Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 04:20, реферат
Создание эффективной модели местного самоуправления предполагает осуществление децентрализации власти с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Только это сделает систему управления наиболее пригодной для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических перемен.
Курсовая работа
Взаимодействие местного самоуправления и государственной власти с учетом их особенностей в Российской Федерации
Введение
В российской истории накоплен богатый и разнообразный опыт по организации местного самоуправления, а также по его теоретическому осмыслению. Традиции самоуправления развивались в различных формах на протяжении веков. Это - историческая база, на которую следует опираться в сегодняшней работе по созданию органов местного самоуправления.
Создание эффективной модели местного самоуправления предполагает осуществление децентрализации власти с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Только это сделает систему управления наиболее пригодной для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических перемен.
Для повышения эффективности
работы органов государственной
власти и городского самоуправления
необходима активизация темпов формирования
гражданского общества, укрепления режима
законности, повышение степени социальной
активности населения. Поэтому исследование
роли государства в процессе становления
и развития институтов гражданского
общества и наоборот - гражданского
общества как предпосылки зрелого
правового государства
Помимо научной актуальности проблемы состояние историографии вопроса также сказалось на выборе темы исследования.
В дореволюционной общественной науке конца XIX — начала ХХ веков зародилось научное направление, ставившее своей основной задачей изучение местного самоуправления как правового феномена различных исторических эпох. Однако в большинстве работы современников являлись лишь накоплением и обобщением фактов по деятельности различных структур местных общественных, городских и земских форм самоуправления. Особую группу составляют труды русских и зарубежных государствоведов прошлого и начала нынешнего века, исследовавших политико-правовую природу местного самоуправления. Следует особо выделить работы Н.Н.Алексеева, А.Д.Градовского, А.А.Кизеветтера, Н.М.Коркунова, Н.И.Лазаревского, и др.
Большое внимание общетеоретическим основам местного самоуправления, как российского, так и зарубежного, уделяется и современными учеными, такими как Бажинов М.А., Глазырин М.В., Дмитриев Ю.А. , Игнатов В.Г., Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Лагуткин А.В., Михеева Т.Н., Суник Б.В., Шлихтер А.А., и др.
Вместе с тем остается
малоизученным целый ряд
Глава 1. Конституционные основы взаимодействия государства и местного самоуправления в Российской Федерации
1.1 Органы местного самоуправления в Российской Федерации
Публичная власть в РФ имеет
двухуровневую структуру: государственный
уровень (органы государственной власти,
в том числе органы исполнительной
власти) и местный (муниципальный) уровень
(органы местного самоуправления, в
том числе местная
Органы местного самоуправления
начали создаваться в России вначале
90-х гг. после принятия Закона РСФСР
от 6 июля1991 г. «О местном самоуправлении
в РСФСР». В связи с прекращением
деятельности районных в городах, городских
в районах, поселковых, сельских Советов
народных депутатов (в соответствии
с Указом Президента РФ от 9 октября
1993 г. № 1617 "О реформе представительных
органов власти и органов местного
самоуправления в Российской Федерации"1)
их функции стала выполнять
Законодатель устанавливает
виды организаций, которые относятся
к органам местного самоуправления,
в самой общей форме. В соответствии
с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» органами местного самоуправления
считаются выборные и другие органы,
наделенные полномочиями по решению
вопросов местного значения и не входящие
в систему органов
Органы местного самоуправления - это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории с целью обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения2.
Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами, прежде всего уставами муниципальных образований, компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.
Конституция РФ содержит основу
всех правовых актов и закрепляет
в главе 8 «Местное самоуправление»
наиболее важные принципиальные положения,
определяющие: задачи и цели местного
самоуправления; роль местного самоуправления
в механизме осуществления
Общепринятым является определение конституционного строя, данное О.Е.Кутафиным, который под конституционным строем понимает «определенную форму или определенный способ организации государства, закрепленный в его Конституции»[1]. Поэтому резким диссонансом с общим содержанием статьи 12 звучит завершающая ее фраза о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государства. Во-первых, по нашему мнению, это чисто техническая норма, которой совершенно не место в главе, посвященной основополагающим принципам организации российского общества и государства. В лучшем случае ее можно было бы включить в главу 8, непосредственно посвященную организации местного самоуправления.
Во-вторых, нельзя не согласиться с С.А. Авакьяном в том, что вряд ли оправдано противопоставление государства и местного самоуправления, представленного органами власти, ближе всех стоящими к населению[2]. Как справедливо отмечает А.И.Черкасов, «практически невозможно провести абсолютную границу между функциями государственного управления и местного самоуправления. Ведь местные органы власти осуществляют как сугубо местные функции, так и полномочия, вытекающие из централизованного управления»[3].
В рамках концепции противопоставления
государства и местного самоуправления
тем более алогичной
Стоит отметить, что и Европейская Хартия о местном самоуправлении не становится на позицию противопоставления, местного самоуправления государству, а исходит из необходимости лишь широкой автономии местных органов самоуправления в отношении своей компетенции[4].
Появление указанной нормы в действующей в Конституции России можно объяснить стремлением ее авторов отстраниться от исторического опыта Советов. Именно это заставило их отказаться как от плохого, так, к сожалению, и от хорошего, что несла в себе система Советов.
Согласно статье 130 Конституции
РФ, местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение
При этом Конституцией РФ осуществлено
разграничение вопросов ведения
между федеральным и
Если на конституционном
уровне разграничение вопросов ведения
между федеральной и
Организационное обособление государственной власти и местного самоуправления лишило систему муниципальных органов возможности реализации еще одного конституционного принципа: разделения властей.
1.2 Разделение властей в Российской Федерации
Согласно Конституции РФ (ст.10) государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Перечисленные ветви власти самостоятельны. Однако остается неясным, включают ли «выборные и другие органы местного самоуправления» перечисленные ветви власти и какое взаимоотношение между ними. Конечно, было бы неправильным навязывать населению конкретную модель организации муниципальной власти, однако зарубежная практика показала эффективность и жизнеспособность разделения властей, в том числе и на местном уровне.
Неясность положений Конституции
по этому вопросу дала основание
федеральному законодателю отойти от
принципа разделения властей на уровне
местного самоуправления и наделить
главу муниципального образования
правом возглавлять всю деятельность
по осуществлению местного самоуправления
на территории муниципального образования
(ст. 16 Федерального закона “Об общих
принципах местного самоуправления
в РФ”). Более того, рассматриваемый
Закон предоставил главе
Большинство субъектов Федерации
восприняли эту рекомендательную норму
как императивный приказ[8], а Московская
городская дума пошла еще дальше,
создав на муниципальном уровне симбиоз
из законодательной и
Следующей проблемой, требующей
конституционного решения, является проблема
о наделения местного самоуправления
самостоятельной
Положения Конституции РФ
о муниципальной собственности
получили развитие в Федеральном
законе “Об общих принципах