ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИИ.
§1. Понятие и
система местного самоуправления в
России………………………...….3
§2. Принципы местного
самоуправления………………………………………………..5
§3. Функции местного
самоуправления………………………………………………….7
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО
ПРАВОВЫЕ АКТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
КАК ПРЕДМЕТ ПРАВООХРАНЫ
§1. Нормативно-правовые
акты федерального уровня………………………………….8
- Нормы конституции
российской федерации о местном
самоуправлении………………………………………………..…………………………..9
- Федеральные
законы и подзаконные нормативно-правовые
акты…………………..12
§2. Нормативные
правовые акты субъектов российской
федерации……………...…..14
§3. Нормативные
правовые акты, принимаемые в системе
местного самоуправления……………………………………………………………………………16
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ
МСУ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНЫ И
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОВД……………………………………………………...…….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..……………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…..27
ВВЕДЕНИЕ
Организация
местного самоуправления входит в круг
фундаментальных проблем, функционирования
демократического общества и государства.
Процессы реформирования всех сторон
общественной жизни в современной России
проходят в условиях кардинальных изменений
гражданского сознания, когда демократические
формы организации жизни общества сталкиваются
с консервативными устремлениями к упрощенному
пониманию отношения человека и общества,
гражданина и государства. Анализ природы
местной власти позволяет сделать вывод
о том, что в ней одновременно сочетаются
два начала: общественное и государственное.
Правильное осознание особенностей местной
власти и механизма ее взаимодействия
с государственной властью позволяет
органам местного самоуправления эффективно
осуществлять свою деятельность. Особую
актуальность данной проблемы на современном
этапе придают следующие обстоятельства:
- необходимость преодоления существующей
политической напряженности в обществе,
возникающей все чаще на почве противоречий
между политикой центра и интересами регионов,
на почве неэффективности существующей
системы политической власти, в рамках
которой крайне принижена роль местных
управленческих структур. Сильные органы
местного самоуправления послужат гарантом
от разрушительных потрясений в обозримом
будущем, позволят создать стабильную
демократическую общественно-политическую
ситуацию в обществе;
- потребность в развитой органов правоохраны
в субъектах Российской Федерации. Этого
требует и быстрый рост экономического
влияния регионов, и острая необходимость
решения многих региональных проблем,
и важность эффективных межрегиональных
связей. Разработка и осуществление такой
политики возможны только при широких
полномочиях муниципальных органов власти,
осуществление ими правоохраны, а также
их взаимодействия с органами внутренних
дел;
- острота проблемы укрепления российской
государственности,
и роли местного самоуправления в системе
правоохраны.
Демократическая система власти способна
сохранить централизованное
государство такой сложной структуры,
какую имеет Россия, лишь при
наличии в своем фундаменте близких к
населению территориальных
структур управления;
Понятие местного самоуправления, система
его органов, связь этих органов с населением
и центральными органами власти, правоохранительными
органами исследовали еще русские правоведы
начала XX века. А.Д.Градовский, И.И.Евстихиев,
Н.И.Лазаревский, М.И.Свешников и др. Одни
русские юристы определяли самоуправление
как новую форму администрации, заключающуюся
в свободном участии народа в заведовании
делами, в вверенными местным административным
органам.
Цель контрольной
работы состоит в исследовании компетенции
органов местного самоуправления в сфере
правоохраны, и рассмотрение нормативно
правовых основ местного самоуправления
как органа правоохраны. В соответствии
с указанной целью поставлены и решаются
следующие задачи:
* обоснование исторических предпосылок
формирования модели местного самоуправления
в России;
* выявление нормативно правовых актов
местного самоуправления как предмета
правоохраны;
* раскрытие и обоснование путей формирования
современной модели местного самоуправления.
ГЛАВА
1. Общая характеристика
местного самоуправления
в России
Конституция
Российской Федерации (ст. 12) закрепляет
один из важнейших элементов основ
конституционного строя - местное самоуправление,
которое выступает самостоятельной
формой осуществления народом принадлежащей
ему власти.
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
(п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять
свою власть не только через органы
государственной власти и непосредственно,
но и через органы местного самоуправления.
Тем самым на конституционном
уровне впервые закреплено существование
независимой от государства системы
власти народа для решения вопросов
местного значения. Именно такой подход
к содержанию властных полномочий органов
местного самоуправления отражает ст.
130 (п. 1) Конституции Российской Федерации:
«Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью».
Федеральный закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
от 12 августа 1995 г. определяет местное
самоуправление как признаваемую и
гарантируемую Конституцией России
самостоятельную деятельность населения
по решению непосредственно или
через органы местного самоуправления
вопросов местного значения, исходя из
интересов населения, его исторических
и иных местных традиций. Приведенные
выше формулировки позволяют сделать
вывод о том, что основная цель организации
местного самоуправления -широкое привлечение
местного населения к самостоятельному
решению вопросов местного значения, преодоление
сложившейся в годы Советской власти традиции
решения всех без исключения вопросов
только государственными структурами,
ликвидация фактического отчуждения народных
масс от повседневного осуществления
своей воли и интересов.
Институт местного самоуправления является
демократичным, т.к. вовлекает граждан
в управление делами общества. В Конституции
РФ впервые закреплены нормы, касающиеся
народовластия и местного самоуправления.
Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ закрепляет
принципиальное положение о том, что многонациональный
народ является единственным источником
власти в России. А в ч. 2 ст. 3 Конституции
РФ говорится о том, что осуществление
народовластия происходит в различных
формах - непосредственно, через органы
государственной власти, через органы
местного самоуправления. В тексте Конституции
РФ неоднократно упоминается о местном
самоуправлении (ст. 18, ч. 2 ст. 24, СТ.32, ст.
33) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская
газета" от 25 декабря 1993 года;
Следует отметить, что современная организация
местного самоуправления создается в
нашей стране не на пустом месте. Впервые
местное самоуправление было сформировано
в ходе реализации городских реформ Петра
1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского
самоуправления были закреплены в Грамоте
Екатерины II на права и выгоды городам
Российской империи (1785 г.) и получили свое
дальнейшее развитие в Городовом положении
1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся
традиционно в России на уровне сельских
общин, получило законодательное оформление
при проведении земской реформы. В Положении
о губернских и уездных земских учреждениях
(1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась
идея решения населением многих задач
губернского и уездного значения. К сожалению,
местное самоуправление не было создано
на низовом уровне -- волости, а потому
не достигло в конечном итоге своей цели.
Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие
полновластие Советов на всех уровнях,
вплоть до села и поселка, разрушили, по
существу, систему Российского самоуправления.
И лишь в июле 1993 г. с принятием закона
«О местном самоуправлении в Российской
Федерации» стали складываться правовые
основы современного механизма самоуправления.
Они были дополнены положениями указа
Президента России от 22 декабря 1993 г. «О
гарантиях местного самоуправления в
Российской Федерации». Местное самоуправление
в России, его система, принципы организации
и деятельности должны формироваться
в соответствии с Конституцией РФ, федеральным
законом, призванным установить общие
принципы организации системы органов
местного самоуправления, что в соответствии
с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относится
к совместному ведению Российской Федерации
и ее субъектов.
Существенный вклад в возрождение местного
самоуправления, регламентацию его сущности,
организационных форм и полномочий внесла
Конституция России 1993 г. и принятый в
развитие ее норм Федеральный закон от
28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации».
Указанный закон определил, прежде всего,
систему местного самоуправления в России.
Такая система включает в себя, на наш
взгляд, законодательную регламентацию
и практическое осуществление Федеральный
закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред.
ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002
г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от
28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;:
- территориальных
пределов местного самоуправления, его
разновидностей;
- механизма
местного самоуправления;
- основных
принципов местного самоуправления;
- полномочий
органов и должностных лиц местного самоуправления;
- гарантий
осуществления местного самоуправления.
- Принципиальным
положением Федерального закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления»
является указание на то, что его система
базируется на территориальной основе,
в пределах территорий муниципальных
образовании. Под муниципальными образованиями
Закон (ст. 1) понимает городское, сельское
поселение, несколько поселений, объединенных
общей территорией, часть поселения, иная
населенная территория, в пределах которых
осуществляется местное самоуправление,
имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления. Одновременно закон указывает
на основные разновидности субъектов
местного самоуправления. Ими могут быть:
- городские
и сельские поселения;
- части указанных
поселений (районы городов, микрорайоны,
- кварталы,
улицы и т. п.);
- совокупности
поселений, объединяемых общей территорией(районы,
уезды, сельские округа -- волости, сельсоветы
и т. д.).
Именно эти перечисленные виды территорий,
отличающиеся во многом от официальных,
административно-территориальных, образований,
призваны способствовать населению в
решении многообразных вопросов местного
значения. Закон (ст. 1) устанавливает, что
к такого рода вопросам относятся вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности
населения соответствующего муниципального
образования. Понятно, что подобные вопросы
могут быть решены как в рамках городов,
районов, населенных пунктов, так и внутри
и вне пределов этих территорий, но в складывающихся
муниципальных образованиях Авакъян С.А.
Местное самоуправление в Российской
Федерации: концепции и решения нового
закона // Весник МГУ . Серия 11. Право. 1996.
- №2. - С. 59..
Принципы местного
самоуправления - это основополагающие
начала и идеи, лежащие в основе
организации и функционирования
местного самоуправления Абрамов В.А.
Местное самоуправление: идея и опыт
//Социс. 1997. - №1.- С. 115..
1. Самостоятельность
решения населением всех вопросов
местного значения.
В ст. 12 Конституции РФ гарантируется,
что местное самоуправление в пределах
свих полномочий самостоятельно. Это значит,
что органы местного самоуправления наделяются
компетенцией, принадлежащей только им,
свободны в осуществлении своих полномочий
и несут за это ответственность. Никто
не вправе вмешиваться в решения вопросов
субъектами местного самоуправления,
утверждать отменять или приостанавливать
их решения, если они приняты в рамках
закона.
Принцип самостоятельности местного самоуправления
находит свое выражение также в ч. 1 ст.
130, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ.
Вместе с тем самостоятельность местного
самоуправления ограничивается лишь вопросами
собственного ведения. В соответствии
с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ реализация
государственных полномочий, переданных
органам местного самоуправления, подконтрольна
государству.
2. Организационное
обособление местного самоуправления
в системе управления обществом
& государством. Конституция РФ впервые
закрепила принципиальное положение о
том, что органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной
власти (ст. 12). Это также означает, что
местное самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно. В то же время
органы местного самоуправления могут
наделяться отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых
для их осуществления материальных и финансовых
средств (ч. 2 ст. 132 Конституция РФ) Аникин
Л.С. Местного самоуправления и власть
в постсоветской России. // Философия и
власти. - Саратов. - 1996. - С. 109. Конечно, деятельность
органов местного самоуправления, будучи
инициативной и самостоятельной, не является
абсолютно независимой и обособленной
от деятельности государственных органов.
Ведь создание органов местного самоуправления
и их функции определены актами органов
государственной власти и они действуют
в рамках общегосударственной политики.
3. Многообразие
организационных форм осуществления
местного самоуправления. Как уже отмечалось,
установление общих принципов организации
местного самоуправления относится к
совместному ведению Российской Федерации
и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). В
самих субъектах РФ закрепляются с учетом
исторических и иных местных традиций
организационные основы и различные формы
осуществления местного самоуправления
(ч. 1 ст. 131 Конституции РФ). Кроме того,
ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает,
что местное самоуправление осуществляется
гражданами через различные формы прямого
волеизъявления, а также через выборные
и другие органы местного самоуправления.
4. Соразмерность
полномочий местного самоуправления
материально-финансовым ресурсам. Для
осуществления своих функций и полномочий
местное самоуправление должно иметь
право на достаточные материально-финансовые
средства. Реальность и эффективность
местного самоуправления определяются
прежде всего материально-финансовыми
ресурсами, имеющимися в распоряжении
местного самоуправления Бялкина Т.М.
О системности законодательного регулирования
местного самоуправления//Журнал российского
права № 4 - 2002 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное
право России. - М., 2000. - С. 183..
В Конституции
условия местного свое выражение:
-в признании и равной правовой защите
наряду с другими формами собственности
муниципальной собственности (ст. 8):
-в праве органов местного самоуправления
самостоятельно управлять муниципальной
собственностью (ч. 1 ст. 130) Федеральный
закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред.
ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2002 //СЗ РФ от 25 марта 2002
г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от
28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506;;
- в праве органов местного самоуправления
самостоятельно формировать, утверждать
и исполнять местный бюджет, устанавливать
местные налоги и сборы (ч.1 ст. 132) Конституция
РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская газета"
от 25 декабря 1993 года;.
При наделении органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями
им в СО РФ определяются экономические
самоуправления, которые находят в соответствии
с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ должны передаваться
необходимые для их осуществления материальные
и финансовые средства.
В проекте федерального закона РФ "Об
общих принципах местного самоуправления
в РФ", наряду с вышеуказанными, закрепляются
такие основные принципы: соблюдение прав
и свобод человека и гражданина; ответственность
органов и должностных лиц местного самоуправления
перед местным сообществом; государственная
гарантия местного самоуправления.
Под функциями
местного самоуправления понимается то,
что характеризует основные направления
муниципальной деятельности. Эти
функции обусловлены природой местного
самоуправления, его принципами, теми
целями и задачами, к достижению
которых стремится .местное самоуправление.
Перечень полномочий местного самоуправления
позволяет выделить следующие его основные
функции.