Территориальное общественное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 05:42, контрольная работа

Описание

Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление1" (ТОС) в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Содержание

Введение
Глава I. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления
Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления
Организации территориального местного самоуправления
Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления
1.4 Взаимоотношения органов государственной власти,
органов местного самоуправления и органов территориального
общественного самоуправления, гарантии деятельности
территориального общественного самоуправления
Основные источники права о ТОС
Глава II. Проблемы территориального общественного самоуправления
2.1 О проблемах разграничения полномочий между субъектами права по вопросу о ТОС
2.2 О причинах возникновения данной проблемы
Глава III. Современное положение ТОС в субъектах РФ
3.1 Положение ТОС в субъектах РФ
3.2 Территориальное общественное самоуправление в г. Орске
Заключение
Список использованной литературы и материалов

Работа состоит из  1 файл

территориальное общественное самоуправление.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

     - пункта "н" статьи 72, относит  к совместному ведению Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

     Таким образом, конституционные нормы  обосновывают подход к переурегулированию федеральным законом и законом  субъекта Российской Федерации (каждый в своей части) положений и норм территориального общественного самоуправления.

     В связи с предложенной методикой  положения и нормы указанных  статей должны переурегулироваться:

     статья 80 (система ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к концептуальным основам ТОС;

     статья 81 (общие собрания, сходы граждан) - федеральным законом, как относящаяся  по смыслу и содержанию к конституционному праву граждан собираться и проводить  собрания (статья 31 Конституции);

     статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется их уставами) - федеральным законом, как относящаяся к полномочиям общественного объединения, установленным Федеральным законом "Об общественных объединениях" (пункт 4 статьи 20) и, следовательно, относящую орган ТОС к общественному объединению;

     статья 82 в части пункта 1 (о выборах  органов ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к механизму  реализации (вопросы учреждения) конституционного права граждан на объединение;

     статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления) и положений пункта 2 - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;

     статья 84 (экономическая деятельность органа ТОС) и статья 85 (финансовые ресурсы  органов ТОС) - федеральным законом, как установленными для общественных объединений в соответствии со статьями 30, 31, 36, 37 Федерального закона "Об общественных объединениях";

     статья 86 (взаимоотношения органов ТОС  с органами местного самоуправления) - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом '"н'" статьи 72 Конституции, а как  общий принцип - федеральным законом;

     статья 96 (гарантии прав органов ТОС) - федеральным законом по основаниям пункта "в" статьи 71 Конституции и (дополнительные гарантии) законом субъекта Российской Федерации по основаниям пункта "б" статьи 72 Конституции.

     Целесообразно было бы определить, что законодательство о территориальном общественном самоуправлении состоит из норм Конституции Российской Федерации о праве граждан на собрания и на объединения, соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     В настоящее же время сохраняется  законодательное противоречие, когда ст.27 Закона в первом абзаце закрепляет конституционное право граждан на ТОС, а во втором абзаце ограничивает эти права возможными актами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. 

     2.2 О причинах возникновения данной проблемы. 

     Как отмечают исследователи: Федеральный законодатель в 1995 году, когда устанавливал подобное регулирование, предполагал, что законодатель субъекта рецептирует в своем законодательстве региональном в части, касающейся ТОС, нормы 80-86 статей Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении» 1991 года, в части не противоречащей Конституции и действующей системе права.

     На  практике это на самом деле не произошло  по той простой причине, что закон 1991 года, создавался на совершенно иной конституционно-правовой основе и в  значительной степени уже даже к 1995 году устарел. Таким образом, региональный законодатель в условиях явной недостаточности норм регулирования, заложенной в федеральном законе, установил достаточно широкий правовой предел регулирования ТОСов.

     Так или иначе, но к настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации специальные законы об общественном территориальном самоуправлении уже приняты или разрабатываются. В некоторых субъектах Федерации вопросы организации общественного территориального самоуправления решаются законами о местном самоуправлении. При этом в переработанном виде, применительно к условиям времени, в них, как правило, воспроизводятся нормы статей 80-86 Закона "О местном самоуправлении". Таковым, например, является Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», копирующий положение федерального закона «Об общих принципах…» и фиксирующий, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется законами Республики Татарстан и актами органов местного самоуправления (ст.19). Московская городская Дума, как субъект Федерации, приняла Закон «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» еще в июле 1996 года. Это был первый документ в России на уровне субъекта Федерации.

 

      Глава III. Современное положение ТОС в субъектах РФ.

 

     3.1 Положение ТОС в субъектах РФ 

     Бурное  нормотворчество на уровне субъектов  Российской Федерации в вопросах урегулирования правового положения  ТОС привело к множеству противоречий по отношению к Федеральным нормам. В отдельных субъектах не учитывалось мнения населения местного самоуправления, в других ущемлялись права. За период с момента принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» до начала 2003 года в Верховном суде РФ и Конституционном суде РФ рассматривались десятки дел о противоречии местного законодательства федеральному и о их конституционности. В частности можно выделить:

     - Постановление Конституционного  Суда РФ от 15 января 1998 г. N 3-П "По  делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми";

     - Определение СК Верховного Суда  РФ от 21 апреля 2000 г. по делу N 74-Г00-З Об отмене решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 23 февраля 2000 г. и дополнительного решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 14 марта 2000 г.

     - Решение СК по гражданским  делам Московского городского  суда от 17 декабря 2001 г. О признании абзаца 2 п.1 ст.28 Закона г. Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.19

     Причины таких «коллизий» все те же, во-первых, – неоднозначность норм ст.27 Закона, во-вторых, их явное противоречие конституционным  нормам.

     Но  вернемся к рассмотрению современных  источников правового регулирования  ТОС.

     Еще один источник, в котором могут быть затронуты полномочия органов территориального общественного самоуправления– специальные договоры и соглашения.

     Органы  ТОС и вышестоящие органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы. Так, если характер взаимодействия в определенной сфере требует детального определения прав, обязанностей и ответственности, а также связан с выделением материально-финансовых средств, предпочтительной формой взаимодействия является договор. Такие договоры и соглашения подписываются главами органов, но в ряде случаев, установленных законом, вступают в силу только после утверждения со стороны представительных органов власти и после их официального опубликования в средствах массовой информации. 

     3.2 Территориальное  общественное самоуправление  в г. Орске 

     Согласно  уставу города20 Орск можно выделить структуру и компетенции ТОС этого муниципального образования:

     Статья 15.: Территориальное общественное самоуправление

     1. Под территориальным общественным  самоуправлением понимается самоорганизация  граждан по месту их жительства  на части территории города  Орска для самостоятельного и  под свою ответственность осуществления  собственных инициатив по вопросам местного значения.

     Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются городским Советом  по предложению населения, проживающего на данной территории города Орска.

     2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями города Орска посредством проведения собраний и конференций жителей, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

     3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд жилого многоквартирного дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

     4. Органы территориального общественного  самоуправления избираются на  собраниях или конференциях граждан,  проживающих на соответствующей  территории.

     5. Территориальное общественное самоуправление  считается учрежденным с момента  регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления города Орска. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами городского Совета. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

     6. Собрание граждан по вопросам  организации и осуществления  территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

     Конференция граждан по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

     7. К исключительным полномочиям  собрания, конференции граждан, осуществляющих  территориальное общественное самоуправление, относятся:

     1) установление структуры органов  территориального общественного  самоуправления;

     2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

     3) избрание органов территориального  общественного самоуправления;

     4) определение основных направлений  деятельности территориального  общественного самоуправления;

     5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

     6) рассмотрение и утверждение отчетов  о деятельности органов территориального  общественного самоуправления.

     8. Органы территориального общественного  самоуправления:

     1) представляют интересы населения,  проживающего на соответствующей  территории;

     2) обеспечивают исполнение решений,  принятых на собраниях и конференциях  граждан;

     3) могут осуществлять хозяйственную  деятельность по содержанию жилищного  фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

     4) вправе вносить в органы местного  самоуправления города Орска  проекты правовых актов, подлежащие  обязательному рассмотрению этими  органами и должностными лицами органов местного самоуправления города Орска, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Информация о работе Территориальное общественное самоуправление