде отмены или изменения судебных актов, в случае систематических и явных нарушений — постановку вопроса о прекращении судейских полномочий конкретного судьи, а при вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта — привлечение его к уголовной ответственности (ст. 305 УК).
Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции ее органов, ее объемом, окончательностью решений, принимаемых органами судебной власти, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц. Эти решения, требования и распоряжения судей подлежат безусловному исполнению на всей территории России.
Информация,
документы и их копии, необходимые
для осуществления правосудия, должны
предоставляться по требованию судей
безвозмездно и незамедлительно
всеми организациями и
Судебная власть наделяется не только полномочиями контроля за конституционностью актов законодательной власти, вынесения решений о несоответствии иных нормативных актов федеральным законам вплоть до проверки законности и обоснованности решений и действий должностных лиц орх'анов исполнительной власти и местного самоуправления (ст. 46 Конституции), но и возможностью, используя право законодательной инициативы, в определенных пределах влиять на законотворческий процесс и практику ведомственного правотворчества.
В процессе осуществления правосудия и иных функций судебной власти суды всегда решают задачи уяснения и толкования правовых норм. Результаты этого толкования не могут считаться самостоятельными источниками права. По в судебной практике нередко возникают сложные правовые ситуации, которые не предусмотрены действующим законодательством. Обобщение этих случаев требует выработки принципиальных правоприменительных решений, соответствующих содержанию и смыслу действующего закона. Эта функция реализуется в значительной мере пленумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которым Конституция предоставила право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126, 127).
Содержащиеся
в названных разъяснениях правоположе-
ния носят подзаконный
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только государственными судами, образуемыми и действующими в соответствии с установлениями Конституции и федеральными конституционными законами.
Суды как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией и Законом о судебной системе. Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей и т.п.
Судебной властью наделяются только государственные органы, учрежденные в соответствии с Конституцией и названным Законом. Соблюдение установленного законом порядка образования судебного органа является условием его легитимности. Законом о судебной системе предусмотрен специальный законодательный порядок создания и упразднения судов как государственных органов судебной власти (ст. 17). Так, высшие судебные органы Российской Федерации — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ — создаются в соответствии с Конституцией и могут быть упразднены только путем внесения в нее поправок. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Суды субъектов РФ (должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ) создаются и упраздняются законами субъектов РФ.
Комплекс
полномочий по образованию судов
как органов судебной власти включает
такие характеристики, как: а) конституционное
определение компетенции по установлению
законодательных основ их формирования;
б) учреждение их системы; в) установление
процедуры образования; г) гарантии самостоятельности
и независимости от иных отраслей государственной
власти; д) круг полномочий, особенности
организации деятельности. По всем названным
вопросам Конституцией даются различные
указания и предписания. По вопросам создания
судов Конституция содержит важное положение,
прямо относящееся к данной проблеме,
— это категорический запрет на создание
чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118).
петенции Российской Федерации. Согласно п. «I Конституции к ведению Российской Федерации отж установление системы федеральных органов судебной вл ти, порядка их организации и деятельности. В сферу компе тенции Российской Федерации входит также судоустройство (п. «о» ст. 71 Конституции), понимаемое не только как совокупность законодательных актов, регулирующих образование, организацию и деятельность судов, непосредственно осуществляющих правосудие, но и как сложная система правовых и организационных институтов, обеспечивающих деятельность судов.
Создание Конституцией высших судов судебной системы закреплено в гл. 7 «Судебная власть», где указаны общие полномочия и определено место в судебной иерархии Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Компетенция, порядок образования и деятельности указанных судов определяются Конституцией (ст. 128), федеральным конституционным законодательством. Порядок образования иных федеральных судов, в частности судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражных судов, может быть установлен исключительно федеральными законами и не входит в компетенцию субъектов РФ.